Статья
1547 31 декабря 2010 0:00

Модернизация вошла в повестку

Модернизационная тематика присутствовала в повестке дня весь 2010 год. Говорилось о модернизации как технологической, так и социальной и политической.

Как считает Дмитрий Медведев, который во время своего президентства продвигает идею модернизации, темпы ее пока не достаточны, но она прочно вошла в повестку дня.  «Я оцениваю (ход модернизации) неплохо, считаю, что успехи есть, но их немного», - сказал , президент России Дмитрий Медведев в ходе интервью руководителям трех ведущих российских телеканалов 24 декабря

«Мы люди прагматичные и с самого начала понимали, что за один год колоссальных успехов не достичь, хотя темпы стали, может быть, больше, чем в начале года. Главное, что модернизация вошла в политическую повестку дня, а бизнес стал внимательнее относиться к инновациям», - отметил глава государства.

«Если не вложить деньги в модернизацию производства, нас ждет технологическая отсталость и сырьевая зависимость экономики, как это наблюдалось в последние годы», - сказал он. Медведев подчеркнул, что модернизацией надо заниматься и на бытовом уровне. «Вот и лампочки (энергосберегающие) появились», - напомнил он.

В ходе интервью, которое стало итоговым в 2010 года, Дмитрию Медведеву приводили его же слова о том, что в политической системе наблюдаются симптомы застоя. При этом журналисты отметили, что наряду с застойными явлениями в официальной политической системе, раскручивается уличная политика с ее ужасными последствиями. В этом связи президент заявил, что ответ на произошедшее должен быть системным. «Политика не может уходить на улицу. Политика должна иметь свои формы реализации. Она может быть и уличной, но в рамках, установленных законом. Митинги, демонстрации, пикеты никто не отменял, только нужно получать соответствующие разрешения. Есть прямая демократия, это тоже нормально», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент считает, что «мы движемся в сторону прямой демократии». «В ряде случаев будут снова вводиться процедуры, которые, может быть, когда-то были забыты. Но эта политика должна приобретать и другое измерение. Партии должны чувствовать ответственность за те полномочия, которые они получили. И наша главная политическая сила – «Единая Россия» – должна не просто царствовать, а должна проявлять ум, такт и силу, должна выдвигать правильных людей. А коррумпированных и тех, кто вообще не хочет работать, соответствующим образом задвигать назад или наказывать», - сказал глава государства.  По его мнению, другие партии должны участвовать в обсуждении всех вопросов. «То, что они в оппозиции, ещё не означает, что они отрезаны от общественной жизни. Они должны откровенно говорить о всех проблемах, которые есть. Это, кстати, нужно делать и на телеканалах. И я знаю, что вы предпринимали усилия для того, чтобы наши оппозиционные партии появлялись в эфире с большей частотой и говорили всю правду», - сказал глава государства руководителям телеканалов.

Но, по словам, Дмитрия Медведева, нельзя упиваться достижениями. «Нам в какой-то период удалось достичь многого. Мы стабилизировали ситуацию в стране, взяли под контроль очень тяжёлые общественные процессы, которые были деструктивны, которые могли разнести в клочья наше государство. Это было очень важно. Но одной стабильностью развиваться нельзя – должен быть драйв. А драйв – это как раз желание что-то делать. Это намерение преодолевать себя. Поэтому тот, кто считает, что у него всё хорошо, должен остаться в Куршавеле», - сказал Дмитрий Медведев.

Ранее в Послании Федеральному Собранию глава государства обратил внимание, что «модернизация создаёт умную экономику, но модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества». И она, по словам президента, только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан.

Комментарии экспертов

Лозунг модернизации нисколько не снят с повестки дня, может быть, говорить об этом стали чуть меньше, но делать явно стали больше. Комиссия по модернизации - работает, Сколково – создается. В бюджет заложены расходы на модернизацию и инновации по целому ряду направлений.  Модернизация остается ключевым направлением нашего развития и это будет касаться не только 2010 года, но и ближайших 10 лет как минимум.

Разумеется модернизация должна быть комплексной – не любой построенный новый дом является современным. Он может быть неэнергоэффективным и КПД в плане энергоэффективности у него может быть как КПД паровоза, то есть он будет обогревать не жителей, а улицу. То есть не любой новый объект является новым по сути. Вот наша задача – это не увлекаясь постройкой просто новых объектов по форме, а вкладывать в них принципиально новое содержание. Если это будет новая дорога, то она действительно должна быть новой – той, которая прослужит много лет, которая сделана с применением самых современных технологий и та, которая будет управляться и содержаться на новых принципах. Не так, как у нас принято до сих пор – построил дорогу, деньги получил  и расстались. Должны быть новые принципы – ты должен отвечать за пригодность этой дороги в течение длительного времени, только в этом случае ты будешь заинтересован строить ее так, чтобы ее меньше пришлось ремонтировать.

 Ну а что касается Домодедово – ЧП бывают везде и всегда, посмотрите на аэропорты европейские – парижский, лондонский, брюссельский. Крупнейшие хабы, которые построены по последнему слову и перерабатывают гораздо больший грузопоток, чем наши, московские. Но и там бывают катастрофические срывы, не только отключают электроэнергию, но и самолеты не могут улетать, и антиобледенительной жидкости нет и люди ночуют сутками. То есть сегодняшние эффекты – я думаю, что их ни коим образом не стоит трактовать, как то, что вот мы такие неумелые, ничего не можем. Нет, стихия, особенно в нашей всегда непростой климатической зоне – она преподносит суровые испытания и я думаю, что их и дальше будет много, но это не повод складывать руки. Безусловно, мы это все преодолеем. 
 

Этот год был обычным. Он не был ни хорошим, ни плохим. Да, у нас были некоторые катаклизмы, год был как бы переходным. Модернизация была объявлена, впервые сформулирована достаточно четко Владимиром Путиным в 2008 году, потом более активно заявлена Дмитрием Медведевым в 2008-2009, продолжался этот процесс и в 2010 году. В то же время, переход к практике модернизации пока еще не произошел. Это все еще подготовительные работы.

Между тем, страна действительно нуждается в переходе на новый этап развития, от этапа стабилизации она идет к этапу развития. Но пока что, в этом, в частности, году, она собирается силами. Она обдумывает варианты. Она ожидает серьезного лидерского потенциала, она ожидает изменения общественных настроений в пользу своих действий. Никаких серьезных внешних вызовов в 2010-м тоже не было, никаких прорывов не было, поэтому я бы сказал, что это был достаточно обычный переходный год. Каким же будет предстоящий, 2011-й, мы пока еще точно не знаем.

С одной стороны 2010 год был стабильным, а с другой стороны, вся политическая система и особенно политический класс находились в тонусе, а иногда даже в гипертонусе. Постоянно тонизировала тема 2012 года, возникали и такие вспышки как события декабря.

Начиная с летних пожаров нас очень трясло и в каком-то смысле политическую систему испытывало на ее способность решать проблемы, то есть быть государственно прочной. И выяснилось, что диагноз Медведева еще год назад «Россия – вперед!» подтвердился, что система, которая вроде бы производит стабильность, но во многом недостаточна для решения новых проблем. Политическая система впадала в стресс всякий раз, когда сталкивалась с новыми вопросами, ни один из которых не был каким-то невероятным. Также как история с нападением на журналистов, дело в Кущевской, летние пожары – все это такие вещи, которые могут происходить каждый год в каждой стране, но наша политическая система каждый раз испытывала перенапряжение, также как последний раз в ситуации с Манежной.

Это говорит о том, что в ней есть серьезные недостатки и она действительно, как говорит Медведев, нуждается в обновлении. Поэтому возникало часто какое-то ощущение чрезмерной динамики там, где речь шла в сущности о нормальных проблемах. Межнациональные проблема в мегаполисе – это абсолютно обычная проблема, но в нашей столице,  где при прежнем московском правительстве проблемы отчасти загонялись под ковер, а отчасти решались на коррупционной основе, когда отдельным этническим группам передавались под контроль целые звенья и экономики и госаппарата, они накапливались, и сегодня они выходят наружу. А система в недостаточной степени готова обсуждать реальность.

После Кущевской многие эксперты даже впадают в растерянность. Кущевская – это передовой район  аграрного комплекса, включенного в российскую экономику и отчасти в глобальный аграрный экспорт России. И в то же время насилие, которое там царило,  обслуживало эту экономику. Срастание криминала с властью имело свою природу – криминал обслуживал те запросы бизнеса, экономики, которая не могла обслуживать власть, значит, опять- таки есть недостаток политической системы. И мы в каком-то смысле многое узнали за этот год об устройстве нашей социальной реальности, я бы сказал,  что как один из выводов этого года – это необходимость изучать архивы.

Мы увлеклись в последнее десятилетие политическими оценками, политическим анализом в ущерб социальному анализу.  Московское политическое сообщество, московский политический класс просто не может описать устройство российского общества. Одно из открытий этого года – это открытие реальной России, которое отличается от наших политических и особенно политтехнологических конструкций.

Подводя политический итог этого года, можно сказать, что Дмитрий Медведев сформулировал концепцию власти президента, власти главы государства как отдельную от трех других властей. Многие сливают власть президента с исполнительной властью, а это особая власть. И это существенное новшество – доработка, достройка власти президента как особой власти в России, как центральной власти. Это медведевская новация и ее надо назвать. Концепция модернизации нуждается в опорной власти – все думают, кто будет проводить модернизацию, кто стратег, какая власть будет стратегом модернизации? Медведев отвечает – это будет власть главы государства.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".