Статья
9832 31 марта 2011 0:02

Экологичность будет поощряться

В России планируется увеличить штрафы для предприятий, не соблюдающих природоохранное законодательство. Об этом заявил премьер Владимир Путин.

На совещании по улучшению экологической обстановки в стране Путин отметил, что эффективной мерой, направленной на уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду могут стать экономические стимулы.

В частности, как сообщил премьер, «предлагается ввести увеличенные штрафы для предприятий, не соблюдающих законодательства и нарушающих установленные нормы».

Вместе с тем, отметил глава правительства, «если предприятие активно вкладывает инвестиции в модернизацию, в энергосбережение, в экологически чистые технологии, то оно вправе рассчитывать на преференции».

«Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду», - отметил Путин.

Между тем, по оценкам экспертов, около 15% территории России находятся в бедственном состоянии с точки зрения экологии, дальнейшее бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Об этом заявил премьер РФ Владимир Путин.

«Данные ежегодных госдокладов показывают, что антропогенное воздействие на естественные экосистемы не снижается, а только увеличивается. Практически во всех регионах страны загрязнение воздуха и водных объектов сохраняется на высоком уровне», - сказал Путин.

В целом, по словам премьера, «согласно оценкам экспертам, около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом состоянии». «Бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды» - отметил глава правительства.

Путин обратил внимание и на серьезную проблему так называемого «захламления» почв. Он пояснил, что речь идет не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью. «Речь идет о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не во вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, проще сказать, на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии», - сказал Путин.

Он отметил, что среди главных причин экологических проблем называют несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования так называемых «чистых» и «зеленых» технологий.

В связи с этим премьер сообщил, что в России готовится ряд изменений в законодательство. В частности, по его словам, сейчас идет подготовка базового документа «Основы экологической политики России на период до 2030 года».

Выступивший на совещании глава Минприроды предложил с 2020 года ограничить деятельность предприятий, не обладающих наилучшими доступными технологиями.

Его ведомство рекомендует  постепенное и поэтапное ограничение деятельности таких субъектов хозяйствования. Так, с 2012 по 2014 годы ведомство предлагает провести работу по подготовке технической документации предприятий, разделению их на различные категории по степени влияния на окружающую среду, подготовить перечни наилучших технологий.

С 2014 года министерство предлагает запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципу внедрения наилучших технологий, а в 2016 году эксплуатацию новых предприятий, чье воздействие на экологию не соответствует этим технологиям. При этом к данному сроку не ограничивается работа предприятий, которые были спроектированы до внедрения данных предложений.

С 2020 года уже будут вводиться ограничения для всех существующих предприятий, не внедривших наилучшие доступные технологии. Однако если предприятие уже приступило к модернизации своего производства, то для него будет предусмотрена пятилетняя отсрочка по внедрению ограничений.

Одновременно Минприроды будет повышать плату за негативное воздействие на окружающую среду и не внедрение наилучших технологий. В 2012 году плата повыситься в 2,3 раза от действующих на сегодня нормативов, а в 2016 году - в 3,4 раза. Юрий Трутнев отметил, что при реализации подобных предложений объем выплат за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий, не внедряющих наилучшие технологии, будут составлять порядка 1,1% от прибыли. «Что касается предприятий, которые будут внедрять наилучшие технологии, то их выплаты могут сократиться на 70%», - отметил Юрий Трутнев.
По словам министра, Минприроды займется составлением перечня наилучших доступных технологий, но будет опираться при этом на аналогичные перечни используемых в Евросоюзе.

По данным Минприроды, на сегодняшний день из 1 млн действующих в России предприятий только 11,5 тыс. производят до 99% всех выбросов. Именно на эти предприятия и будут накладываться основные выплаты и обязательства по внедрению наилучших доступных технологий.

После совещания он привел данные, что в России на сегодня насчитывается 194 «горячие точки» с точки зрения экологии. Речь идет о 194 промышленных объектах, которые нанесли окружающей среде значительный экологический ущерб еще в советские времена.

«Нам необходимо ликвидировать экологический ущерб прошлых лет, с советских времен накопились огромные экологические проблемы от деятельности опасных предприятий. Их надо ликвидировать. Этой работой до сих пор никто не занимался», - заявил министр.

Он признал, что в принципе на сегодняшний день все промышленные объекты в стране «построены без соблюдения особых экологических требований». «Давайте называть вещи своими именами. Мы не можем отрицать того, что уже сделано. Мы не можем все решить одним поворотом рубильника и сказать, что сейчас все станут экологически белые и пушистые», - подчеркнул он.

По его словам, «нельзя разрушать экономику и создавать угрозу экономическому росту».

Юрий Трутнев по завершении совещания сообщил и об итогах обсуждениz. Так правительство поручило министерству природных ресурсов и экологии в течение двух недель согласовать и направить на рассмотрение в правительство три законопроекта, касающихся стимулирования снижения предприятиями негативного воздействия на экологию и ликвидацию экологического ущерба.

Речь идет о трех законопроектах: «О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды», «Об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами» и «О ликвидации ущерба прошлых лет». Ранее сообщалось, что эти законопроекты являются единственными из пакета законопроектов об охране окружающей среды, которые не получили согласования со стороны Минфина и Минэкономразвития.

«Председатель правительства поддержал предложение о скорейшем принятии данных законопроектов и дал две недели на согласование и внесение их в правительство», - сказал Юрий Трутнев.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день существуют разногласия по этим проектам в основном между Минфином и Минэкономразвития. «И нам иногда приходится выбирать, на чью позицию встать»,- сказал он. «Новые законопроекты определят, куда идти дальше, куда нужно двигаться бизнесу», - отметил Юрий Трутнев.

После того как будет сформировано законодательство в области стимулирования снижения негативного воздействия на экологию, министерство планирует завершить разработку «Основ экологической политики России до 2030 года».

«На данный момент имеет большее значение разработка экологических нормативов, так как надо сформировать правила», - сказал он. «Должны быть определены подходы и после того мы уже должны прописывать основы экологической политики», - добавил Юрий Трутнев.

Как сообщалось, в начале февраля комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и комитет Совета Федерации по природным ресурсами и охране окружающей среды одобрили проект «Основ государственной экологической политики РФ до 2030 года», подготовленный Минприроды. Вместе с тем, у законодателей были замечания к проекту. В частности, они посчитали необходимым определить направления и приоритеты экологической политики на краткосрочную (2011-2017 годы) и долгосрочную (2018-2030 годы) перспективы. В замечаниях отмечается, что баланс интересов экономического развития и экологического благополучия в проекте только декларируется, а механизмы его реального обеспечения отсутствуют. Минприроды планировало к ноябрю 2011 года представить проект документа в правительство.
 

Комментарии экспертов

Известно, что Путин давно большое внимание уделяет экологической проблематике. Он даже упоминал, что если бы он ушел из политики, то возможно занялся бы экологической проблематикой. Так что тема экологии ему действительно интересна.

Думаю, что его внимание привлекает экология и в связи с Олимпиадой в Сочи. Это экологически очень значимый регион с огромным туристическим  потенциалом и в то же время с огромной нагрузкой антропогенного фактора на экологию.

К тому же Олимпиада важна не только как международное спортивное мероприятие, но и с точки зрения развития инфраструктуры этого региона, чтобы он мог развиваться и дальше очень эффективно.

Для этого необходимо развитие экологического фактора для пропуска через Сочи  большого количества людей. К тому же есть большое внимание российских и зарубежных  экологов тому, как строятся объекты. Думаю, все эти факторы актуализируют проблемы экологии.

Кроме того этот вопрос подталкивается еще и огромным влиянием российского общества, потому что оно все боле активно ставит экологические проблемы, выдвигает их на первый план, потому что ситуация стремительно ухудшается.

В советское время тоже  с экологией было довольно плохо. Но с тех пор экологические нормы откровенно нарушаются. Из-за бюрократии и коррумпированного бизнеса и возникла новая экологическая ситуация. Раньше это было загрязнение индустриальными монстрами, которые не контролировали выбросы.  Потом гиганты остановились, экологическая ситуация несколько улучшилась. Когда г некоторые из этих предприятий были приватизированы, стали использовать такой инструмент для максимализации прибыли, и произошло игнорирование экологических норм.

К тому же на данный момент у нас наблюдается взрывной рост числа автомобилистов. Крупнейшие города стоят в пробках в часы пик. Это колоссальная экологическая нагрузка на регионы.

Так что задача всех цивилизованных властей уделять внимание экологическим проблемам.

Что касается влияния новых технологий на экологию, то здесь палка с двумя концами. С одной стороны, новые технологии, поскольку они рождаются по большей части в США, Евросоюзе или Японии, то они часто бывают экологически достаточно продвинутыми, так как они рождаются в рамках развитого экологического законодательства и в условиях большого политического влияния зеленых движений.

Поэтому использование новых технологий в России может привести к тому, что экологические нормы будут больше соблюдаться, потому что в эти технологии соответствуют экологическим требованиям.

Однако есть другая опасность. Поскольку модернизация еще и означает включение российской экономики в глобальную, то здесь возможен обратный процесс. Возможно, к нам будут сбрасывать экологически-грязные производства.

То есть транснациональные корпорации имеющие разные производства под влиянием сильного экологического движения - таких как Франция, Германия, США, Великобритания, Италия-  выводят оттуда экологически вредные производства. Чтобы получать сверхприбыль они пытаются размещать их в тех странах, где экологический контроль менее жесткий. Поэтому включение любой экономики в глобальную, в принципе, может привести к тому, что туда начинают сбрасываться экологически грязные производства из развитых стран..  Этого мы не должны допустить. Поэтому необходимо соответствующее законодательство.

Нужен повышенный контроль и за собственными производствами. Думаю, что бизнес будет вынужден отреагировать на требования по экологии. Это произойдет, если общественное настроение поднимается в защиту экологии.

К тому же бизнес реагирует на законодательные нормы. Если примут закон, ограничивающий экологически вредные производства, и  предусматривающий поощрения за экочистоту, бизнес обязательно отреагирует. И последнее, бизнес реагирует на уровень коррупции. Должны быть кроме законов еще и власти, способные их  реализовывать. Если законы хорошие, но тотальная коррупция, тогда, конечно, бизнес эти законы игнорирует.

 

Я думаю, что в нашем обществе потребности в энергосбережении нет, как и в любом другом обществе. Этого не было в европейском обществе, просто был шок, когда резко упало количество энергоносителей, предоставляемых в Западную Европу, потом подскочили цены. Это и стало толчком для энергосбережения и новых технологий.

В России такого шока не было никогда, поэтому власть пытается с помощью законодательных инициатив актуализировать проблемы. На мой взгляд, это правильное направление, как и акцентирование внимания на вопросах экологии.

Это как раз тот самый случай, когда экологические и экономические требования не противоречат друг другу, а наоборот, совпадают.

Экология – это важно, но проблема, на мой взгляд, больше все-таки в экономической плоскости. Дело в том, что отсутствие энергосбережения резко снижает эффективность экономики.

Когда мы говорим что, в Китае больше чем у нас дешевой рабочей силы - это даже не полуправда. На самом деле дороговизна рабочей силы не является для России проблемой. На самом деле рабочая сила у нас крайне дешевая , учитывая, что уровень квалификации работника не самый низкий. Проблема в том, что у нас уровень энергозатрат слишком высок. Это резко увеличивает дороговизну нашей продукции. Если удастся снизить затраты ресурсов хотя бы до уровня среднеевропейского, не говорю уже до немецкого и скандинавского, это будет уже огромный ресурс экономического роста. Ведь огромное количество средств и ресурсов высвободятся.

При этом все понимают, что экономия ресурсов - это хорошо. Но для этого сначала надо потратить деньги. А вот инвестировать никто не хочет.

На данный момент могу сказать, что задача, очерченная премьером понятна, и она мне кажется правильной. А вот насколько эффективно она будет решаться – сказать сложно, так как это зависит от множества факторов.

Я считаю, что это очень правильное направление работы нашего правительства, стремление к улучшению экологической обстановки. Но штрафы - этого не достаточно для того чтобы мы полностью перешли на экологичное производство. Экологичное производство и забота об экологии - это главная цель. А набор средств для ее достижения должен быть не только наказующий, но и стимулирующий. То есть не только репрессии должны быть, но и какие-то явные стимулы к тому, чтобы предприятия заботились об экологии.

Дорого обойдется экология или нет - я думаю это не правильная арифметика, потому что если мы будем измерять все только в деньгах, то тогда нам остается перейти на примитивное производство, и жечь в городах уголь, как было в старом Лондоне, однако это также отравляет воздух. Мы же живем в совершенно другом мире, где цена экологии - это не проценты и бонусы, а цена экологии - это жизни граждан России. Дешевой, но неэкологичной экономикой может оказаться так, что никто и пользоваться не будет, потому что население будет постепенно вымирать. Последняя перепись показала, что население России сократилось на 2 миллиона человек, и это первый звоночек.

Я абсолютно поддерживаю начинание о штрафах для бизнеса, но штрафование должно быть умным. Если у промышленника просто взять денег, то еще неизвестно на что эти деньги потратятся. Копейка попадет в государственный бюджет и в дальнейшем куда-то по бюджетной росписи будет распределена. Здесь же лучше действовать таким образом, чтобы эти штрафы потом были потрачены на исправление ситуации. Скажем, есть такие в России экологически тяжелые зоны, близ которых стоят зеленые озера с ядовитой водой. Так надо не просто наказать эти предприятия, а сделать так, чтобы деньги были потрачены на фильтры, на специальные технологии, газовыводители. Чтобы был практический выход из этого наказания. Иначе бизнес всегда будет рассуждать об экологии с точки зрения рубля. Отдавать копеечные штрафы и дальше продолжать свое черное дело.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".