Статья
2026 2 ноября 2010 23:43

Неадекватная Япония

Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара решил на время отозвать японского посла в Москве Масахару Коно.

«Я решил временно отозвать посла в России Масахару Коно», - сказал журналистам глава МИД Японии.

Между тем, источники в МИД Японии сообщили агентству EFE, что посол вызван в Токио, чтобы проанализировать последствия поездки президента России Дмитрия Медведева на Курилы, вызвавшей недовольство Токио.

Глава международного комитета Государственной думы Константин Косачев считает ошибкой решение властей Японии отозвать своего посла из России.

«Это решение является очередной прискорбной ошибкой Японии в ее политике в отношении России», - сказал Косачев «Интерфаксу».

Он отметил, что не было сомнений, что японская сторона попытается использовать поездку президента Дмитрия Медведева на Курильские острова «для того, чтобы попытаться де-факто затвердить спорный юридический статус четырех южных островов Курильской гряды».

«Эта попытка не удалась, и японской стороне, видимо, остается теперь лишь работать над собственным общественным мнением, причем делать это решительно и бескомпромиссно», - предположил российский парламентарий.

Вместе с тем, он отметил, что такой «радикальный шаг» официального Токио, как отзыв посла этой страны из России, никак не изменит позицию Москвы, которая считала и считает Курильские острова неотъемлемой частью территории России.

«По сути, такой радикальный шаг Токио не может повлиять на российский подход к этой проблеме, а по форме - он лишь затрудняет и отдаляет возможность поисков компромисса по проблеме спорных, как считает Япония, территорий», - сказал Константин Косачев.

Он не стал отвечать на вопрос, можно ли ожидать, что Россия примет адекватные меры, то есть отзовет своего посла из Японии. «Такое решение вправе принимать только руководство страны», - сказал депутат.

Президент РФ Дмитрий Медведев, впервые посетивший в понедельник Курилы, оставил по этому поводу запись в Twitter.

«Обязанность президента - контролировать развитие всех регионов России, в том числе самых отдаленных», - объяснил президент причины своей поездки на Кунашир.

Глава государства также разместил в своем микроблоге одну из фотографий, сделанных во время этой поездки. «Как много в России красивых мест!» - такой подписью Медведев сопроводил фотографию Кунашира.

Президент России побывал на Кунашире в ночь на понедельник по московскому времени. Дмитрий Медведев прилетел на этот остров Курильской гряды после поездки во Вьетнам.

Президент познакомился на Кунашире с работой геотермальной станции, посетил строящиеся объекты и пообщался с жителями острова, которым, в частности, пообещал, что Россия продолжит вкладывать деньги в развитие Южных Курил.

Сразу после прибытия Дмитрия .Медведева на Кунашир премьер-министр Японии Наото Кан выразил сожаление такому поступку российского лидера.

На визит Медведева на Курилы отреагировало и министерство иностранных дел Японии. В японское дипломатическое ведомство был вызван посол России в Токио Михаил Белый, которому вручили официальную ноту протеста. По словам главы МИД Японии Сэйдзи Маэхары, эта поездка «ранит чувства населения Японии».

В Москве в ответ заявили, что реакция японской стороны на посещение президентом РФ Дмитрием Медведевым Южных Курил является непонятной.

«Мы не понимаем реакции японской стороны. Позиция России по данному вопросу остается в силе, и никаких изменений не претерпела», - сказал «Интерфаксу» источник в МИД РФ.

Позже МИД России официально заявил послу Японии в Москве Масахару Коно, что демарши Токио в связи с рабочей поездкой российского президента Дмитрия Медведева на Курилы недопустимы.

«Японской стороне было указано на то, что предпринимаемые ею попытки влиять на выбор президентом Российской Федерации Д.Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы», - говорится в заявлении МИД РФ, распространенном в понедельник.

Эта позиция России была высказана в ходе встречи замглавы МИД РФ Алексея Бородавкина и Масахару Коно в понедельник в Москве.

«Этот японский демарш [резкая реакция Токио на визит Дмитрия Медведева на Кунашир] был в категорической форме отвергнут», - напоминает МИД России.

Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий также выразил удивление реакцией властей Японии на посещение президентом Дмитрием Медведевым южных островов Курильской гряды.

«Вручение российскому послу в Японии ноты протеста по этому поводу нельзя расценить иначе как неадекватную реакцию Токио на посещение главой России Курильских островов», - сказал Слуцкий «Интерфаксу».

Он отметил, что эти острова являются неотъемлемой частью России, и поэтому «президент может без согласования с каким-либо государством посещать любые уголки своей страны - от Калининграда на западе, до Курил и Чукотки - на востоке».

В то же время он отметил, что тема принадлежности ряда островов Курильской гряды стала «вечным раздражителем» для Японии. «Понятно, что прийти к общему знаменателю по этой проблеме с точки зрения официального Токио можно лишь, возвратив Японии Курильские острова, однако это абсолютно невозможно, потому что они являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации», - сказал Леонид Слуцкий.

Другой первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Калашников также считает недопустимым вмешательство Японии во внутренние дела России.

«По меньшей мере, это некорректно - учить нас, куда может ездить глава России без согласия какого-либо иностранного государства», - сказал Калашников «Интерфаксу».

Вместе с тем он признал, что проблема Курильских островов существует, «поскольку прежнее руководство страны совершило ошибку, не заключив в свое время мирного договора с Японией по окончании второй мировой войны».

«Проблема есть, ее решать рано или поздно придется, но не на тех условиях, которые категорически ставит Токио», - сказал Калашников.

Он не считает эту проблему «тупиковой», однако не хотел бы, чтобы она была урегулирована так, как это сделано недавно между Россией и Норвегией по определению границ этих государств на Баренцевом море.

«Сорок лет были споры по этому вопросу, и вот недавно двустороннее соглашение подписано, однако при внесении его на ратификацию в Госдуму уверен, что наша фракция будет голосовать против, так как мы считаем, что Россия необоснованно пошла на ряд уступок Норвегии по этому вопросу», - сказал Калашников.

Как ранее передавали «Актуальные комментарии», визит президента России на Южные Курилы ожидался в конце сентября – начале октября. 27 сентября Дмитрий Медведев, находясь в Петропавловске-Камчатском, пообещал в ближайшее время посетить Курильские острова. «Обязательно туда полечу. Это очень важный регион нашей страны», - заявил президент.

Еще тогда, узнав о подготовке визита, правительство Японии призвало президента Дмитрия Медведева отказаться от плана посещения Курильских островов. Выступая на пресс-конференции 29 сентября, пресс-секретарь правительства Японии Йосито Сенгоку заявил, что «Токио донес до российской стороны свою точку зрения».

Отвечая на вопрос о том, попросила ли японская сторона Медведева отказаться от визита, Сенгоку сказал: «Да, это так».

Напомним, что Токио называет четыре острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи в южной части Курильской гряды своими «северными территориями». Нижняя палата парламента Японии даже одобрила законопроект с призывом о скорейшем возвращении «северных территорий».

Из-за разногласий по поводу островов Москва и Токио не могут подписать мирный договор.

Москва тогда незамедлительно отреагировала на заявления японских властей. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что Россия считает неуместными и неприемлемыми советы некоторых японских политиков, касающихся маршрутов передвижения президента РФ Дмитрия Медведева.

«Президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны. Какие бы то ни было советы извне на этот счет неуместны и неприемлемы», - сказал Нестеренко.

«Считаем необходимым в очередной раз напомнить, что упомянутые острова являются территорией РФ в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам второй мировой войны и закрепленными, в частности, в Уставе ООН», -  подчеркнул российский дипломат.

1 октября источник в администрации главы государства, занимающийся внутренней политикой, отметил, что посещение президентом Российской Федерации Южных Курил может быть приурочено к ближайшему визиту в Японию. «Считали бы уместным приурочить поездку президента на Курилы к ближайшему визиту в Японию», - цитирует источник агентство «Интерфакс».

Глава МИД РФ Сергей Лавров 30 октября во время саммита АСЕАН отметил, что Дмитрий Медведев сам решит, когда ему посетить Курильские острова.

«Президент России сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает», - сказал Лавров, отвечая на вопрос японского журналиста.

На вопрос корреспондента, как скажется поездка Медведева на острова Курильской гряды на двусторонних отношениях России и Японии и будет ли министр иностранных дел РФ относиться с волнением к такой поездке, если она случится, Лавров ответил: «Никакой связи (между поездкой и отношениями) не вижу».

«Как я могу относиться с волнением к тому, что президент регулярно посещает какие-то регионы России, которые он хочет посетить?», - заметил глава МИД.

Несмотря на дипломатические разногласия, в Токио по-прежнему планируют провести в ноябре двустороннюю встречу между японским премьером Наото Каном и президентом России Дмитрием Медведевым.

«Я думаю, что эта двусторонняя встреча состоится», - заявил представитель кабинета министров Японии Иосито Сенгоку.

Как ожидается, глава российского государства приедет в Японию на саммит АТЭС 13-14 ноября. Именно тогда и планируется провести переговоры Медведева с Каном.

Таким образом, визит Дмитрия Медведева на Южные Курилы пока не повлиял на решение Токио провести встречу между российским президентом и японским премьером.

Комментарии экспертов
Правовой статус Курильских островов таков, что они принадлежат РФ, и этот статус общепризнан. Это бесспорный вопрос. Но даже если японская сторона полагает, что статус Курил не определён, что Россия занимает эту территорию не по праву, в сложившейся ситуации лучше было бы, и это было бы намного более адекватное решение, дать какой-то осторожный негативный комментарий на уровне замминистра иностранных дел.  
 
Однако дело в том, что японская сторона не в состоянии повлиять на ситуацию. Она лишь говорит о неких ответных мерах, но что это могут быть за ответные меры? Какое-то ограничение, допустим, экспорта в Россию, эмбарго? Но это будет противоречить интересам японского производителя. Какие-то военные угрозы? Это ещё смешнее. В общем, бессмысленно угрожать противнику, если ты не можешь воплотить эту угрозу в жизнь, если не можешь нанести ему действенный удар.  
 
В данном случае то, что на высокий уровень было вынесено недовольство японской стороны, включая генерального секретаря кабинета министров – это, с моей точки зрения, большая ошибка. Это ухудшит восприятие японских властей среди японского же общественного мнения. А президент Медведев получит на этом только дополнительные очки.
 
В общем, я думаю, что наши отношения с Японией осложнятся, но не катастрофически.

C точки зрения  международного права, с точки  зрения России, позиция Японии  не совсем обоснована. По-человечески,  субъективно ее можно понять. Если руководствоваться какой-то правовой или исторической логикой, то всё это махание кулаками после драки. Острова они потеряли, и что бы кто ни рассказал, назад они их не получат. Это наша территория со всеми вытекающими последствиями, в том числе и публичным открытым визитом главы российского государства на эти острова и соответствующей пропагандистской кампанией по этому поводу. Ни помешать, ни каким-то образом воспрепятствовать всему этому японцы не могут. Те, кто им хотят посочувствовать, могут это сделать, но российская власть в данном случае поступает так, как она считает нужным, как она может, как она вправе.  

К тому же, во-первых, японцы понимают, что кроме островов у нее с Россией есть масса других нерешенных вопросов. Во-вторых, японцы, как и любые азиаты, играют в долгую: сейчас не получается выпросить острова, глядишь выпросим позже. Поэтому, зачем ссориться, наоборот, нужно дружить, выжидать, не сейчас – так через 50 лет. Так же поступают китайцы и прочие восточные люди. Поэтому японцы повозмущаются и довольно быстро успокоятся, всё вернётся на круги своя.

Тот факт, что Япония отзывает своего посла из России, означает только то, что японский МИД проявляет больше политической воли, жесткости и твердости в отстаивании собственной линии, чем мы. Россия уже давно должна была отозвать своего посла из Японии. Сразу, после того, как японский министр высказал сомнения в целесообразности поездки Медведева на Курилы. Это было около месяца назад. Сам факт таких высказываний – это повод для отзыва посла.

А вообще надо было отозвать еще раньше, когда в японских учебниках, утвержденных министерством просвещения Японии, Курильские острова назывались незаконно оккупированными Россией на японской территории. Если бы мы тогда проявляли жесткость, то подобного рода проблемы не возникали бы. Мы должны были отозвать своего посла и дать жесткий и однозначный ответ по Курилам еще при Ельцине. Все это тянется именно с той поры, когда Ельцин дал понять, что Россия готова отдать свои территории Японии.

Я считаю, что единственной возможной линией поведения России должен быть отказ обсуждать тему по Курилам. Чтобы у японцев не возникало сомнений в том, что мы когда-либо будем отдавать кому-то наши территории под каким угодно давлением. Если мы будем проявлять мягкость, дипломатичность, уступчивость, то мы потеряем Россию. Если мы будем проявлять твердость, то ни к чему эта проблема не приведет. Отдохнет посол и вернется обратно. Если же – мягкость, то в конечном счете потеряем Курильские острова, потом Сахалин, потом отдадим Калининградскую область и Карелию. И остановить этот процесс будет невозможно.

У японской стороны  сложилось какое-то не вполне адекватное представление о ситуации. Может  быть, мы в какой-то период времени  проявляли избыточную и ложно  понятую скромность в отношении  Курил и вообще относительно наших территорий.  
 
Все эти разговоры  про спорные территории, про отношения с Японией в какой-то момент, кажется, стали как-то излишне довлеть над вопросом про развитие Курильских островов, развитие нашего Дальнего Востока, нашими задачами социально-экономического развития и обеспечением нормальных условий жизни на Курильских островах.  
 
В результате, с  одной стороны, у Японии возникли не вполне правильные представления и завышенные ожидания по этому поводу, в том числе из-за того, что мы мало уделяем островам внимания, а надо бы уделять намного больше развитию наших территорий. С другой стороны, мы как-то до сих пор скромничали.   
 
Поэтому визит  Медведева в этом смысле двойной  сигнал. С одной стороны, это довольно чёткий сигнал дальневосточникам, курильчанам  и местным и федеральным органам  власти, что надо меньше скромничать. Нам есть, чем заниматься, во что вкладывать средства, и вообще это наши территории и не надо скромничать и что-то придумывать.   
 
С другой стороны, это вполне внятный сигнал Японии, что, вообще говоря, это наши земли, и мы исходим из того, что любой диалог с Японией должен начинаться с признания государственного суверенитета России над этими территориями и соответствующего уважения со стороны этой страны.
 
Поэтому мне  кажется, что такая нервная реакция  руководства Японии связана с тем, что оно довольно хорошо понимает тот сигнал, который дал Медведев. Сигнал о том, что, с одной стороны, мы намерены эти территории развивать, в них вкладываться, это наша земля, и мы не будем дальше руководствоваться здесь неправильно понятой  и излишней скромностью. С другой стороны, - что любой разговор о будущем должен начинаться с признания того факта, что Курилы – часть государства российского, это наша земля.   
В этой истории  есть два скандала. Оба скандала японские, ни один из них не является российским. Президент совершил обычный визит в один из регионов России, на Южные Курилы. Это его плановый визит, к тому же визит, связанный с тем, что в последнее время в рамках политики модернизации очень остро стоит вопрос развития восточных земель России, окружённых по периметру успешными экономиками (Китай, Корея, Япония). Никакого внешнеполитического смысла в этом визите нет. Кроме того, это давно ожидавшийся визит.  
 
С другой стороны, мы видим тяжёлое состояние японской администрации, в последнее время  там очень нестабильные правительства, которые для того, чтобы укреплять  свои позиции, прибегают к экстравагантным  внешнеполитическим акциям.  
 
Поэтому существует два скандала. Первый скандал постоянный, мы к нему уже привыкли – что в Токио обсуждают принадлежность Южных Курил Японии. Они обсуждают это на официальном уровне. Если бы мы выражали официальные протесты по каждому случаю, нашему МИДу приходилось бы протестовать каждый день. Поэтому реакция МИДа на этот скандал номер один в каком-то смысле является мягкой.  
 
Скандал номер  два заключается в том, что Япония сочла возможным официально возражать против визита российского президента на российскую территорию. Это достаточно уникальный в мировой практике недружественный шаг. Он выходит за пределы обычной японской эксцентричности. Здесь необходимо очень резкое возражение. При том реальные проблемы у Москвы и Токио есть – прежде всего это до сих пор проблема отсутствия мирного договора ввиду того, что Токио полностью не признаёт итогов Второй мировой войны.   
 
Эти переговоры должны идти. В рамках этих переговоров может обсуждаться и проблема потерянных Японией территорий, перешедших к Советскому Союзу и к России как к правопреемнику, но обсуждение этой проблемы, проблемы в рамках мирного договора, ни на одном этапе не может совпадать с неполным признанием суверенитета России над Южными Курилами, с изменением этого суверенитета. Суверенитет над Южными Курилами не может и не будет изменён. Ни один президент России не может на это пойти. Совершенно невероятно, чтобы Медведев стал обсуждать с Японией какие-то формы ограничения российского суверенитета на российской территории.
 
Я не вижу здесь  большого кризиса, здесь скорее очередная  волна японской внутриполитической нестабильности, выплеснутой за пределы  Японии. Этому надо дать решительный  отпор на дипломатическом уровне. Доводить это до кризиса нет необходимости.

Вопрос о японских островах - он не только о территории, не о каких-то абстрактных землях, камнях и кустах, он - о людях. В первую очередь мы должны помнить, что на Южных Курилах живут граждане России. Они там работают, влюбляются, растят своих детей. И сегодня к ним приехал их президент.

Японские чинуши с детства внушают гражданам своей страны, что Россия оккупировала их территории, готовят их к противостоянию. А нам не нужно противостояние, мы хотим мирной жизни на собственной земле.

Реакция Японии на поездку президента России Дмитрия Медведева один из регионов российской Сахалинской области, вылившаяся в отзыв японского посла из Москвы, - это реакция эмоциональная и, по меньшей мере, неуместная, особенно в преддверии саммита АТЭС, который пройдет 13-14 ноября в Иокогаме. На этом саммите ожидается присутствие всех руководителей стран входящий в АТЭС. И Япония, как принимающая сторона, будет вынуждена оказывать гостеприимство и соблюдать все правила дипломатического этикета в отношении всех, кто собирается этот саммит посетить.

В преддверии приезда российского президента в Японию, отзывать посла из России - это вызов и проверка на прочность российско-японских отношений, которые японская сторона устраивает по собственной инициативе и исходя из собственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. В российско-японских отношениях тем, вопросов и проблем гораздо больше, чем только судьба островов Курильской гряды. И невозможно, будучи соседями, развивать двухсторонние контакты, держа голову повернутой назад в прошлое. Так и споткнуться можно. Похоже, что, нагнетая эмоции вокруг поездки Дмитрия Медведева на Курилы, японская дипломатия спотыкается.

Все заявления  японской стороны о территориальной целостности – это проверка российского руководства на прочность позиций по поводу Курильских островов, по поводу мирного договора. Может быть, у них возникло ощущение, что курс Дмитрия Медведева благоприятствует тому, чтобы поднять эту тему ещё раз, то есть курс на сближение с лидерами технологического развития, с западными странами, в том числе форпостом Запада на крайнем востоке Японии.  
 
Очевидная заинтересованность Москвы в партнёрстве не означает готовность поступаться суверенитетом государства, его прерогативной юрисдикцией на собственные территории. В конечном счёте, уступчивость в столь важных и принципиальных моментах нанесла бы очень серьёзный урон международной репутации России и как следствие партнёрству с лидерами развития, к которому мы стремимся. Впрочем, по большому счёту, такое партнёрство реалистично лишь в том случае, если России удастся доказать свою жизнеспособность.   
 
Здесь мы подходим к вопросу о том, что одним из маркеров этой жизнеспособности является элементарная способность России безоговорочно удерживать территориальную целостность существующих границ. При этом есть очевидное понимание проблемы, что территориальная целостность России в современном мире абсолютно не гарантирована. Для того чтобы она была сохранена, мы должны проявлять последовательность и не торговать юрисдикцией и суверенитетом.  
При этом, насколько  я понимаю, позиция Москвы относительно Курильских островов, прежде всего тех двух южных островов, которые в своё время были обещаны Японии по неподписанному Хрущёвым договору, остаётся неизменной. Проект мирного договора готовился при Хрущёве, что в том числе дало повод Японии думать, что руководство нашей страны (РФ как государство-продолжатель СССР) должно рассматривать этот вопрос как спорный. Но на международном правовом уровне российскими руководителями никогда не подписывалось никаких обязывающих документов, которые давали бы повод руководству Японии трактовать этот вопрос так, как они это делают в ходе произошедшего дипломатического скандала.  
 
Я думаю, что  все это может закончиться охлаждением отношений, но не будет иметь серьёзных долгоиграющих последствий. Здесь важно, чтобы у нас в стране была очень спокойная, чёткая и консолидированная позиция по этому вопросу – позиция о том, что Россия сейчас не может себе позволить отступать в вопросах территориальной юрисдикции, потому что это очень больно ударит по жизнеспособности нашей страны и по её статусу на международной арене.
 
Если этот национальный консенсус по-прежнему будет прочным, если он не будет размываться, то нормализация отношений с Токио будет гораздо более простым делом, здесь логика такая: чем больше шансов на то, что позиция Москвы сдвинется в какую-то другую сторону, тем больше будет нажим Токио. Это вполне закономерно. Поэтому самый лучший путь к нормализации отношений, пусть без формального мирного договора, - это чётко обозначить границы возможного для партнёров по переговорам и сказать, что отказ от юрисдикции над всеми Курильскими островами или их частью находится за границами возможного, а осуждение режима эксплуатации совместного использования ресурсов находится в границах возможного.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".