Статья
1421 4 февраля 2011 20:57

Мюнхенская безопасность

На мюнхенской конференции по безопасности  глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон обменялись ратификационными грамотами к договору по СНВ.  Центральными темами обсуждения в Мюнхене также стали стратегия европейской безопасности и взаимодействие в этой связи России и НАТО, совместные планы стран альянса и РФ по противоракетной обороне и внутриполитическая обстановка в Египте.

Мюнхенскую конференцию называют  «Давосом по безопасности». Президент России недавно в Давосе выступил с программной речью и представил мировому сообществу новую, взявшую курс на модернизацию Россию. Западные аналитики высоко оценили встречу в Давосе и прогнозируют инвестиционный интерес к России. 

Станет ли и мюнхенский форум аналогом давосского благоденствия, останется  ли одной из главных площадок для сближения Москвы и Запада?

Нужно отметить, что именно в Мюнхене четыре года назад Владимир Путин произнес  речь,  которую эксперты причислили к событием мирового значения, так как тогда было положено начало перезагрузки между Россией и США.

Экспертное сообщество констатировало, что Россия, укрепив свою экономику и  позиции в мире,  не согласится, чтобы с ней впредь обращались как с бедным родственником, при этом она взяла  курс не на традиционную конфронтацию с Западом, а наоборот, на сближение  и  потепление отношений.  Очень скоро термин «перезагрузка» стал едва ли не самым популярным  в международной дипломатии.

Нынешняя мюнхенская конференция, по большому счету  резюмирует итоги этой самой перезагрузки за минувшие четыре года.  Ведь именно после того, как  в Мюнхене Лавров и Клинтон обменяются ратификационными грамотами к договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ),  он вступит в силу.
Вряд ли стоит напоминать, какие бурные дебаты, коллизии и споры сопровождали процесс по подписанию этого договора. Причем, бурно реагировали и в России, и в США. 

По мнению западных журналистов, в России процесс ратификации прошел более гладко, чем в США.28 января 2011года  президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации нового договора между Россией и США по СНВ.  «Это значимое событие для всей нашей страны, с учетом тех договоренностей, которые существуют у России с Соединенными Штатами Америки», - прокомментировал данную ситуацию Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности. 

Президент США Барак Обама подписал закон о ратификации нового договора с Россией 2 февраля. Стоит отметить, что конгресс США, несмотря на недовольство республиканцев,  проголосовал за ратификацию документа в декабре 2010 года.

Ознаменует официальное оформление отношений по этому договору в Мюнхене столь же официальную дальнейшую перезагрузку?  Произошла ли она?

На эти вопросы недавно ответил премьер России Владимир Путин  во время встречи с коллективом Первого канала. «Здесь, наверное, мы видим, что президент Обама, на мой взгляд, во всяком случае, искренне этого хочет. Получается это или нет? Подписали СНВ. И это шаг в этом направлении. Это факт, и с этим нужно согласиться», - сказал Путин в ходе общения с творческим коллективом Первого канала.

Можно ли в таком случает от 47-ой конференции в Мюнхене ожидать очередного витка перезагрузки?  Безусловно, об этом можно говорить по итогам нынешней встречи.

Эксперты отмечают, что нынешняя конференция в Мюнхене обещает стать для Москвы самой безоблачной.  Ведь Лавров уже определил  вектор сближения. Как сообщали «Актуальные комментарии»,  Сергей Лавров  в своем недавнем выступлении отметил, что с  «США нас больше объединяет, чем разъединяет».  «Задача, которую я бы выделил, состоит в расширении сферы наших стратегических интересов, сферы совпадения наших стратегических интересов. Мы к этому готовы», -  подчеркнул Сергей Лавров.

Аналитики прогнозируют, что выступление Лаврова в Мюнхене  будет столь же  дружественным, а основной акцент в речи будет сделан на продвижении идеи создания Россией и НАТО «секторальной ПРО», которая была оглашена на прошлогоднем саммите альянса в Лиссабоне. 

На продолжение сотрудничества рассчитывают и западные аналитики. Так,  эксперт по российской внешней и внутренней политике, профессор факультета политологии Университета Аризоны (США) Джон Уиллертон  в недавнем интервью отметил, что президенты Обама и Медведев успешно использовали возникшую между ними симпатию во благо переговорного процесса.  Американский эксперт выразил надежду, что удастся найти новые возможности для укрепления российско-американского сотрудничества в вопросах безопасности.

Так ждать ли в процессе перезагрузки между Москвой и Вашингтоном очередного прорыва?

Тем для переговоров, которые еще больше могут сблизить позиции двух державам – множество. Буквально на днях  появилась информация, что CША намерены провести переговоры с Россией по тактическим вооружениям в течение года.

3 февраля Обама  направил письмо Сенату  Конгресса. «После консультаций с союзниками по НАТО Соединенные Штаты Америки будут добиваться переговоров с Российской Федерацией о соглашении по устранению диспаритета запасов нестратегических (тактических) вооружений, но не позднее чем через один год после вступления в силу договора по СНВ», - отмечается в послании.

Несмотря на то, что ратификация договора по СНВ получила высокую оценку у российских экспертов,  на  дальнейший процесс перезагрузки они смотрят с осторожностью.

Так,  ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев в беседе с «Актуальными комментариями»  отметил, что дальнейший этап перезагрузки зависит от  обсуждения  таких тем, как развертывание системы ПРО, сокращение тактических вооружений в ядерном оснащении,  борьба с международным терроризмом и укрепление режима нераспространения.   По каждой из этих тем, по словам Минаева,  у сторон есть сложности в диалоге. «По вопросу сокращения тактических вооружений  Москва не заинтересована идти  на сближение с Вашингтоном,  так как она не хочет уступать лидерство». – сказал  Максим Минаев.

Не устраивает Москву и предложения относительно снижения ядерных вооружений. По его словам,  предлагаемый США подход снизит ядерный потенциал России, а это во многом компенсирует многие существующие проблемы в области вооружения. В свою очередь Вашингтон не очень готов прислушиваться к Москве в вопросе развертывания системы ПРО на Восток», -  сказал Максим Минаев, подчеркнув, что в течении ближайшего года особых сдвигов не будет.

Схожую точку зрения высказал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Потепление вполне может продолжиться, хотя его «легкая фаза» завершилась», - сказал эксперт  «АК». Федор Лукьянов отметил, что между сторонами нет понимания по вопросу ПРО, но идет процесс консультаций. «Пока нет ощущения, что он чем-то позитивным, быстрым завершится. Я бы сказал, что существует желание с обеих сторон –  России и США -  продолжать этот позитивный процесс. Появляется понимание, что враждебные отношения России и США вредны для интересов обеих стран с учетом тех глобальных изменений, которые существуют в мире, но четкой повестки  для следующего этапа пока не сформировалось.  Будет ли это сделано -  сказать на данный момент нельзя», - отметил Лукьянов.

По мнению обоих экспертов,  некая пауза в перезагрузке обусловлена  тем, что Россия и США, вероятно, будут в этом году больше заняты внутренней политикой.  В США начнется активная фаза предвыборной кампании. Республиканцы выиграли с большим перевесом на недавних промежуточных выборах, осложнив получение Обамой одобрения своих новых инициатив в Конгрессе. Россию ждут в декабре выборы в Думу, а через три месяца - президентские выборы. 

Ответ на вопрос  - что будет дальше в американо-российских отношениях – стараются найти и западные эксперты и журналисты.  Новый договор по СНВ, ратифицированный Советом Федерации, является важным шагом в «перезагрузке» американо-российских отношений, но многие крупные вопросы сохраняются,  пишет The Christian Science Monitor.  По словам западных  экспертов, существует список сложных вопросов, по которым обе стороны должны найти общую почву, если хотят продолжения «перезагрузки», включая сотрудничество в Афганистане, сворачивание предполагаемой разработки Ираном ядерного оружия, достижение мира на Ближнем Востоке и работа с мировой финансовой нестабильностью.

При этом и западные и российские аналитики уверены, что найти компромисс по планам НАТО, касающимся строительства противоракетного щита в Европе очень сложно.
То, что диалог по ПРО обещает быть напряженным, никто не скрывает.  По словам постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина, также прибывшего в Мюнхен, эта тема станет одним из главных направлений работы российской делегации во время неформального общения с коллегами из Североатлантического альянса. Причина активизации Москвы заключается в том, что дискуссия о создании «секторальной ПРО» совместно с Россией развивается не совсем так, как хотелось бы Кремлю.

Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник  Леонид Ивашов уверен, что Штаты не готовы идти на уступки России в этом вопросе, также как и в вопросе Европейской безопасности. Россия не первый год выступает против расширения НАТО на Восток и установки системы противоракетной обороны вблизи от ее границ. После многочисленных  этапов противостояния Россия получила приглашение от НАТО сотрудничать по ПРО. С одной стороны, такой подход свидетельствует о том,  что мир готов распрощаться с остатками наследия «холодной войны». С другой стороны, по мнению  экспертов, требует очередных уступок со стороны России и увеличивает значимость США.  Тот же Ивашов уверен, что, несмотря на постоянно декларируемую перезагрузку, США четко следуют выбранной стратеги и наращивают потенциал в Европе. С Россией же они, по его словам, считаться не рвутся.

Вероятно, взвесив все «за» и «против»  и была выработана позиция по этому вопросу, на  днях  Сергей Лавров заявил: «Если переговоры НАТО c РФ окажутся прикрытием для развертывания ПРО, мы примем ответные меры». Он пояснил, что позиция России «включает два момента»: система может базироваться только на принципе равноправия партнеров и не должна создавать никаких рисков для стратегического потенциала России.
 

Комментарии экспертов

Встреча Хилари Клинтон  и  Сергея Лаврова, обмен ратификационными грамотами по СНВ - это не более, чем протокольное событие.

Основные действия в рамках утверждения договора о сокращении  стратегических наступательных вооружений уже были предприняты сторонами. Главными вехами здесь можно назвать сам факт подписания договора в апреле 2010 года в Праге, затем ратификацию сенатом США и затем ратификацию Государственной Думой.

Продолжение перезагрузки, на мой взгляд,  в будущем будет более затруднительным. Скажем, что касается проблем безопасности, то остаются на повестке дня такие темы, как развертывание системы ПРО,  сокращение тактических вооружений в ядерном оснащении, укрепление режима нераспространения  ядерного оружия и борьба с международным терроризмом.  По каждой из этих тем у сторон есть сложности в диалоге. Более  того, ни одна из сторон не готова делать шаги навстречу.

Скажем,  США могут не учитывать мнение Москвы в вопросе расширения ПРО. Мы не можем практически повлиять на ситуацию, и потому  здесь некое лидерство у США, которые стремятся навязать свои правила игры.

В то же время Россия совсем не в восторге от того, что США предлагают сократить ей ядерное вооружение.  Да, мы готовы говорить о нераспространении.  В наших общих интересах, чтобы ядерное оружие не оказалось в руках у непредсказуемых диктаторских режимов. Но Россия совсем не желает сокращать ядерное вооружение. Во-первых, не желает уступать лидерство, во-вторых,  ядерный потенциал России во многом компенсирует многие существующие проблемы в области вооружения.
Получается, по одной из тем Москва не заинтересована на сближение с Вашингтоном, по другим темам Вашингтон не считает, что стоит прислушиваться к мнению Москвы. Поэтому, я думаю, что в течение ближайшего года сдвигов не будет.

Что касается общего развития российско-американских отношений, на мой взгляд, сейчас темп взаимодействия сократится. Каждая сторона будет заниматься своими внутренними  вопросами. В  США начнется активная фаза предвыборной кампании, а дебаты по экономическому направлению приведут к тому, что администрации Обамы будет откровенно не до России. У нас тоже скоро выборы. Так что перед руководством стран сейчас стоят другие задачи.

В силу этого, на мой взгляд, единственным предметным результатом, который может быть достигнут  в 2011-2012 годах, может стать вступление России в ВТО при поддержке США и отмена поправки Джексона-Вэника.
 

Сотрудничество России и США может быть продолжено, но никаких серьезных подвижек в этом сотрудничестве и тем более результатов, выгодных для России в плане безопасности, я не ожидаю. Их просто не будет.

На мюнхенской конференции по безопасности  присутствует европейская составляющая,  как одна из организаторов Европа пытается там какие-то свои интересы защитить, но доминирует  американское присутствие – их проекты и стратегия. 

Россия может развиваться свою конструкцию системы европейской коллективной  безопасности, что мы, собственно говоря, и делаем.  Вносим предложения, где-то получаем иногда молчаливую поддержку со стороны европейских стран, в том числе Германии. Но американцы переводят все на то, что у них есть НАТО и оно обеспечивает там безопасность.
.
Компромисс в этом вопросе, на мой взгляд, невозможен. Почему американцы должны идти на компромисс? Они стократно сильнее нас, они сегодня держат под контролем всю Европу, кроме Белоруссии, и они никогда не идут нам на уступки. Они следуют  своему геополитическому  плану. 

Пойдет ли на уступки Россия в вопросе европейской безопасности?  Россия 20 лет все время только идет на уступки, потому что у нас  нет своего глобального геополитического проекта. Мы не знаем,  какое конкретно место хотим занимать в Европе и как  хотим влиять. У нас есть некие тезисные предложения, а глобальной стратегии нет.

Россия неоднократно предлагала, например, сократить военную деятельность у границ друг друга и не наращивать военную инфраструктуру. Предлагаем НАТО не продвигать войска в нашу сторону, даже воздушное пространство предлагали совместно контролировать. Но мы не настаиваем на этом,  у нас нет  комплексной стратегии, которую мы могли бы предложить виде проекта.

Так что на, мой взгляд, никакой «перезагрузки» нет – это все PR и внешние атрибуты.. У американцев есть мощная своя геополитика,  своя цель, в том числе в отношении России, и есть план прикрытия своих действий. Только на публике перед телекамерами говорят о перезагрузке, но когда мы внимательно отслеживаем реализацию ранее принятых стратегических планов, в том числе в отношении России – никаких изменений нет, так что никакой реальной перезагрузки нет. 

Потепление  между Россией и США вполне может продолжиться, хотя легкая фаза перезагрузки, на мой взгляд,  завершилась.  Договор СНВ, частичное снятие разногласий, точнее, напряжения по вопросу ПРО, некоторое  расширение сотрудничества в Афганистане, сближение по Ирану -  все это то было намечено на первый этап перезагрузки и выполнено успешно. Дальше идут темы, по которым гораздо сложнее договориться.

Например, сейчас Соединенные Штаты ставят вопрос о новой фазе переговоров по сокращению ядерных вооружений, в частности, на тактическое ядерное оружие. Россия  совсем не в восторге от этого и считает, что это несвоевременно.

К тому же по вопросу ПРО тоже пока нет понимания. Имеет место быть некий процесс консультаций. Но, честно говоря, пока нет ощущения, что он чем-то позитивным и быстрым завершится.

Я бы сказал, что существует желание  обеих сторон –  России и США - продолжать этот позитивный процесс.  Появляется понимание, что враждебные отношения России и США вредны для интересов обеих стран с учетом тех глобальных изменений, которые существуют в мире, но четкой повестки  для следующего этапа пока не сформировалось. И вряд ли будет сформулирован в ближайшее время.

Что касается каких-то конкретных проблем в отношениях, то вопрос ПРО –  несколько спекулятивный, но так уж получается, что от него многое зависит. То есть вообще  характер отношений России и  США  в будущем – будет ли это по-прежнему взаимное ядерное сдерживание или же все-таки от этой философии сближения начнут отходить,  -  упирается в вопрос ПРО.

Мюнхенская конференция, естественно, будет эти вопросы обсуждать, но я не думаю, что там можно ожидать каких-то революционных заявлений или действий.

Мне кажется, пока рано говорить о том, готова ли Россия или США на уступки или нет, идет такой предварительный процесс. Оценки масштаба интересов, вед есть очень мощный политический навес, связанный со всей историей отношений еще Советского Союза и США в стратегической сфере.

 И по большому счету то, что касается ПРО – это попытка характер этих отношений, еще советско-американских, менять качественно.  Но это только начало процесса.  Мне кажется,  ход этих процессов будет зависеть во многом и от   внешних факторов.

 Например,  те совершенно фундаментальные изменения, которые в эти дни происходят на Ближнем Востоке,  могут так резко изменить всю геополитическую палитру Евразии и  всего мира, что создадутся опять новые условия. А  возникнут новые условия, тогда все эти старые вопросы -  на них придется смотреть через другую призму. Так  что, мне кажется, пока говорить о том, что стороны подошли к моменту, когда надо или можно делать уступки – это вообще преждевременно.

Да и для продолжения перезагрузки для руководства Росси и США сейчас не то время.  Руководство обоих стран будет занято больше внутренними проблемами. В США начнется активная фаза предвыборной кампании.  В России пройдут в декабре выборы в Думу, а  потом президентские выборы.

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".