Статья
7230 8 июля 2010 0:01

Государство уходит в сеть

В Твери прошел социально-экономический форум по вопросам развития информационного общества. Одной из центральных тем стал вопрос широкого внедрения госуслуг в электронном виде.

Глава аппарата правительства, вице-премьер Сергей Собянин РФ заявил, что в России впервые в единую систему собран весь набор услуг, предоставляемых государством населению.

«Сегодня на этом портале (госуслуги.ру) присутствуют 410 основных федеральных услуг и более двух тысяч региональных услуг. К порталу подключены 62 субъекта РФ со своими государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде», - сказал Сергей Собянин на социально-экономическом форуме в Твери.

Он выразил надежду, что до конца года подавляющее большинство субъектов РФ будет подключено к этому порталу, и «тогда в стране будет действительно единая система предоставления государственных услуг». «Сегодня портал ежедневно посещают около 20 тыс. человек, 117 тыс. зарегистрированы на портале.

Сегодня уже 33 услуги полностью переведены на третий этап в соответствии с постановлением правительства о первоочередных услугах, которые должны быть переведены в электронную форму», - отметил вице-премьер.

По его словам, граждане сегодня имеют реальную возможность в электронном виде подавать заявление на получение услуг.
«Еще по 11 услугам есть полная технологическая готовность, их запуск ограничивается решением некоторых юридических вопросов, и мы сегодня работаем над их решением», - подчеркнул Сергей Собянин.

В числе «лидеров» среди государственных учреждений, которые переходят на оказание электронных услуг населению, Сергей Собянин назвал Федеральную миграционную службу, Росреестр, Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд РФ.

Глава аппарата правительства сообщил, что кабинет министров планирует расширить перечень приоритетных госуслуг в электронном виде, и соответствующие предложения уже готовятся Минэкономразвития. В этот перечень предполагается включить такие услуги, как официальные справки о наличии или отсутствии налоговой задолженности, вопросы аккредитации образовательных и научных учреждений, прием заявок на изобретение и выдачу патентов и ряд других. «Всего около 20 услуг, которые будут включены в перечень первоочередных услуг», - заявил Сергей Собянин.

Он также отметил, что правительством в режиме пилотных проектов разрабатываются принципиально новые технологии, в частности, проект, связанный с универсальной электронной картой, которая позволит идентифицировать личность гражданина и будет выполнять ряд важнейших функций: полиса ОМС, свидетельства пенсионного страхования, социальной карты, проездного документа и целый ряд других.

Второй пилотный проект, по словам Сергея Собянина, связан с организацией платежей в адрес госорганов, «что позволит пользователям просматривать в «личном кабинете» портала госуслуг все свои начисления, затем распечатывать годовой платежный документ или же оплачивать услуги непосредственно банковской картой.

По словам Сергея Собянина в ноябре текущего года большинство федеральных ведомств перейдут на электронный документооборот. Также на форуме выступил советник президента РФ Леонид Рейман. Он обратил внимание участников на проблему ГЛОНАСС и оборудование этой системой общественного транспорта

«С помощью системы доступа через интернет к данным движения общественного транспорта граждане могут получить точную информацию о времени прибытия на любую остановку автобуса, троллейбуса или маршрутного такси», - сказал Леонид Рейман.  При этом он отметил, что такую информацию граждане могут получить либо через интернет, либо на специальном табло на остановках. Он добавил, что соответствующий проект уже запущен в Рязанской области.

Существует также  идея перехода на электронные медицинские карты. «Целый ряд субъектов заявили о своих планах по созданию комплексов медицинских информационных систем на региональном масштабе и переходу на внедрение истории болезни пациентов в электронном виде», - сказал Леонид Рейман. По его словам, в Санкт-Петербурге, Перми, Башкирии проводится эксперимент по внедрению системы записи населения на прием к врачу через Интернет.

В целом же приоритеты существующей программы «Информационное общество» обрисовал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. По его словам конечная цель программы - повышение прозрачности, управляемости и конкурентоспособности экономики РФ. «Цель госпрограммы "Информационное общество" - создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, - заявил Щеголев. - А также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни».

«До сегодняшнего дня наши силы были направлены на максимальное применение существующих технологий и возможностей, - продолжает глава Минкомсвязи. - Мы автоматизировали работу учреждений, налаживали межведомственное взаимодействие, обеспечивали интеграцию информационных систем. При этом мы уже сегодня наблюдаем лавинообразное увеличение информации, которая потенциально дает нам огромные возможности при ее грамотном использовании».

Сегодня, по словам министра, естественно, нужны новые технологии и подходы, которые позволят совершить нашей стране существенный прорыв в области создания и использования высокотехнологичной продукции. Поскольку госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, ее реализация обеспечит эффективный инструмент для модернизации всей экономики.

Повышение качества жизни граждан должно выражаться в доступных сервисах, которыми мы пользуемся, практически, ежедневно, добавил министр. Это и запись на прием к врачу по Интернету, и оплата штрафов с мобильного телефона, и недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах РФ, и доступный скоростной Интернет для граждан нашей страны.

«Для улучшения условий развития бизнеса основной задачей является обеспечение юридической значимости обмена электронными документами и доступность современной базовой инфраструктуры. Мы считаем, что это послужит стимулом для повышения производительности труда и внедрения инноваций. Результатом программы должно стать повышение прозрачности и управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики и государства в целом», - заключил Щеголев.

В Твери наряду с форумом состоялось заседание Совета при президенте по развитию информационного общества, которое возглавил Дмитрий Медведев. Президент считает, что информационные технологии позволят более точно планировать бюджет страны, в том числе расходы в социальной области.

«Такого рода работа позволит более точно планировать бюджетные расходы на социальную сферу. Сегодня государственные, муниципальные учреждения переходят от сметного принципа к планированию расходов на основе объемов реально оказываемых услуг, и в решении этих задач ключевую роль должны сыграть сами информационные системы», - заявил Дмитрий Медведев на заседании совета.

Говоря о социальной сфере Дмитрий Медведев обратил внимание на науку и образование. Он считает, что нужно ускорить создание единой электронной базы научных диссертаций. «Все диссертации, все авторефераты по-хорошему должны быть выложены в электронной форме, чтобы были видны и те, кто у нас реально наукой занимается, и те диссертации, за которые просто стыдно иногда бывает», - отметил президент.  Президент потребовал также ускорить создание национальной электронной библиотеки и процесс оцифровки музейных ценностей.

«Мы традиционно гордимся нашими корнями, нашими большими, богатыми пластами историко-культурного наследия. Однако для того, чтобы сохранить его для потомков, мы делаем далеко не все. Процесс оцифровки музейных коллекций, обеспечение доступа к ним через соответствующие сайты пока идет очень неравномерно», - сказал президент РФ.

Он заявил, что программы оцифровки музейных коллекций ведутся в отдельных регионах, но не скоординированы между собой. «Это ведет к тому, что пользоваться этим просто неудобно. Что-то не соединяется, что-то не раскрывается. Это нужно поставить на единую технологическую основу», - сказал Дмитрий Медведев. Он поручил подключить все библиотеки к интернету.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости совершенствования компьютерной системы единого госэкзамена и ускоренного внедрения электронных ресурсов в системе российского образования в целом.

«Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе идет еще достаточно медленно. Нужна система методической технической поддержки педагогов на местах», - сказал Дмитрий Медведев на заседании совета. Он напомнил, что национальная инициатива «Новая школа» предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям.
«Пока же такие новеллы, как электронный журнал оценок с доступом родителей к оценкам через Интернет, как получение в ряде случаев смс-оповещений используются только в школах в крупных городах», - отметил президент.

По его словам, дальнейшего совершенствования требует компьютерная система ЕГЭ. «Ее задача - исключить любого рода манипуляции при сдаче выпускных экзаменов. Я, конечно, не переоцениваю роль собственно компьютерных средств здесь, но и исключать их влияние или недооценивать тоже нельзя», - заявил Дмитрий Медведев. Президент подчеркнул, что до сих пор не завершено создание системы дистанционного обучения для детей, которые из-за проблем со здоровьем не могут посещать школу. Он отметил, что средства регионам на реализацию этой программы выделялись, «но в большинстве работа не завершена». «Поэтому эту задачу нужно решать в приоритетном порядке», - сказал Дмитрий Медведев.

Продолжая тему школьного образования, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что если региональные власти не будут обеспечивать школы интернетом, то будет прямая реакция на их действия. «Да, сейчас не самая простая ситуация, но, тем не менее, ничего страшного нет, вполне можно эти деньги изыскивать, меньше строить бессмысленных вещей, а выделять деньги своим школам», - заявил Дмитрий Медведев на заседании Совета при президенте РФ по развитию информационного общества.
Касаясь обеспечения российских школ интернетом, Дмитрий Медведев отметил, что не может допустить «чтобы те средства, которые когда-то были предусмотрены в федеральном бюджете, оказались выброшенными на ветер».

«Но еще более досадно, если таким образом дети, которые учатся в школе, лишатся возможности получать информацию из интернета. Поэтому, если наши коллеги, которые отвечают за оплату трафика в регионах, я имею в виду губернаторов, этого не делают, то это должно быть предметом прямого реагирования», - подчеркнул президент РФ. По его словам, по сути это означает «перевод денег». Он добавил, что со всеми губернаторами существуют договоренности о том, что после подключения они отвечают за оплату трафика по истечению определенного времени.

Министр образвания Андрей Фурсенко, в свою очередь, добавил, что с обеспечением школ интернетом есть проблемы на Северном Кавказе, однако заверил, что к 1 сентября этого года все образовательные учреждения на 100% будут обеспечены доступом во всемирную сеть.

Комментарии экспертов


Информационное общество  - не столько теория, не столько какая-то придумка, история, которая кем-то реализована. Это общество, которое возникло в последней трети XX века. Это тип общения людей, который раньше никогда не существовал. Это скоростное общение, мгновенная передача всех видов информации: аудио, видео, знаковая информация и др. За счёт того, что происходит резкое сокращение времени передачи информации, меняется весь стиль жизни и меняются типы человеческого поведения. Поэтому информационное общество – это та реальность,  которую мы вошли, желая того или нет. Конечно, это прямое следствие научно-технического и технологического прогресса.

Нам надо думать не о том, что кто-то уже там живёт, а нам нужно срочно перестраиваться. Мы тоже живём в этом информационном обществе. Другое дело, что нам нужно научиться извлекать все выгоды, которые связаны с жизнью в информационном обществе. Этого мы пока делать не умеем. Хотя бы примитивная программа «Электронное правительство», которая у нас существует, хотя бы устроить новый тип общения между органами власти и гражданами, то есть получение услуг от органов власти с помощью интернета и других форм связи – вот тот минимум, который предполагает реальность информационного общества.

Развитие информационного общества сталкивается с разного уровня сложностями. Это и квалификация персонала, который далеко не везде и далеко не весь способен даже просто включить компьютер, то есть это компьютерная грамотность как минимум. Во многих случаях это нежелание людей, которые трудятся в сфере органов власти, которых привычно называть чиновниками или бюрократией, входить в эту информационную среду, потому что она открыта, проверяема и прозрачна.
 

По уровню информатизации широкого населения регионы отличаются сильно. Но если анализировать элиты или молодёжь, которая уже включена в какие-то информационные, социальные сети, потоки информации, то отличие на самом деле не такое большое. С другой стороны, есть отличие в удобстве и стоимости доступа. В каких-то регионах это очень дорого, а в каких-то – уже нормально. 

Конечно, нужны специальные федеральные программы. Нужно подключать как можно больше людей, организаций, которые обеспечивают общественный доступ к каким-то публичным ресурсам. Надо подключать к интернету, другим информационным технологиям. Это необязательно делать на широкополосной основе, то есть выделять бесплатно или выделять какие-то безумные скорости, но базовый доступ к интернету и информационным ресурсам должен быть обеспечен в самых разных уголках: и в школах, и в библиотеках, и в каких-то публичных местах. Это нужно делать максимально.

Во многом национальные приоритетные проекты решили проблему доступа к информации, поставив задачу интернетизации по всей стране, интернетизации школ. Вместе с тем, я не могу сказать, что везде это возможно и доступность одинакова.

Что касается детей-инвалидов, то я думаю, что для них есть две возможности, которые должны быть реализованы государством – это право выбора: с одной стороны, возможность дистанционного обучения и, с другой стороны, возможность эксклюзивного образования, то есть с учётом психологических и других особенностей. Я думаю, что это право должно быть реализовано в силу направления инвалидности, психологических особенностей, социальных, территориальных и т.д. особенностей.

Мне кажется, что интернет даёт детям-инвалидам очень серьёзное преимущество, потому что решается стандарт доступности пространства и времени. Это доступность, которую даёт интернет, при обеспечении безопасности.

Мы знаем, что эта тема существует в информационном обществе. Во втором чтении единогласно приняли закон о безопасности интернета, об ограничениях, которые не должны наносить ущерб воспитанию и здоровью детей. Поэтому нужно обеспечить безопасность интернет-пространства для детей. Эту проблему нужно решать, чтобы она не была связана с социальным, территориальным и т.д. расслоением. Нужно обеспечить право на информацию как неотъемлемое право для всех детей, обеспечить это общественным и государственным контролем, особенно для семей, где есть дети-инвалиды, и для государственных учреждений, где такие дети воспитываются и получают образование.

Я думаю, что это правильный подход, потому что образование – это самый серьёзный социальный лифт, который может решить очень многие проблемы.
 

Электронный документооборот – вещь очень полезная и нужная, она облегчает жизнь людям, и она упрощает работу госаппарата, делает её более мобильной, более оперативной и более проверяемой. Безусловно, это плюс.

Минус – здесь то, что объективно возможен компьютерный сбой. Может быть рукотворный компьютерный сбой, когда недобросовестный чиновник уничтожает или фальсифицирует документ, исходя, например, из своих корыстных соображений (или это может быть месть). Он фальсифицирует документ, и в электронном документообороте это сделать проще, чем на бумаге, потому что в электронном документе – нолики и единички, больше там ничего нет. Это информационный код, и ничего, кроме цифровой информации, там нет. Поэтому фальсификация здесь более реальна.

Но во многих случаях электронный документооборот снимает проблемы, делает общение человека с государственными органами более простым, ясным, понятным, удобным. Но действительно есть проблемы вмешательства, раскрытия конфиденциальной информации.

Когда я общаюсь с налоговой службой, я исхожу из того, что данные о моих доходах будет знать государство, но не будут знать мои соседи, потому что их это совершенно не касается, и, самое главное, не будут знать бандиты, которые захотят меня ограбить. Поэтому вопрос защиты информации от незаконного раскрытия очень важен.

Человек вводит в соответствующую электронную форму свои персональные данные, но где гарантия что это действительно его персональные данные? Здесь тоже возможны фальсификации и подделки. Это общая проблема, она не касается интернета. В электронном документообороте она приобретает свои особенности. Это особенность проблемы, но не новая проблема. Когда студент приходит с чужой зачёткой сдавать экзамен – такое тоже бывает. 

 

Подавляющее количество молодёжи пользуется социальнми сетями. На мой взгляд, сегодня эту сферу деятельности надо отрегулировать. Тех пользователей, которые там существуют, необходимо идентифицировать по каким-то данным.

Допустим, сегодня есть операторы мобильной связи. Для того, чтобы купить сим-карту, необходимо предъявить паспорт. Так же – с социальными сетями, если вы хотите завести аккаунт – позвольте идентифицировать себя.

Человек, пользуясь какой-то услугой, должен нести ответственность за её использование. Он должен понимать, что за оскорбления или распространение какой-то информации он должен нести ответственность.

Сегодня непонятно, что творится в социальных сетях. Нарушаются авторские права, распространяются пиратские копии фильмов, которые люди снимают за деньги, молодёжи доступна большая масса порнографии. И это никак не пресекается. Есть какие-то попытки, но они вялые. Любой человек может зайти под любым аккаунтом и выложить туда гигабайты этих фильмов. И это смотрит молодёжь, начиная лет с 10. Уже маленькие дети сегодня пользуются интернетом.

Необходима идентификация пользователей в социальных сетях, чтобы законодательно была прописана конкретная ответственность, что если ты ищешь каналы распространения наркотиков или распространяешь порнографию, то ты должен нести ответственность.

Второй момент. Выходит какая-то новость, и на большинстве информационных сайтов у пользователей есть возможность писать комментарии в формах. Зачастую эти комментарии никак не модерируются, то есть человека могут элементарно оскорбить, как-то унизить. И это же не просто междусобойчик, это читают сотни, тысячи, миллионы. И эти оскорбления выходят на публичное видение. То есть получается, что в интернете человека можно безнаказанно оскорблять и унижать. И это также необходимо регулировать.

Предложение. На мой взгляд, в долгосрочной перспективе мы придём к тому, что доступ в интернет из любой точки мира будет возможен после входа. То есть у каждого будет какой-то идентификационный номер и будет какой-то логин. Условно говоря, в любой точке мира я могу зайти в интернет, если я забиваю имя пользователя и пароль. Только тогда я смогу пользоваться интернетом.

Это позволило бы, например, участвовать в дебатах. Мы могли бы голосовать через интернет. Если я гражданин России и у меня есть паспорт, то у меня гипотетически в паспорте может быть прописан номер пользователя. Я захожу в интернет и отдаю свой голос за какую-то партию или за какого-то кандидата. Открываются новые возможности.

Я считаю, что необходимо, чтобы люди жили по закону и несли ответственность. Для этого необходимо каждого пользователя идентифицировать в интернете. И тогда будет очень много возможностей, и это оградит, в том числе и молодёжь, от какой-то негативной информации, которой в интернете сегодня, к несчастью, очень много.
 

27 октября 2023 Новости  Сравнение российской и украинской информационных кампаний: обзор исследования RAND После начала Россией СВО на Украине многие западные политики и крупные СМИ заявили, что Украина якобы побеждает в информационной войне. Однако реальность может быть более сложной, считают исследователи американского аналитического центра RAND.  28 октября 2022 Новости  Информационное противоборство: как в США видят конкуренцию в этой сфере Какую роль информация играет в деятельности конкурентов и как информационная среда может поддерживать стратегические ответы на их действия? Как США могут лучше организоваться для конкуренции и более эффективно использовать все элементы национальной мощи — дипломатическую, информационную, военную и экономическую? 1 апреля 2020 Колонки
Вирусо-логика страха
 Вирусо-логика страха Елена Кондратьева-Сальгеро о симптомах информационной манипуляции.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".