Статья
1406 26 июня 2010 10:15

Саммиты G8 и G20

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в ходе состоявшейся накануне двусторонней встречи «на полях» саммита «восьмерки» выразили пожелание обменяться визитами.



«Стороны согласились с необходимостью интенсифицировать двусторонние контакты. Было заявлено, что есть желание обменяться визитами», - сообщила журналистам пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова.



По ее словам, встреча продолжалась почти час. Среди тем, которые обсудили лидеры РФ и Великобритании, Тимакова назвала, в частности, ближневосточное урегулирование, ситуацию вокруг BP в связи с аварией в Мексиканском заливе, еще ряд тем. При этом на вопрос журналистов Тимакова ответила, что в графике президента на ближайшее время встреча непосредственно с главой BP не значится.



Отвечая на вопрос, обсуждалось ли на встрече так называемое «дело Литвиненко», Тимакова отметила, что «был упомянут определенный перечень имеющихся разногласий в связи с этим делом». «Данная тема как таковая не обсуждалась», - сказала она.



При этом Наталья Тимакова подчеркнула, что и российская, и британская стороны «отдают себе отчет в том, что ведут отношения не с чистого листа, есть ряд вопросов друг к другу, но это не означает, что Россия и Великобритания не могут двигаться дальше в совместном урегулировании вопросов на международной арене и в расширении двусторонних экономических возможностей».



Пресс-секретарь президента РФ отметила, что британская сторона подтвердила поддержку российской инициативе о проведении международной конференции по Ближнему Востоку.



Президент России Дмитрий Медведев также провел переговоры с премьер-министром Японии Наото Каном.



Кан был избран премьер-министром Японии в июне после того, как кабинет во главе с Юкио Хатоямой подал в отставку.



Также в рамках саммита «большой восьмерки» президенты РФ, США и Франции приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования с тем, чтобы приступить к разработке проекта Мирного соглашения.



«В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения», - говорится в заявлении Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, которое они приняли в качестве руководителей государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ.



Три президента поручили министрам и посредникам «продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате».



Лидеры РФ, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования.



В заявлении отмечается, что главы государств - сопредседателей Минской группы «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом».



Среди этих принципов названы также определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха «путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию».



Страны «восьмерки» намерены мобилизовать в течение пяти лет $5 млрд на содействие международному развитию в области борьбы с материнской, младенческой и детской смертностью.



О начале этой инициативы, получившей название Мускокской, объявлено в декларации «восьмерки», принятой по итогам саммита.



«Наши совместные шаги будут направлены на поддержку мер по укреплению национальных систем здравоохранения в развивающихся странах с целью создать условия для предоставления основных услуг по охране здоровья матери и ребенка», - говорится в документе.



В этих целях «восьмерка» обязуется мобилизовать, начиная с сегодняшнего дня $5 млрд дополнительных средств для распределения в течение следующих пяти лет», - отмечается в декларации. «Восьмерка» приветствует решение ряда других стран и фондов присоединиться к этой инициативе.



«Мы имеем твердые основания ожидать, что в период с 2010 по 2015 гг. в рамках наших соответствующих бюджетных процедур инициатива Мускоки сможет мобилизовать значительно большую сумму, чем $10 млрд.



В документе отмечается, что «восьмерка» уже вносит ежегодно $4,1 млрд на содействие международному развитию в этой области.



Лидеры «восьмерки» также ожидают, что инициатива даст импульс разработке совместного плана действий по укреплению здоровья женщин и детей, который осуществляется под эгидой ООН.



Государства «большой восьмерки» обеспокоены распространением пиратства в мире.



«Когда в прибрежных зонах не существует эффективной системы управления, они становятся прибежищем для преступников, контрабандистов, пиратов и террористов. В условиях, когда около 90 000 судов находится в море, растущие проблемы пиратства и перемещения партий наркотиков и других контрабандных товаров стоимостью в миллиарды долларов угрожают мировой стабильности и безопасности», - говорится в мускокской декларации «группы восьми».



«Мы вновь подтверждаем приверженность борьбе с пиратством у побережья Сомали и обеспокоены его распространением на близлежащие акватории», - отмечается в документе.



«Способствуя усилиям международного сообщества, «Группа восьми» будет продолжать оказывать содействие ключевым прибрежным государствам и региональным организациям в обеспечении безопасности на море», - говорится в декларации.



Согласно документу, эта помощь будет включать в себя наращивание потенциала в таких областях, как морское управление, патрульная авиация, береговая охрана, обеспечение соблюдения правил рыболовства, обмен и обобщение данных морских разведок, а также содействие в законодательной, судебной, процессуальной и исправительной практике.



«Цель этих действий будет заключаться в повышении оперативной эффективности и скорости реагирования государств и региональных организаций для обеспечения повышенной бдительности на море и защиты суверенитета», - говорится в декларации.



Эта работа, как отмечается в декларации, «позволит лучше обеспечивать безопасность прибрежных районов и преследовать пиратов»; кроме того, предпринимаемые меры будут препятствовать расширению связей между преступными и террористическими сетями, подрывающими стабильность и систему управления во многих государствах Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки.



Государства «большой восьмерки» окажут помощь ООН в подготовке полицейских сил для участия в миротворческих операциях.



«Страны «Группы восьми» намереваются заниматься обучением, подготовкой и, при необходимости, экипировкой полиции, в том числе новых Сформированных полицейских подразделений (СПП) для участия в миротворческих операциях ООН и Африканского союза», - говорится в мускокской декларации G8.



«В этих целях страны «Группы восьми» будут также сотрудничать с другими странами-донорами и странами, участвующими в формировании полицейских сил, в том числе с развивающимися странами и новыми донорами», - отмечается в документе.



«Мы будем работать над тем, чтобы новые СПП имели необходимую экипировку и оборудование, были полностью обучены и подготовлены для развертывания в соответствии со стандартами ООН», - говорится в декларации.



Как отмечается в документе, ООН все чаще опирается на Сформированные полицейские подразделения (СПП) в целях оказания энергичного и быстрого содействия восстановлению общественного порядка и безопасности.



СПП являются сплоченными, самодостаточными подразделениями профессионалов, которые развертываются как одна группа и способны действовать в условиях повышенного риска. Количество таких подразделений недостаточно для удовлетворения существующего спроса, а некоторые из тех, что уже развернуты, не обладают достаточными возможностями, говорится в документе.



Лидеры «восьмерки» обсудили план возможных действий по ключевым международным проблемам безопасности, таким как Иран, Ближний Восток, КНДР и Афганистан, сообщил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.



«Лидеры высказались о том, что необходимо сделать в будущем как в рамках коллективных усилий, в частности, по Ирану, так и в рамках действия для каждой отдельной страны, в частности, по ближневосточному урегулированию», - заявил Дворкович.



«Ни по одной проблеме сверхоптимизма у лидеров нет, но в то же время, есть понимание, как можно действовать в ближайшее время», - сказал он.



«Президент Медведев выступал на заседании первым и высказался, в частности, по ближневосточному урегулированию, рассказал о своих контактах с лидерами региона», - сообщил помощник главы российского государства. Все вопросы, которые обсуждались и были согласованы, зафиксированы в итоговой Декларации, сообщил Дворкович.



Лидеры «восьмерки» не приняли конкретного решения о проведении саммитов в формате «восьми» и «двадцати» в одно и то же время, как они совпали в этом году, сообщил журналистам Аркадий Дворкович по итогам саммита «восьмерки».



«Этот вопрос затрагивался накануне, но конкретного решения нет», - отметил он.



«Есть свои плюсы и минусы в том, чтобы проводить саммиты близко по времени, и в том, чтобы их разделить», - отметил он.



«Мы хотим, чтобы сохранялось взаимное доверие между всеми партнерами, и не было опасений, что «восьмерка» что-то решает в узком кругу, а потом с готовыми решениями выходит на «двадцатку», - пояснил Дворкович.



Помощник президента сообщил, что следующий саммит «восьмерки» пройдет во Франции, в Ницце. «Франция пока не объявила конкретные даты, но насколько я понимаю, «восьмерка» планируется на лето, а «двадцатка» - на осень», - отметил Дворкович, снова напомнив, что окончательного решения еще не принято.



Москва выступает за создание новой системы контроля кредитно-денежной и бюджетной политики стран, чтобы избежать повторения глобального экономического кризиса, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович журналистам по итогам саммита «восьмерки».



«Наилучший сценарий развития событий - это сценарий, при котором мир будет основываться на большем числе резервных валют, либо - как один из вариантов - более высокой роли прав заимствований МВФ. Кроме того, уже в краткосрочной перспективе одним из серьезных элементов новой системы координации макроэкономической политики должно стать взаимное обсуждение и по сути такой квазиконтроль», - сказал Дворкович.



По его словам, речь не идет о создании мирового министерства финансов.



«Но обзор политики друг друга и взаимные консультации в отношении того, как ведется кредитно-денежная и бюджетная политика, такие консультации и согласие всех ключевых стран-участниц должны повысить устойчивость мировой валютной системы и сделать ее менее подверженной для тех рисков, которые сегодня возникают», - пояснил Дворкович.



В то же время он отметил, что президент Франции говорил о том, что страны должны противодействовать атакам на национальные валюты, которые приводят к дестабилизации в целом».



Помощник президента РФ подчеркнул, что никаких конкретных предложений президент Франции не высказывал. Они будут обсуждаться на саммите «двадцатки».



В свою очередь министр финансов России Алексей Кудрин отметил, что лидеры G20 на встрече в Торонто примут решение по снижению дефицита бюджетов 2011 года.



«С 2011 года все ведущие страны начинают снижать свои дефициты. Европейские страны должны сократить дефициты к 2013-му году примерно в 2 раза, наполовину», - сказал Кудрин журналистам.



«Это решение трудно вырабатывалось, потому что были позиции, что еще не время снижать дефициты, еще время полным ходом поддерживать спрос, чтобы поддержать рост», - сказал он.



Однако, по словам вице-премьера, уже очевидно, насколько сложная ситуация сложилась в Европе в части величины долга, величины дефицита.



«Не все страны способны сейчас его уже обслуживать. Такая ситуация может усугубиться и в других странах, если они не соизмерят свои возможности по долгу. Поэтому мы нашли оптимальный вариант, оптимальную стратегию сохранения дефицитов, но их снижения. Вот это решение сегодня будет принято», - сказал Кудрин.



«Это коллективное решение, оно позволяет правительствам стран встроиться в этот график», - отметил он.



Глава Минфина заявил, что и Россия пойдет по этому графику.



«Если у нас в этом году мы ожидаем дефицит около 5,4%, то уже в 13-м году - около 2%. Таким образом, мы примерно будем соответствовать этому графику», - сказал он.



При этом вице-премьер обратил внимание на то, что Россия приняла эту стратегию немного раньше, чем другие государства.



«Мы вырабатывали наше решение самостоятельно, сегодня мы убедились, что оно соответствует выработанной общей позиции», - добавил он.



Алексей Кудрин также отметил, что в ходе саммита лидеры должны утвердить решения, выработанные министрами финансов в ходе их встречи в июне в Южной Корее.



«Многие из них будут поддержаны, но по некоторым вопросам, я знаю, мы сегодня еще не договоримся и отложим принятие решения на октябрь», - сказал Кудрин.



При этом вице-премьер РФ не видит в этом серьезной проблемы.



«Идет процесс создания условий новой мировой финансовой архитектуры. Это не одномоментный процесс, это тяжелейшая работа месяц за месяцем. Сегодня будут приняты очередные решения, будут поставлены задачи к октябрю. Мы ждем продвижения», - сказал он.



Говоря о новом формате в рамках «двадцатки» - так называемом деловом саммите, глава Минфина заметил, что принимаемые в рамках G20 решения имеют смысл только если положительный эффект от них почувствует бизнес.



«Если мы будем говорить очень красивые слова, а бизнес не почувствует никаких изменений, то ничего и не произойдет. Поэтому общение с бизнесом - это как раз обратная связь: дают ли все меры, которые вырабатываются, конкретные возможности для бизнеса, готов ли бизнес развернуться, активизироваться и тем самым способствовать повышению роста или чего-то очень серьезно не хватает», - отметил он.



Кудрин положительно ответил на вопрос, готовы ли власти «двадцатки» прислушаться к тому, о чем будут говорить бизнесмены.



В частности, отметил он, речь идет о предложениях, касающихся кредитования. «Настройкой, нахождением баланса необходимо заниматься и именно в диалоге с бизнесом. Мы будем его слушать», - заверил он.

Комментарии экспертов

Представительство России в «большой восьмёрке» явно повышает её статус. Это для нее почетно, к тому же появляется возможность для проведения продуктивных неформальных консультаций и достижения договорённостей.

В рамках «большой двадцатки» это сделать сложнее. По большому счёту, этот мировой клуб более размыт, чем «восьмерка». Почему за него держатся государства третьего мира, государства мировой периферии? Ответ прост: чтобы преодолеть доминацию ведущих западных стран.

Что же касается РФ, то для неё присутствие в «большой двадцатке» и «большой восьмёрке» выгодно по двум причинам. С одной стороны, в рамках «большой восьмёрки» мы решаем вопросы с ведущими мировыми экономическими державами, прежде всего западными. Это как площадка для консультации с ведущими странами Запада. А «большая двадцатка» - это площадка для консультаций с другими ведущими мировыми игроками, относящимися к западному ареалу.

После того, как разразился финансово-экономический кризис, ведущие западные страны достаточно серьёзно пострадали. С одной стороны, США продемонстрировали, что они преувеличивали свое глобальное экономическое господство, раз они допустили такую масштабную катастрофу.

С другой стороны, ЕС также начинает экономически пробуксовывать во многом в силу того, что в своё время Брюссель проводил слишком недальновидную политику расширения своих границ, и в итоге сейчас европейским странам-донорам нужно кормить целый ряд государств-реципиентов, государств Восточной и Центральной Европы, экономики которых весьма слабы. На мой взгляд, это тормозит экономическое развитие ЕС и способствует очень серьёзным издержкам. Вспомнить, хотя бы Грецию. И такого рода проблемы сейчас остаются у целого ряда европейских стран.

В подобных условиях создаются определённые предпосылки для размывания узкого круга мировых лидеров, и всё громче заявляют о себе Китай, Индия и Бразилия. Россия, может быть, в меньшей степени, поскольку она сейчас серьёзно пострадала в ходе финансово-экономического кризиса, и пока что ей приходится консолидироваться, сосредотачиваться.

«Восьмёрка» - это клуб наиболее промышленно развитых западных государств плюс России, в рамках которого обсуждаются многие вопросы, связанные с современной финансовой архитектурой, которая во многом остаётся западноцентричной.

Кроме того, в рамках «Восьмёрки» было принято достаточно большое количество решений по помощи развивающимся странам, часть из которых, кстати, входит в «Большую двадцатку». Были приняты решения по вопросу, связанному, например, с климатом. В рамках «Восьмёрки» близость позиций более очевидна, чем в рамках «Двадцатки».

То есть, есть проблемы, которые «Восьмёрка» будет обсуждать. Она будет обсуждать это ровно столько, сколько в этом будут заинтересованы страны, входящие в неё. И пока они в этом заинтересованы.

Что касается снижения значимости «Восьмёрки» в последнее время, то это очевидно. С одной стороны, происходит сокращение удельного экономического веса всех стран, которые входят в «Восьмёрку», в мировой экономике, потому что растут другие центры силы и во время экономического кризиса вся «Восьмёрка» падала, а, скажем, Китай и Индия поднимались.

Кроме того, как выясняется, все те проблемы, с которыми сталкивается мировая экономика, не решаемы в рамках «Восьмёрки», хотя бы потому, что среди стран «Восьмёрки» кроме России, пожалуй, нет страны, где есть какие-то свободные средства, которые могут быть пущены на программу поддержки других государств. Без Китая и Индии здесь вряд ли что-то можно сделать.

Что же касается формата «Двадцатки», он так же не институционализирован, как механизм «Восьмёрки». Это новая структура, которая уже обретает плоть и кровь. Это своего рода диалог цивилизаций. Если «Восьмёрка» - это больше западный клуб плюс Россия, то «Двадцатка» - это явный диалог цивилизаций, которые представляют все крупнейшие экономики мира. Это больше 80% мировой экономики, это все страны – и те, которые на восходящем тренде, и те, которые испытывают экономические проблемы. В любом случае, очевидно, что какие-то основополагающие решения по антикризисной политике, по финансовому регулированию возможны только в рамках «Двадцатки». 

При этом, G8 не имеет вообще никаких инструментов управления. Это только переговорная площадка. Инструментами обладают государства, которые входят в «Восьмёрку». Естественно, у них больше, чем у кого бы то ни было, инструментов для решения в первую очередь экономических проблем.

Сейчас «Двадцатка» обсуждает большое количество вопросов, связанных с мировой финансовой архитектурой. Это правильно, потому что раньше все эти вопросы решались западным клубом. Теперь же это бессмысленно, потому что у МВФ и Всемирного банка просто нет денег. Если эти деньги у них не появятся из стран, где деньги есть, типа Китая, то их вообще не будет.

При этом голосующая доля у развивающихся стран, в том числе у России, крайне мала и несопоставима с размерами экономик. Сейчас это дело исправляется, в том числе с помощью механизмов «Двадцатки», механизмов БРИК тех государств, которые находятся на восходящем тренде.

Что касается превращения Москвы в финансовый центр, то это совершенно другой круг вопросов. Он связан с тем, чтобы, во-первых, двигаться в сторону конвертируемости рубля. Во-вторых, чтобы создавать нормальный бизнес-климат в России, с чем у нас не всегда благополучно. Должна быть привлекательная налоговая среда. Должны быть хорошие гостиницы, аэропорты, не должно быть пробок на дорогах. Лишь в этом случае Москва станет привлекательным городом для бизнеса.

Во всяком случае, сейчас, после того как обнаружили слабость европейской, американской экономики, разговоры о Москве как о финансовом центре вызывают намного меньше скептических усмешек, нежели раньше.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".