Статья
9602 9 февраля 2011 0:00

Образовательные стандарты

На «правительственном часе» в Госдуме выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко, который  рассказал депутатам об итогах обсуждения проекта нового закона «Об образовании».

В частности,глава Минобрнауки не исключает возможности проведения нового конкурса по разработке федеральных образовательных стандартов для старших классов, но считает это маловероятным, сообщает «Интерфакс». «Если в ходе длительного обсуждения к согласию прийти не удастся, в принципе, мы не можем исключить, что будет объявлен новый конкурс. Но я думаю, что до этого дело не дойдет», - заявил Андрей Фурсенко журналистам.

Министр отметил, что разработчиком Федерального государственного образовательного стандарта для 10 и 11 классов, по итогам специального конкурса, стала Российская академия образования. По его словам, всегда существует возможность разработки альтернативных стандартов. «У нас всегда будет возможность сравнить, если кто-то предложит новый стандарт, и выбрать то, что лучше, или попытаться добиться того, чтобы были использованы сильные стороны того, что предложено», - отметил Фурсенко.

Глава Минобрнауки сообщил, что была создана специальная мониторинговая группа, которую возглавляет председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, которая следит за обсуждением данного стандарта в экспертном сообществе.  По его словам, группа регулярно собирает высказываемые точки зрения и докладывает совету по стандартам о том, как идет обсуждение. Совет, в свою очередь, будет выходить с рекомендациями к министерству о том, утверждать стандарт или нет. Министр выразил надежду, что как и в случае со стандартами для начальных и средних классов, по итогам тщательного обсуждения, стандарты для старшей школы будут приняты обществом. Фурсенко подчеркнул, что министерство внимательно следит за оживленной дискуссией по поводу образовательных стандартов для старших классов. По его мнению, при подаче проекта стандартов его разработчиками допущена существенная ошибка.
«Неправильно было создавать впечатление, что обязательными являются три-четыре предмета (физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", индивидуальный проект – ред.). Они действительно важны, но, конечно, обязательными, главными, на мой взгляд, являются предметы другие - математика, литература, история, естественные науки», - подчеркнул министр.

По мнению Фурсенко, еще предстоит определить, как преподавать некоторые дисциплины, которые очень близки по тематике. «Например, физику и химию можно преподавать раздельно, а можно как единый предмет, поскольку на современном этапе границы между этими науками достаточно размыты», - считает министр.  То же самое, отметил он, касается истории и естествознания. Обсуждение этого стандарта потребует не недель, а месяцев, считает Фурсенко.

Напомним, в целом министр разделяет подход к составлению стандартов и считает разумным предоставление школьникам возможности самостоятельного выбора предметов, которые бы они хотели изучать более углубленно. Кроме того, проект стандартов ориентирует школьника на более творческое применение полученных знаний.

В 2011 году реформа образования обрела статус общественно-политического тренда. Старт так называемой детской теме  дал президент России Дмитрий Медведев, фактически посвятив  этой теме все свое прошлогоднее послание Федеральному собранию. «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас», - отметил тогда Медведев.

Решать задачу начали с реформирования образования.  Ведь нынешний закон «Об образовании» действует с 1992 года. Понятно, что время и новые реалии требуют новых подходов . Корпеть над  новым проектом закона принялись  специалисты всех уровней. 

Несколько месяцев назад на официальном сайте министерства образования и науки были размещены первичные предложения по новому проекту. Как сообщил глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко, эти материалы обсуждались в парламенте, Общественной палате, Союзе ректоров. Затем была создана специальная комиссия, которую возглавил советник президента Вениамин Яковлев. Законопроект об образовании активно обсуждается в Интернете.

При этом нужно отметить, что проект Федерального государственного образовательного стандарта, вынесенный на общественное обсуждение, вызвал небывалый общественный  спор.  В Интернете появилось открытое письмо учителя Сергея Волкова премьер-министру, министру образования и председателю Госдумы РФ с призывом пересмотреть образовательный стандарт. За неделю обращение подписали 20 тысяч человек.

По мнению Сергея Волкова, образовательный стандарт – это общий договор семьи, государства и школы. «В стандарте написано очень много того, что должно сделать государство в школе, чтобы программа могла быть выполнена. Когда читаешь эти обязанности государства, возникает вопрос: неужели, правда государство эти условия выполнит?», - написал Волков, отметив, что  в образовании сейчас колоссальное количество проблем, и многие из них, обозначившиеся в связи с дискуссией о новом стандарте, к самому стандарту не относятся. «Люди из регионов кричат о низкой зарплате учителей и низком материально-техническом оснащении школ», – подчеркнул  автор письма.

Напомним, основные претензии учителей и десятков тысяч подписавшихся под письмом сводятся к тому, что  нельзя перекраивать программу старших классов, переводя русский язык, математику, литературу и остальные общеобразовательные предметы в разряд «по выбору». Нельзя ставить детей в ситуацию, когда нужно выбирать, что изучать: русский или литературу, ведь в проекте стандарта эти предметы хоть и находятся в одной предметной области, но разделены запятой.

Как сообщали «Актуальные комментарии»,  введение нового стандарта предполагает с 2020 года оставить старшеклассникам лишь 4 обязательных предмета, а остальные – оставить на выбор учеников. Среди обязательных - ОБЖ, физкультура, «Россия в мире и так называемый индивидуальный проект».

После разгоревшегося спора,  глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что «никакого одобрения этих стандартов не будет до того момента, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку».

В результате, как сообщает «Российская газета»  оппоненты, высказывающие различную точку зрения  относительно образовательных стандартов, встретились, поговорили и  пришли к общему знаменателю.  За столом переговоров оказались Сергей Волков и руководитель рабочей группы РАО по разработке новых образовательных стандартов, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.\

Литературу и русский язык нужно сделать единым предметом. К такому выводу пришли оппоненты. Как заявил на встрече Сергей Волков, «если верить бумаге, то в 10-м классе можно выбрать либо русский язык, либо литературу, либо русскую словесность. Эта запятая между русским и литературой сужает горизонт выбора детей, разрушает все представления об обучении нормального человека».

Александр Кондаков с оппонентом согласился. «Запятую эту уберем, тем более что в школах, как правило, русский язык и литературу ведет один и тот же педагог. Сделаем в этой группе русский и литературу одним предметом. Это будет правильно», - сказал он.

Александр Кондаков заверил Сергея Волкова, что в ближайшее время в проект стандарта будут внесены изменения. Новый вариант появится на официальном сайте Федеральных государственных образовательных стандартов, и, как минимум в течение месяца, будет выставлен на общественное обсуждение.

Накануне, как сообщали «Актуальные комментарии»,  Фурсенко уточнил число обязательных дисциплин. По его словам, количество обязательных предметов в стандарте - не менее десяти.  Как и предполагалось ранее, четыре из этих предметов  будут обязательны для всех:. Это - физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», а также подготовка индивидуального проекта. Объем их изучения будет четко определен и одинаков для всех. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных в проекте ФГОС блоков.

Так, в первый из этих блоков входят русский язык и литература, а также родной язык и родная литература. Вторая группа включает иностранные языки, третья - предметы из области математики и информатики, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору.

В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик может выбрать один или два предмета. Но в общей сложности таких обязательных предметов по выбору должно быть не более семи. Причем из этих семи школьник должен будет выбрать три-четыре предмета, которые он хочет изучать углубленно - в зависимости от его предпочтений относительно будущей профессии.

Эксперты полагают, что новый стандарт  осуществляет  «плавный переход к высшей школе».

В интервью журналу «Огонек»  Александр Кондаков  отметил, что  разработчики нового стандарта руководствуются тем, , что в условиях развития системы непрерывного образования ступень старшей школы является переходной ступенью к профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Он отметил, что  сегодняшние первокурсники  имеют огромное количество избыточных знаний, но не обладающие компетенциями, необходимыми студентам.

«Стандарт старшей школы призван обеспечить плавный переход к высшей школе, и, конечно, мы ставили перед собой задачу более полной интеграции России в международное образовательное пространство», - подчеркнул Кондаков.

Заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков в  беседе с «Актуалными комментариями»  высказал уверенность, что стандарт старшей школы положительно скажется на подготовке студентов.  По его словам, в отличие от сегодняшней ситуации, когда часть времени  уходит на то, чтобы ввести  первокурсников в курс дела, ребята будут обладать профильными знаниями.  Это облегчит и учебный процесс и даст толчок  для дальнейшей научной и следовательской  работы выпускников вузов.

Способны ли нынешние тынейджер еще в школе определиться, что им нужно и чем собираются по жизни? Сторонники введения нового стандарта говорят о том, что результаты социологических исследований показывают, что подавляющее большинство подростков в пятнадцатилетнем возрасте определились со своим будущим направлением профессионального образования. Даже если речь не идёт о выборе конкретной профессии, склонности и предпочтения по профильному направлению к этому возрасту становятся для большинства очевидными.

По словам Леонида Полякова, который  не первый год преподает в ВШЭ,  такой подход сделает выбор профессии более осознанным. В современном мире профессиональные знание  – это дорога в нормальную жизнь. «И выбор этот должен быть осознанным. А если рассчитывать на то, что «авось у меня что-нибудь получится», то таким людям уготован путь социальных маргиналов, не управляющих собственной судьбой»,- заключил Поляков.

У  образовательного стандарта много противников. Так, директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий считает, что эти самые стандарты просто  на корню уничтожат образование. «Не будет у нас ни культуры ни науки, если будем вводить такие реформы», сказал он «Актуальным комментариям».
 
В любом случае обсуждение нового образовательного стандарта продлится еще 2 месяца.  Многое предстоит обдумать, обсудить и потом только внедрять. Предполагается, что с 2013 года некоторые школы начнут его апробацию в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах произойдет не раньше 2020 года.

Нужно отметить, что  политики, общественные деятели во время дискуссий относительно реформ с сфере образования акцентировали внимание на  том, что мало внимания уделяется русской культуре, а также отмечали  дефицит патриотизма. Об этом, в частности, шла речь во время обсуждения данного законопроекта партийными клубами «Единой России». «Можно сколько угодно ерничать на тему, нужны ли нам патриоты, но невозможно модернизировать страну без формирования в обществе соответствующей культуры и культурной среды. Нельзя быть патриотом без знания своей истории, культурных традиций», -  отметила  на этом заседании депутат Госдумы РФ Ирина Яровая.

Надо полагать, что именно с учетом мнения экспертного сообщества и  предполагается ввести предмет «Россия в мире» .

Как отметил Кондаков,  этот предмет, вероятно,  будут преподавать учителя истории, обществознания или  географии. Сегодня разработаны требования к результатам изучения этого предмета, но еще не подготовлены рабочие программы. Содержание учебников обсуждается. Поскольку курс «Россия в мире» интегрированный, мы работаем с большим кругом авторов, фамилии Кондаков пока называть не стал. По его словам, это очень известные авторы учебников по социологии, истории, культуре, географии.

Все эти вопросы и будут обсуждаться на правительственном часе в Госдуме. К тому же, как отмечают эксперты, в реформах нуждается художественное образование. Об этом 7 февраля  говорили на парламентских слушаниях. Думский комитет по культуре тоже подключился к работе по устранению недостатков в проекте нового «Закона об образовании».

«У меня есть ощущение, что нас слышат, но нет уверенности, что будут приняты наши формулировки», – отметил  министр культуры Александр Авдеев.  По его словам, отношение к образованию в области искусства - лишь производная общего отношения к культуре. Депутатам еще предстоит ответить на множество вопросов.

Скажем, насколько ученики готовы к самостоятельному выбору предметов?  Как быть с теми старшеклассниками, кто связывает свое будущее с искусством?  Не повлекут ли новые стандарты  коммерциализацию школы? Скажем, есть опасение, что школа станет платной. Мол, минимум, прописанный в стандарте, будет бесплатным, а за остальное придется платить.

Бурная дискуссия – лишнее подтверждение того, насколько актуальна реформа  образования и введение новых стандартов для общества.
 

Комментарии экспертов

Идея введения новых стандартов для школы, в том числе для старшей школы, имеет высокий эффект. Ее реализация, конечно, повлияет на качество высшего образования, на новый тип студента.

Дело в том, что в новых стандартах заложено такое правило, что количество учебных предметов обязательных практически в два раза сокращается.  Это позволяет ученикам старших – 10 и 11 классов сосредоточится на тех предметах, которые они собираются изучать дальше. То есть, по сути дела, новый стандарт создает профилирование и раннюю специализацию,. Уровень подготовки школьников после введения стандарта возрастет. но. Пока очень небольшой процент выпускников школ ориентируется на будущую профессию.  Многие выбирают профессию  наугад и чуть ли не в последний момент, а это конечно влияет на состав первого курса и вообще на мотивированность обучения.

А если действительно заложить идею предварительного штудирования тех именно дисциплин которые в дальнейшем будет предметом профессиональной специализации, то, разумеется, будущие первокурсники  будут представлять из себя более качественный материал, если такое грубое слово употребить.

Пока многим профессорам на первом курсе просто приходится  нянчиться чуть ли не как с детьми.  А если это будут достаточно подготовленные первокурсники,  то уровень, с которого можно начинать с ними работать, будет более высоким.   В этом главный эффект, который можно ждать о введения стандарта.

Смогут ли подростки  определить свои профессиональные пристрастия?  Сейчас в массовом порядке этого нет.  Но если эта система заработает, то придется перестраиваться и детям и семьям, придется думать, делать выбор сознательно. Что я считаю нормальным, потому что в современном мире профессиональное   образование – это дорога в нормальную жизнь.  Кто хочет жить нормально, чувствовать себя уверенно, и получать от жизни максимум благ и удовольствий, а самое главное – ощущать, что происходит самореализация, тот должен как можно раньше ориентироваться на этот тип поведения. А если рассчитывать на то, что «авось у меня что-нибудь получится», то таким людям уготован путь социальных маргиналов,  не управляющих собственной судьбой.

Я считаю, что стандарт, который предложен сегодня, отвечает реальному запросу современного общества и является по сути стандартом предпрофессионального образования и позволяет ребенку, который учится на старшей ступени – в 10-11 классе наиболее полно использовать те ресурсы, которыми будет располагать школа.

Уже достаточно давно дети, обучающиеся в 10-11 классе, часто уходили на систему обучения «экстернат» и основные усилия направляли для подготовки себя к сдаче экзамена в ВУЗы. После появления ЕГЭ они сосредоточились на подготовке к экзаменам по ЕГЭ, а остальные предметы все-таки изучаются не так полноценно. При этом родители, как правило, нанимают дополнительно учителей, чтобы оплачивать дополнительную подготовку детей по выбранным предметам.

Стандарт, предложенный разработчиками, позволяет это делать в рамках государственного финансирования. То есть ребенок, поступающий, например, в МИФИ может выбрать уже в школе углубленное изучение математики и физики, что даст ему возможность подготовиться к экзамену по ЕГЭ и самое главное – быть успешным при обучении в МИФИ. То есть реально предлагается вариант, когда родителям не нужно будет дополнительно финансировать дополнительную подготовку детей.
 
Сегодня человек в период своей активной трудовой деятельности 3-4 раза меняет свою профессию и ученые прогнозируют, что человек будет менять профессию 6-8 раз, то есть вопрос выбора становится более частым в современной жизни. Я считаю, что ребенок уже на уровне 10 класса должен уметь совершать свой выбор.

На самом деле профессиональное сообщество уже высказалось относительно этого стандарта достаточно определенно. Мы прекрасно знаем, что Министерство образования и науки категорически проигнорировало практически единодушное мнение экспертного сообщества по вопросам ЕГЭ, также как проигнорировало практически все рекомендации и возражения образовательного сообщества по всем вопросам развития среднего и высшего образования и образовательной реформы.

И в данном случае в очередной раз были подготовлены стандарты, которые не просто не выдерживают профессиональной критики со стороны экспертов, а они просто представляются некоторыми, на мой взгляд, издевательством по отношению к образовательному сообществу и учителям-практикам и просто родителям и ученикам.

То есть,  когда вместо школьных занятий нам предлагают обсуждать вопрос как спрятаться от атомной бомбы или как проводить занятия по физкультуре – это просто предполагает, что целью этой реформы является прекращение образовательного процесса как такового.

Почему это делается тоже понятно,  это делается в соответствии с рекомендацией о том, что нужно резко понизить количество образованных людей в России.  Чтобы люди не поступали в высшие учебные заведения, а оставались со средним образованием. Собственно говоря, это и будет происходить, потому что эти стандарты не соответствуют требованиям ЕГЭ, соответственно большая часть выпускников средней школы окажется не в состоянии сдать ЕГЭ в том объеме, который необходим для поступления в высшую школу. Более того, значительная часть учащихся после 8-го класса, видимо, просто прекратит образование. Они просто не пойдут в школу, где все равно  ничему не учат.

И соответственно мы резко сокращаем  количество студентов высших учебных заведений, что четко совпадает с другим аспектом реформы –с законом «Об образовании». В проект этого закона недвусмысленно заложено резкое сокращение количества бесплатных бюджетных студенческих мест. Косвенно по целому ряду механизмов заложено сокращение и количества платных учебных мест для студентов, хотя  это в законе трудно увидеть.

Таким образом, комплексной задачей этих реформ является резкое снижение образовательного уровня населения, и, соответственно, приспособление граждан России к новым требованиях рынка, который в образованных людях не нуждается в связи с деиндустриализацией и общей деградацией экономики в России.

Да, мы знаем, что министерство начало давать задний ход. После встречи с Путиным Фурсенко,  как известно, пообещал пересмотреть стандарты.  Но я лично вижу в этом не более,  чем тактику.  Не удалось продавить гротеск напрямую, соответственно , будут  пытаться провести  его в какой-то другой форме.

Эти стандарты не предполагают получения образования. Вообще понятие знаний постепенно из нормативных документов российской школы как средней, так и высшей, изымается, заменяется понятиями компетенции, навыков и так далее.

Знание, как цель, уже не является целью образования даже на декларативном уровне, не говоря уже о практическом. Что это за бред: четыре  образовательных предмета? Из них  ни один не имеет никакого отношения к науке, и  к какой-либо квалификации,  не имеет даже связи с какой-то определенной научной, производственной или социальной дисциплиной. Науки и культуры просто не будет для будущих поколений.

С другой стороны, шумиха вокруг стандартов для средней школы может оказаться прикрытием для того, чтобы без большого обсуждения протащить не менее чудовищный законопроект об образовании.

По замыслу авторов стандарта, старшая школа ориентируется на профильное обучение и при переходе в 10 класс, помимо базовых предметов  старшеклассники будут иметь право выбрать те предметы,  на которые они сориентированы. Если они этого не сделают, то они могут выбрать все предметы, которые предлагаются в базисном учебном плане.

Кстати, эта практика существует за рубежом  больше 20 лет.  И у нас она тоже есть. И сейчас  школьники серьезно и внятно изучают те предметы, с которыми связывают свое будущее, а  по остальным предметам имитируют их изучение,  поскольку  мотивация равна нулю.

Что касается того, что школьники  вырастут вне культурных ценностей, позволю возразить.  Общекультурный уровень закладывается не только в 10 и 11 классе, а с детского сада.  К тому же эти предметы заложены и в вузовской программе. Авторы стандарта разве что дают сосредоточиться  старшеклассникам на профильных предметах.

Не согласен и с критикой относительно того, что 4 обязательные дисциплины ничего общего не имеют ни с наукой, ни с профильным образованием. Обязательными для изучения являются не только эти 4 предмета, но как минимум 10 предметов учебного  плана.

Есть, конечно, моменты, которые отшлифуются со временем. Скажем,  не могут  подростки самостоятельно сделать выбрать будущую профессию. Для этого нам надо как минимум восстановить и реанимировать ушедшую с советской властью систему профессиональной ориентации.  Школьникам  в этом надо помогать.  Не только рассказывать, а давать возможность пробовать. Ведь  даже студенты старших курсов не очень четко знают, в какой сфере они будут работать.

По  статистике, только 22 процента выпускников вузов работают по специальности.    Более того, современному человеку в быстро меняющемся мире свойственно  менять свою профессию каждые в 5-8 лет .  Поэтому  в том, что кто-то выберет не ту профессию, ничего страшного  нет. Ничего не пробуя, он никогда ничего не выберет.

Авторы же школьного стандарта  помогают школьникам обрести  нужный опыт и знания. Это позволяет уйти от всеобщего дилетантизма.

Если школа дает человеку способность, навык самостоятельно ориентироваться  в информационном пространстве, учит его делать выбор и принимать решения, тогда он обязательно перейдет от стадии дилетантизма к профессиональному уровню.

Хочу особо отметить, говоря о проекте федерального закона об образовании,  что к предыдущему тексту  были внесены некоторые предложения. Возвращено понятие семейного образования, поддержано предложение по развитию художественного образования, достигнуто понимание в отношении социальной стипендии студентам,  закреплены позиции по оплате труда педагогам.

Два дамокловых меча законопроекта -  это заработная плата и поддержка сельских педагогов. Но, во-первых заработная плата с 2004 года наших педагогов увеличилась в 4 раза. А что касается сельских педагогов, то закон, который принят в конце прошлого года, содержит норму, которая не допускает снижение мер социальной поддержки, которые сложились на время принятия этого федерального закона. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".