Статья
10940 18 февраля 2011 14:57

Мульти-Россия

Президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Уфе 11 февраля впервые заговорил о мультикультурализме. Как сообщается на сайте президента, по мнению лидера страны, наличие мультикультурализма в государстве является результатом мировой глобализации. «Воспитание толерантности, воспитание способности жить в сложном мире, в многообразном обществе, возникало в других странах не одномоментно, – сказал он. – Если говорить прямо, крупнейшие, наиболее развитые страны, развитые демократии не за один год создавались. Во многих этих странах еще 50-70 лет назад ситуация была гораздо хуже, чем, скажем, у нас сегодня. Но они нашли в себе силы сплотиться и победить эту межнациональную, межконфессиональную рознь – создать общество, которое готово саморазвиваться, – общество людей, которые готовы слушать друг друга и жить друг с другом в мире».

Однако, осуществить такие задачи на практике, по мнению некоторых европейских лидеров, оказывается непросто и даже невозможно. Не так давно президент Франции Николя Саркози заявил, что идея мультикультурализма в его стране потерпела крах. «Конечно, мы все должны уважать национальные различия, – сказал он, выступая по французскому телевидению. – Но мы не хотим жить в обществе, где различные общины сосуществуют бок о бок друг с другом. Если вы приехали во Францию, от вас ожидается, что вы вольетесь в “плавильный котел” одной общины, национальной, и если вы не можете этого принять, вам не место во Франции. Мы слишком много внимания уделяли тем, кто приезжает в нашу страну, и недостаточно задумывались о тех, кто принимает приезжих».

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон и германский канцлер Ангела Меркель, а также бывший премьер-министр Испании Хосе Мария Азнар ранее также выражали подобную точку зрения, подчеркивая, что мультикультурная политика в их странах не привела к должной интеграции иммигрантов.

Комментарии Ангелы Меркель были вызваны противоречивой книгой, вышедшей в немецкой печати, в которой автор утверждает, что приток иммигрантов-мусульман в Германию делает страну «более глупой». После публикации книги в Германии проходили жаркие дискуссии, посвященные вопросу интеграции иммигрантов.

Дэвид Кэмерон заявил, что политика мультикультурализма провалилась, и призвал молодых мусульман лучше интегрироваться в британское общество, чтобы противостоять экстремистским влияниям. «Из-за доктрины государственного мультикультурализма мы позволили разным культурам жить отдельной жизнью, отдельно друг от друга и от нашей основной культуры», – считает премьер-министр Великобритании.

Но президент России Дмитрий Медведев отверг тезис о крахе мультикультурализма в многонациональных обществах. На заседании президиума Госсовета он сказал: «В Европе стало модно говорить о крахе политики мультикультурализма. Дескать, это не тот курс, который направлен на гармоничное развитие разных культур в одной стране, где существует ведущий этнос, это бессмысленно делать, лучше, чтобы все иные культуры развивались только в русле традиций и ценностей ведущего этноса. Я считаю, что для нашей страны это было бы весьма существенным упрощением, несмотря на колоссальную роль, которую имеет русская культура, о чем я говорил недавно».

Эксперты и ученые высказывают различные мнения на этот счет.

«Россия, Русь всегда была многонациональной, многоконфессиональной, многорелигиозной, - отмечает президент Фонда «Взаимодействие цивилизаций», кандидат исторических наук Рахамим Эммануилов. – И все народы, которые представлены сегодня на карте нынешней России коренные, а не пришлые». В этом, по мнению Эммануилова, Россия и отличается и от Европы, и от США. Национальные меньшинства в других государствах проживают на «своей» территории не более пятидесяти лет. «Для России их подход интересен, но он не может быть определяющим. Поэтому мы не можем согласиться с их заявлением о провале мультикультурной политики», - считает эксперт.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин не видит ничего удивительного в провале мультикультурной политики на Западе. По его мнению, в этом виновато ошибочное понимание этого термина лидерами западных многонациональных государств.

Мультикультурализм вполне возможен, если воспринимать его не как «унификацию всех людей», не как приведение всех к одной, общей системе ценностей, к одному образу жизни, уверен Чаплин. Мультикультурализм, по его мнению, будет возможен только в том случае, если он основан на стремлении иметь в одном обществе возможности для самореализации разных этнических и религиозных конфессий. То есть, этот термин связан, в первую очередь, «не с балалайками и традиционной одеждой», а «с теми правилами, по которым живет социум». «Или эта модель ждет нас в будущем, или нас в будущем ничего не ждет», - заключает эксперт.

А директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев утверждает, что никакого цивилизационного конфликта в природе не существует. Ни в России, ни в Европе. «Там, где существует какое-то противоречие, чаще всего оно является лишь формой, а не причиной. Очень часто журналисты и политики форму объявляют причиной и понятно почему – так много, намного проще», - полагает Журавлев. По его мнению, не было национального конфликта и на Манежной площади, во время беспорядков 11 декабря. «Если мы внимательно посмотрим и поговорим с этой молодежью, то мы увидим, что там не было в действительности никакого межнационального конфликта как такового. Это была упрощенная форма восприятия этими людьми отсутствия своего будущего», - отметил он.

То, что конфликт на Манежной площади был спровоцирован нечистыми на руку политиками, считает председатель Российского Конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев. «Обострение в прошлом году, в первую очередь было связано с предстоящими выборами, - уверен он. - Те роковые преступления, которые якобы стали поводом к выступлению на Манежной, по большому счету, не могли явиться катализатором, толчком к таким массовым явлениям. Очевидно, что была проведена большая работа для такого всплеска, и многие были готовы к таким явлениям задолго до того, как они произошли».

Похожую мысль высказал директор Института антропологии и этнологии РАН Валерий Тишков. По его словам, многие годы в России массовыми тиражами издавалась литература неофашистского плана, и эти книги «писали не подростки». «Молодежь вышла на площадь, но за этим стоят большие дяди», - считает эксперт. Бороться, по его мнению, нужно не с молодежью, а с ее идеологами.

Очевидно, эксперты еще долгое время будут строить догадки, кто спровоцировал беспорядки молодежи на Манежной площади, и какие корни в России имеют национальные споры. Но вот мультикультурализм, вне всякого сомнения, корни имеет очень глубокие. Примеров гармоничного сосуществования различных народов, религий и культур на одной территории в мировой истории более чем достаточно. Так что, любое государство, в том числе и многонациональная Россия, перенять этот опыт имеет все шансы.

Комментарии экспертов

В мире были и есть модели совместной жизни разных религий и разных народов. Причем, эти модели предполагали, что у людей - разный образ жизни, разные законы. Сегодня много говорится о том, возможен ли мультикультурализм. Вполне возможен, если воспринимать его не как унификацию всех людей или как попытку привести всех к общему знаменателю. Мы, часто говоря о мультикультурализме, подразумеваем, что под этой идеей является именно то, о чем говорил господин Кэмерон –привести всех к одной системе ценностей, к одному образу жизни, отнюдь не разделяемому всеми живущими в нашем мире людьми и, более того, разделяемому только меньшинством, пусть даже принадлежащему к элите и к некоторой части либералов.

Мультикультурализм будет возможен только в том случае, если он основан на стремлении иметь в одном обществе возможности для самореализации разных этнических и религиозных конфессий. Это должно быть связано не просто с балалайками или какой-то формой одежды, а связано с теми правилами, по которым живет социум.

Этот вызов - не простой, он связан с тем, что в одном обществе могут считать главной ценностью совершенно разные вещи. Но не знает историю тот, кто считает что единство невозможно.

Исторический опыт существует. Эти модели нужно обновить и предложить в более современном исполнении. Это совершенно реально, и мы должны принять то, что люди из социума, представители абсолютно разных цивилизаций могут жить в одном обществе. И при этом, каждый из них может иметь опыт мирной совместной жизни с представителями других цивилизаций.

Это означает, что люди полностью верят своему этническому и религиозному соседу, полностью верят своей социальной миссии и должны учиться жить в мире с другими людьми. При этом имеют место любые формы и градусы межрелигиозной полемики, но в ней не должно быть места оскорблению чьих-либо религиозных чувств. Это работающая модель! Это гораздо более работающая модель, чем все то, что строил современный Запад. И я думаю, что именно эта модель ждет нас в будущем. Или нас в будущем ничего не ждет.

Однако, не получится у нас ничего в России, если мы не сможем услышать голос русского народа. А он недоволен, в частности, отсутствуем экономических и социальных перспектив, своим униженным положением в целом ряде мест. Ничего не получится в России, если этнические меньшинства не станут органичной частью страны. Не только на Северном Кавказе или Татарстане, но в том числе и в Москве должны быть возможности для развития и самореализации разных национальных меньшинств.

Ничего у нас в России не получится, если влияние в обществе захватят, а идеологическую подоплеку оккупируют представители неонацистских или неоязыческих организаций. Их деятельность должна быть выведена за рамки общественных приличий и за рамки законности. Что, впрочем, вовсе не значит, что представителей молодых людей и молодежных организаций, в том числе говорящие неудобные для власти и общества вещи, не нужно слушать.

В Уфе на президиуме Госсовета были в новом, свежем варианте сформулированы цели государственной национальной политики Российской Федерации. И триединая цель и задача – это формирование общероссийской гражданской идентичности. Президент это называл формированием российской нации, общероссийского патриотизма, но речь идет о том, что среди всех граждан нашей страны вызывает чувство общности. И это чувство общности, или национального самосознания, должно наполняться определенным содержанием.

Но чем наполнять ее? Какими механизмами, компонентами? Этот вопрос частично остался открытым.

Не снимается с повестки и мысль, заложенная в Концепции государственной национальной политики 1996 года. Там была следующим образом сформулированная цель: основная задача государственной национальной политики - обеспечить каждому выполнение его прав и запросов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, культурной общности. Эта цель не снимается, но она становится не единственной. Да, необходимо сохранять все многообразие нашей страны, народа, его традиции, обычаи, обряды, достоинства, культуру и все необходимое. Причем, это касается не только малых или средних народов, но и самого большого нашего народа - русского.

И третья цель государственной политики - обеспечение межнационального согласия. То есть, формирование российской идентичности, сохранение и поддержка культурного разнообразия и обеспечения межнационального мира и согласия. Этот вопрос остается актуальным, потому что его динамика остается негативной. Происходят стычки и драки, зашкаливает уровень ксенофобии. Хорошая фраза – «язык вражды». Этот язык не только зашкаливает, но он стал более резким, более негативным и провоцирующим. Я уж не говорю о случаях массового выхода из правового пространства среди молодежи.

И еще. То, что молодежь вышла на Манежную площадь, - не ее инициатива. За этим ведь стоят большие дяди! Все распространяемые брошюры, тексты и воззвания в значительной мере были сочинены задолго до известных событий. Все эти сочинения неофашистского плана многие годы издавались большими тиражами, и их, в основном, не дети ведь писали, а взрослые люди. И поэтому, акцент президентом на Госсовете был сделан правильно. Необходимо обратить внимание на идеологов! Именно они вкладывают в умы молодежи эти упрощенные клише, которыми молодые люди вооружаются и совершают противоправные действия.

Национальные отношения в разные периоды новейшей истории то обостряются, то, в какой-то степени, умиротворяются в зависимости от экономической и политической ситуации. И, в частности, обострение в прошлом году, в первую очередь было связано с предстоящими выборами. Те роковые преступления, которые якобы стали поводом к выступлению на Манежной площади, по большому счету, не могли явиться катализатором, толчком к таким массовым явлениям. Очевидно, что была проведена большая работа для такого всплеска. И многие были готовы к таким явлениям задолго жо того, как они произошли.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что часть причин объективна. Не все обстоит у нас гладко, и то, что президиум Госсовета обсуждал этот вопрос – тоже неспроста.

К сожалению, действий общественных организаций здесь будет недостаточно. Должна идти государственная полемика, должна быть единая идея, сплачивающая все нации и народы, должна быть национальная политика, и так далее.

Существует миф о цивилизационном конфликте. Мне кажется, что никакого цивилизионного конфликта в Европе нет. Там, где существует какое-то противоречие, чаще всего религиозное противоречие является лишь формой, а не причиной. А мы очень часто (не только журналисты, а очень часто и политики) форму объявляем причиной. И понятно, почему, ведь так намного, намного проще. И на той самой Манежной площади, если мы внимательно посмотрим и поговорим с молодежью, мы увидим, что ничего радикального не было в действительности. Никакого межнационального конфликта как такового. Это была упрощенная форма восприятия людьми отсутствия своего будущего.

Конечно, я говорю не о том, что нет националистов, а о том, что любое противоречие легче всего сформулировать, найдя врага. Я не говорю об отсутствии проблемы национализма, не говорю о национальном мире... Я говорю о том, что не в национальных и религиозных отношениях кроется причина проблем. И даже не в недостаточной культурности, не в этом. Существуют человеческие проблемы, которые в условиях их неразрешения реализуются как национальные – вот это главная проблема. И пока мы лечим национальные проблемы (я, кстати, в данном случае говорю не только о России, а обо всем мире), мы очень часто эти проблемы лишь усиливаем.

Граждане Франции, в общем-то, живут неплохо. Это относится ко всем гражданам любой национальности и религии. Но привилегии одним вызывают проблему отсутствия справедливости, а привилегированными чаще всего являются как бы самые слабые. Я понимаю, откуда берется эта попытка помочь слабым. Но, в результате, очень часто именно она приводит к конфликтам.

Так что, на мой взгляд, нужно решать проблемы человеческие, и тогда можно решить проблему национализма. Это не значит, что не нужно бороться с нацизмом, просто борьба с национальными проблемами – это очень удобная тема для политиков. Это так приятно, ведь все понятно. Вот эти люди - плохие, а эти - хорошие, всем ручки пожали, и дело сделано. А проблема через год повторяется снова и снова.

Россия, Русь всегда была многонациональной, многоконфессиональной, многорелигиозной страной. Она такой была, есть и будет, нравится это кому-то или не нравится. И, при этом, никто не сможет отрицать того, что православная церковь и православие является главной в стране религией и культурой, опять же, нравится это кому-то или нет.

Но при этом, мы не можем говорить о том, что кто-то главнее, кто-то лучше или хуже. В основном, все народы, которые представлены сегодня на карте нынешней России, являются коренными, а не пришлыми. И в этом Россия очень резко отличается от Европы или США, для которых проблема межнационального и межконфессионального мира приобрела острейший характер.

Нисколько не удивительны недавние заявления Николя Саркози, Дэвида Кэмерона и Ангелы Меркель о том, что случился кризис и провал политики многокультурности. Для них это - провал, ведь те народы, которые не устраивают большинство в этих странах, являются пришлыми. Живут они там полвека, не больше.

Для России европейский подход к решению национального вопроса интересен, но он не может быть определяющим. Мы не можем согласиться с их заявлением о провале мультикультурной политики, потому что такая позиция России не подходит по тем причинам, о которых я сказал выше.

Есть серьезный риск в недальновидной политике Запада по отношению к процессам, которые сегодня бушуют в исламском мире. Что я имею ввиду? Придут к власти, условно говоря, «Братья-мусульмане». К ним можно по-разному относиться, но возникает вопрос, удержат ли они власть, и кто придет потом. По урокам мировой истории мы знаем, что революции съедают своих детей. Какая «Братьям» будет альтернатива? А еще сейчас некоторые западные лидеры говорят про «кризис политики мультикультурности» и, тем самым, отталкивают мусульман, полтора миллиарда населения от сближения.

Мы должны, наоборот, пропагандировать идею консенсуса, бить в колокола, кричать SOS, потому что искры этого пламени могут попасть и к нам, в Северный Кавказ, Башкортостан и Татарстан. Пришло время над всем этим задуматься.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".