Статья
2241 22 марта 2011 17:30

Непростой ребрендинг

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что создание полиции - это не ребрендинг, а появление нового правоохранительного института.

«Наше общество ожидает позитивных изменений в работе органов внутренних дел. В связи с этим особо подчеркну, что создание полиции - это не ребрендинг милиции в полицию, речь идет о новом правоохранительном институте, отвечающем всем современным требованиям, о единой мобильной и технически оснащенной структурой, которая укомплектована специалистами высочайшего уровня», - сказал Дмитрий Медведев на заседании коллегии МВД РФ.

К основным задачам полиции, по его словам, относятся: «наступательная бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности, повышение количества раскрываемых преступлений».

«Реальные достижения по всем этим направлениям будут лучшим доказательством успеха реформ и действенности полиции. И резервов для улучшения работы более чем достаточно», - сказал глава государства.

Президент России потребовал от главы министерства Рашида Нургалиева сократить аппарат.

«Поручаю Вам, Рашид Гумарович, сократить аппарат. За счет этого укрепить профессиональными кадрами полицию на местах», - сказал Дмитрий Медведев.

Как заявил глава государства, также «надо сократить до разумного минимума объем отчетных документов». «Очевидно, граждан они интересуют меньше всего. Они должны быть уверены в том, что в своих городах и поселках они живут в атмосфере безопасности, и что полицейские немедленно придут к ним на помощь и адекватно отреагируют на нарушение их прав и законных интересов», - сказал он.

Медведев отметил, что «необходимо разработать новую систему критериев оценки деятельности полиции, понятную и для самих полицейских, и для общества».

«В настоящее время действует более 100 критериев, которые на самом деле размыты, что дает возможность манипуляции ими. Оценка работы полиции должна опираться на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории и мнение граждан об эффективности принимаемых мер», - сказал президент.

Дмитрий Медведев также потребовал от Рашида Нургалиева каждые полгода информировать его о работе с жалобами граждан на действие или бездействие полицейских.

«Особый порядок нужно предусмотреть для рассмотрения жалоб, поступающих на действие либо бездействие сотрудников полиции. К их рассмотрению надо привлекать создаваемые при МВД и его территориальных органах общественные советы», - сказал президент.

Как заявил глава государства, «необходимо вводить в практику телефоны доверия, "горячие линии", колл-центр».

«Прошу раз в полгода информировать меня о состоянии работы с заявлениями и обращениями граждан», - сказал глава государства.

Дмитрий Медведев заявил, что открытость и прозрачность - это важнейшая задача деятельности полиции. «Любые проявления формализма, равнодушия и волокиты должны пресекаться незамедлительно. Факты отказов принятия заявления, сокрытие преступлений от учета - получать уголовно-правовую оценку», - сказал президент РФ.

Комиссия по проведению внеочередной аттестации лиц, претендующих на высокие должности в органах внутренних дел, предложила назначить 145 человек из 179 участвовавших в ней кандидатов, сообщил Дмитрий Медведев.

«Часть документов мне принесли на подпись, я пока их подписывать не буду, пока не разберусь во всем сам. В ближайшее время рассмотрю эти документы и приму решение», - отметил глава государства.

Он заявил, что «особое внимание нужно обратить на аттестацию руководителей органов внутренних дел, эта работа не должна быть формальной».

«Требую обратить особое внимание на достоверность сведений, которые представляются сотрудниками, о своих доходах и имуществе. Говорил об этом не только применительно к сотрудникам системы МВД, но и по отношению к другим госслужащим. Естественно, это должно быть сделано и в рамках системы МВД. По каждому факту несоблюдения установленных требований должны приниматься соответствующие кадровые решения, вплоть до увольнения», - подчеркнул президент РФ.

Факт значительного сокращения личного состава МВД в ближайший год подтвердил и министр внутренних дел РФ. «К 2012 году планируется сократить 22% личного состава», - сказал Рашид Нургалиев, выступая на коллегии министерства. При этом он отметил, что «эта работа уже началась и будет продолжена на плановой основе в текущем году».

Затронул министр и проблемы коррупции, которая, по его словам, имеет в стране гигантский размах.

«Результаты противодействия коррупции пока не адекватны ее масштабам. Почти на треть возросло количество пресеченных взяток в крупном размере», - сказал Нургалиев.

«Размах коррупции в стране остается огромным», - подчеркнул он.

В свою очередь, выступая на коллегии МВД, генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что полиции не хватает опытных сотрудников для повышения раскрываемости преступлений.

«Основные причины низкой раскрываемости известны - недостаточная квалификация сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следователей, дознавателей, слабый ведомственный контроль», - сказал Чайка.

«Особенно это касается особо опасных преступлений, совершаемых организованными преступными группами», - сообщил он.

Юрий Чайка заявил, что на протяжении последних лет судами осуждается только каждый третий подсудимый по делам, связанным с оргпреступными сообществами.

Внимание на тот факт, что количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группами, снизилось почти на треть, обратил внимание и Дмитрий Медведев.

«Практически половина зарегистрированных преступлений, если считать по той статистике, которая является в настоящий момент публичной, остались нераскрытыми, это 45,4%. Почти на треть по сравнению с 2009 годом снизилось количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группами и сообществами. Число преступлений экстремистской направленности увеличилось на 20%», - сказал президент России.

Он подчеркнул, что корни этого кроются не только в деятельности МВД, других правоохранительных органов, «тому есть объективные экономические, социальные причины».

«Тем не менее, сама статистика не может не настораживать», - сказал глава государства.

Комментарии экспертов

О первых итогах реформы пока говорить рано. Преобразования необходимо продолжать. Пока можно говорить лишь о том, что многие причины, по которым общество негативно воспринимает правоохранительные органы, не устранены.

Во-первых, попытка реформировать правоохранительные органы во многом оказалась неэффективной, так как все, все-таки, ограничилось косметическими преобразованиями. Главная же проблема, связанная с избыточностью полномочий правоохранительных органов, не была решена. По сути, условия существования органов внутренних дел остались прежними. А это значит, что остались возможности для злоупотреблений. К тому же, не вырос общественный контроль за деятельностью МВД.

Вторая причина, на мой взгляд, связана со слабой работой с общественным мнением. Поэтому для значительной части населения осталась непонятой задача переименования милиции в полицию, и общество не стало союзником президента в этой реформе.

Третья проблема связана с тем, что в системе МВД существует некая властная вертикаль, которая решает собственные задачи, причем решает их слабо консолидировано с тем, чего хотят государственные верхи. Поэтому границы реформируемости нынешних сил МВД - невелики. Все это делает реформу МВД одной из самых проблемных. Например, увольнение генералов, не прошедших аттестацию, на мой взгляд, было косметическим.

Как мне кажется, мало эффекта дают и меры по увеличению зарплат правоохранителей. Считаю утверждение, что высокие зарплаты снижают коррупцию, мифом.

Прошло слишком мало времени с начала проведения реформы. Обычный человек пока не может увидеть ее результаты. Пока можно только сказать о лишь некоторых произошедших изменениях. Например, очень важный моментом является, на мой взгляд, проведение аттестации, которая выявила достаточно много непригодных для дальнейшей работы служащих.

К тому же, начавшаяся реформа, на мой взгляд, продемонстрировала достаточно большое количество проблем, которые мы имеем в органах внутренних дел. В частности, чеченский парламент обратился с просьбой применить поправки, которые позволили бы тем, кто воевал против федералов и был потом амнистирован, проходить службу в милиции. Это - серьезная политическая проблема, на которую мы раньше не обращали внимания, а теперь придется.

Отмечу, что подобных случаев, казусов, вопросов и проблем в связи с начавшейся реформой накопилось очень много. Поэтому, с политической точки зрения, движение вперед - значительное. Но с точки зрения обычного человека пока, естественно, особых изменений не видно. Но было бы странно их видеть за такой короткий срок.

Убежден, что реформы в силовых ведомствах будут продолжены. Это подтверждает тот факт, что глава государства довольно решительно занимается реформами в высшем генералитете не только МВД, но и других структур. Аттестация, выявление непрофессиональных сотрудников и, наоборот, поощрение профессионалов - это все можно считать важной и позитивной тенденцией.

Я совершенно согласен с тем, как поставлена задача. Действительно, нам нужна мощная, сильная, замечательная полиция, которая справится со всеми вызовами времени. Хочется надеяться, что правоохранители будут работать так, что кого надо - посадят, кого-то наставят на путь истинный, старушку через дорогу переведут. Только у меня возникает  вопрос – откуда возьмутся все эти люди. Я не понимаю, откуда сейчас возьмутся новые люди – те самые удивительные, мобильные правоохранители.

Правоохранители ведь  часть общества. Что должно произойти, какие преобразования должны произвести, чтобы мы стали такими людьми? У меня ответа на этот вопрос нет. 

Реформа МВД - это  тяжелая большая работа, предполагающая изменения и в обществе. Конечно, переименование милиции в полицию не представляется мне ни в коей мере продвигающим нас по этому пути. Не верю я в этом смысле в силу слова. С другой стороны, я понимаю, что если не ставить перед собой амбициозных целей, то никогда не достигнешь  никаких результатов. Вопрос только в соотнесении установки этих целей и тех возможностей, которые есть. 
 
Что касается работы правоохранителей, я предполагаю, что все желаемое когда-то произойдет. Но, во-первых, потребуется гораздо больше времени, чем мы полагаем. Во-вторых, нам потребуется гораздо больше глубоких и тонких человеческих настроек, технологий, меняющих менталитет и установки. Поэтому, реформа МВД, как мне кажется,- это тяжелая задача и решить ее сразу нельзя.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".