Статья
1784 14 апреля 2011 13:16

БРИКСизация мира

Президент РФ Дмитрий Медведев считает принятие перспективного плана действий странами БРИКС важным итогом саммита в КНР.

В плане действий, подчеркнул глава российского государства в выступлении, акцент сделан на развитии экономических связей, взаимодействии в рамках «группы двадцати», а также на более активном включении в наше сотрудничество структур гражданского общества.

«Россия внесла свой вклад в разработку плана и будет активно участвовать в его реализации. Кроме того, мы предложили развивать новые формы сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, выдвинули целый ряд своих инициатив», - подчеркнул Медведев.

Он выразил надежду, что все эти предложения будут детально проработаны партнерами.

В свою очередь, Россия «тщательно изучит идеи коллег по БРИКС», сказал президент РФ.

Дмитрий Медведев также считает, что за прошедший год объединение достигло заметного прогресса в углублении политического диалога: «Повысилось взаимное доверие и уровень взаимодействия в международных делах, в том числе в рамках Совета безопасности ООН, в состав которого входят страны БРИКС».

По словам главы российского государства, у стран-членов БРИК «единые подходы в вопросах реформирования Международного валютного фонда и Всемирного банка». О необходимости реформирования дальнейшей валютной системы речь шла и на нынешней встрече, отметил он.

Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что в настоящее время все страны БРИКС входят в Совбез ООН. «Мы были едины в том, что этой ситуацией имеет смысл воспользоваться, чтобы укрепить потенциал ООН, способствовать, чтобы все решения, принимаемые Генассамблеей и СБ ООН, были эффективны и уважаемы», - сказал президент РФ.

Президент РФ также поддерживает идею перехода в расчетах стран БРИКС на национальные валюты.


«Поэтому я считаю, что мы могли бы такую систему продумать для расчетов со всеми государствами - участниками БРИКС. Я не считаю, что здесь каким-то исключением является, допустим, экономика Южно-Африканской Республики», - сказал Дмитрий Медведев в ходе беседы с российскими журналистами по завершении саммита БРИКС в Китае

Он подчеркнул, что если Южно-Африканская Республика будет к этому готова, необходимо посмотреть на их возможности. «Потому что здесь вопрос не в том, на самом деле, насколько, что называется, крепка эта валюта, с которой ты собираешься осуществлять расчеты путем перечисления денег на единый счет и зачета соответствующих требований в национальных валютах, а вопрос в том, насколько это удобно», - сказал президент РФ.

В этом смысле Медведев отметил, что считает идею перехода на национальные валюты «вполне оправданной».

Глава государства рассказал, что в ходе переговоров в узком составе обсуждался вопрос того, как быстрее перейти на расчеты в национальных валютах. В том числе, по его словам в ходе встречи с президентом Бразилии была достигнута договоренность об интенсификации этой работы.

«В этом есть целый набор выгод, всем известных, в том числе и меньшая зависимость от колебаний курсов, резервных валют, лучшие возможности адаптации к условиям национальных экономик и так далее», - отметил Медведев.

Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) подписали меморандум о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития.


Как заявил «Интерфаксу» после подписания меморандума глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, этот документ является «первым практическим шагом в направлении использования национальных валют в экономическом сотрудничестве между этими странами».

Он отметил, что меморандум предусматривает развитие финансового сотрудничества и взаимное предоставление кредитных линий в национальных валютах.

Дмитриев уточнил, что соглашение «носит рамочный характер». Оно, по его словам, предполагает, что лимиты, использование и обслуживание кредитных линий в национальных валютах «будут регулироваться отдельными двусторонними кредитными соглашениями, заключенными между банками - участниками этого межбанковского механизма».

Глава ВЭБ сообщил позже журналистам, что соглашение, «безусловно, расширит возможности диверсификации заимствований российских компаний».

«Мы и сами намерены в ближайшее время заимствовать в оффшорных юанях. Мы отработали механизм с Госбанком развития Китая, как оффшорные юани затем использовать в качестве обеспечения для свапов в свободной конвертируемой валюте. И таким образом удешевить заимствования. Это будут свободные несвязанные финансовые ресурсы. Не менее полумиллиарда долларов», - сказал Владимир Дмитриев, добавив, что речь идет о заимствованиях уже в текущем году.

Комментарии экспертов

Создание единой системы поддержки национальных валют позволит спроектировать подушку безопасности в случае финансовой турбулентности на внешних рынках. Второй момент заключается в том, что это, конечно, серьезно отвяжет национальные валюты стран БРИКС от международных резервных систем. Прежде всего, речь идет о долларе. То есть, этот шаг позволит стабилизировать ситуацию именно в странах БРИКС и фактически создать определенный межрегиональный, трансрегиональный уровень доступности.

И, конечно, в долгосрочной перспективе должен быть увеличен экономический оборот, потому что в случае перестановки денежных единиц друг с другом, и плюс ввиду активного использования Китаем свопов валют, риски просто при изменении валютных курсов становятся незначительными. В контексте всего вышесказанного, странам становится выгоднее друг с другом торговать.

Что касается кредитования в национальных валютах, то это вопрос, скорее всего, ближайших пяти месяцев, как минимум. Дело в том, что если в Российской Федерации существует тот же самый Внешэкономбанк, который находится в составе Торгового союза, и он может работать в ряде других стран, то, например, у аналогичных бизнес-структур в ЮАР или в Индии такие возможности не столь большие, то есть необходимо будет создавать просто действенную сеть. Вторая составляющая -  транснациональное законодательство пока не позволяет в необходимом объеме во всех странах этот механизм запускать. К тому же, необходимо встроиться в действующую финансовую систему, то есть риски должны как-то страховаться. В дальнейшем на этой базе можно будет создавать нормальные инструменты финансирования – облигации инфраструктурные, то есть то, что в принципе является базой экономического сотрудничества.

Некой проблемой в вопросе кредитования в национальных валютах является так называемый «вопрос разности валют» – жестко закрепленный юань и частично закрепленный рубль отличаются от валют ЮАР и Индии. То есть у каждой страны есть свои сложности и проблемы, которые необходимо купировать. Если будет выработана какая-то единая схема, тогда можно будет запустить систему кредитования в национальных валютах.

Что касается экономического сотрудничества, Российская Федерация помимо сырья может предложить партнерам по БРИКС научно-технический потенциал. С другой стороны, возможно взаимодействие в целом ряде промышленных и экономических отраслей.

Китай может предложить трудовые резервы и финансы. Напомню, что у Китая достаточно большие золотые запасы, которые он достаточно активно инвестирует. 

Учитывая, что Индия, Китай и Бразилия активизировали свое сотрудничество, понятно, что если раньше они рассчитывали на развитые страны, то сейчас акцентируют внимание на развивающихся, в том числе и на России. Здесь возможно сотрудничество в авиастроении, в тяжелом машиностроении, в топливно-энергетическом комплексе,  в космических отраслях. Перспективы взаимодействия стран БРИКС - достаточно широкие. Причем конкретные предложения и конкурентоспособные проекты уже есть, их нужно только развивать.

Страны БРИКС договорились о взаимном кредитовании в национальных валютах, и это совершенно нормальная ситуация. Поскольку все уже понимают, что доллар не может играть роль универсального кредитного средства. Раз ФРС (Федеральная резервная система - центральный банк США) уже не в состоянии исполнять свою роль кредитора последней инстанции, то страны решили создать собственные альтернативные механизмы.

Это вполне объяснимо. Сейчас мы посмотрим, насколько быстро это можно сделать. Теоретически - могут очень быстро. Насколько созданная система будет действенна – это отдельный вопрос. Об этом пока рано судить.

Отмечу, что речь идет о создании надвалютного механизм, и состояние рубля здесь ни при чем. Другое дело, что механизм будет основан на юане, так как Китай - самая крупная экономика среди стран БРИКС.

Что касается России, нам пока важнее восстановление внутреннего механизма рефинансирования банковской системы в рублях. Другие страны для этого не нужны.

Если говорить об экономическом взаимодействии между странами БРИКС, то нужно понимать, что будет меняться вся структура мирового разделения труда, и в этом смысле это вопрос открытый.

БРИКС - это организация сама по себе скорее политическая, чем экономическая. Оформлена она плохо, моя точка зрения, что весь БРИКС – это больше сотрясание воздуха, чем реальное экономическое взаимодействие. К сожалению, все страны-участники гораздо менее активно связаны друг с другом, чем с основными мировыми игроками. Китай является одним из крупнейших наших торговых партнеров, но все остальные сугубо маргинальные. Поэтому торговля с Европой идет в 6-6,5 раз активнее чем с БРИКС. Перевес по приходящим инвестициям из Европы вообще в десятки раз выше, чем из стран БРИКС.
 
Если говорить не только о России, но и о других странах БРИКС, то взаимодействие между Китаем и Индией омрачено политическими противоречиями и конфликтами. У Китая существует стратегический союзник в лице Пакистана, которого Индия по понятным причинам не очень жалует. Поэтому взаимодействие экономическое между Индией и Китаем в последние год-полтора начало резко сокращаться. Существует негласная санкция госпредприятий Индии на покупку ряда китайских товаров, компьютеров, например, то есть там отношения экономические, мягко говоря, не блестящие.
 
Что касается отношений  России и Бразилии, то они фактически отсутствуют вообще как таковые в экономике. Поэтому мне кажется, что идея БРИКС  как экономического объединения – хорошая идея, но на самом деле серьезной экономической основы под этим объединением нет.
 
Что касается политики, то на нее эта структура должна иметь влияние, но пока она больше декларирует, чем делает. Декларации заключаются в том, что организация выражает свое критическое отношение к Соединенным Штатам, к однополярному миру и позиционирует себя как некая альтернатива. В этом отношении страны-участники принимают иногда схожее решение, в частности, мы знаем, что все они воздержались при голосовании по Ливии, у них достаточно сходные позиции по отношению к защите суверенитета, по отношению к идее международного вмешательства. Политически они объединены  определенной платформой, в которой есть очевидное сходство и некоторая близость подходов. В экономике же, еще раз повторяю – это гораздо менее активно прослеживается и менее заметно.
 
Страны БРИКС подписали соглашение о том, что они активнее будут продвигать взаимодействие своих национальных валют, открывать кредитные линии в национальных валютах друг другу и так далее. Но опять таки, учитывая, что даже в Китае абсолютное большинство всех торговых операций ведется в юанях и в долларах, учитывая, что китайская экономика в значительной степени рассчитана на США, я уверен, что никаких радикальных изменений это дело не принесет ни для Китая, ни для России, ни для других стран.
 
Но в любом  случае, какие-то сближения существуют, я считаю, что конечно политическое взаимодействие гораздо более интенсивное и именно оно может стать основной для серьезного укрепления всего объединения, но для этого позиция политическая должна быть более определенная, я не говорю что более агрессивная, но по крайней мере более определенная.  Пока я вижу только негативную повестку дня – да, мы не любим однополярного мира, мы считаем что влияние США излишним, завышенная роль доллара – это тоже не есть хорошо.
 

Для того, чтобы стать мощным экономическим блоком нужно иметь единую позицию в торговых переговорах, нужно всем участникам состоять в ВТО, нужно иметь тесные связи в банковской финансовой сфере,  совместно взаимодействовать с центральным банком в условиях валютных интервенций, а этого ничего нет. 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".