Статья
1370 15 апреля 2011 1:30

Всемирный день культуры

Напомнить о вечных ценностях и важности сохранять культурное наследие  призван Всемирный день культуры, который отмечается 15 апреля.

В этот день 76 лет назад появился знаковый документ - «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – «Пакт Рериха».

В нем содержалась идея о необходимости специального международного соглашения об охране памятников истории и архитектуры, учитывая какую угрозу представляют культурному достоянию военные действия.

Пакт послужил впоследствии основой для целого ряда международных документов, таких как Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954г.), Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» (1972г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003г.), Конвенция о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005г.).

Однако культура проявляется отнюдь не только в застывших формах древних памятников и произведений искусства. Это понятие имеет глубокий смысл и пронизывает все сферы человеческой жизни. В переводе с латинского языка она означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, т.е. это активный процесс. Считается, что культура определяет и определяется уровнем нравственности и просвещённости общества.

Как писал философ Николай Бердяев, «в жизни общественной духовный примат принадлежит культуре». «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», – полагал  русский мыслитель.

Правда, в эпоху потребления, да еще и осложненную экономическими кризисами, акценты расставляются несколько по-другому. Возможно,  если бы культура действительно превалировала в экономике и политике, общество было бы более гуманным.

Тем не менее чувство ответственности за историю и богадство всего человечества в людях сохраняется. Стоит вспомнить недавний пример Египта, когда люди во время беспорядков, рискуя жизнью, выстраивались в  живое кольцо вокруг Каирского музея, чтобы уберечь исторические ценности от гибели.

Можно упомянуть и о российских реалиях - непрекращающейся борьбе за сохранение архитектурного облика российских городов, что говорит, людям далеко не все равно, какой  будет их среда обитания и что останется потомкам.

Если говорить о российской культуре, то сегодня она ассоциируется с величайшими именами художников, композиторов, театральных деятелей, писателей прошлого, с их нетленными произведениями, которыми России продолжает питать умы и души как своих граждан, так и ценителей искусства по всему миру.

Возникает, правда, вопрос, а что нового Россия может предложить себе и миру, как развивается современная культура, может ли сегодня она конкурировать с зарубежными образцами.

Судя по количеству одних только столичных лабораторий - поиск идет. Далеко не все доходит до массового зрителя и массового сознания, которое не всегда готово к порой провокационным действиям художников. И здесь уже возникает другой пласт – насколько культура доступна, достаточна ли поддержка государства учреждений гуманитарной направленности, чтобы воспитывать и отдельного человека и общество в целом.

Судя по высказываниям собеседников «Актуальных комментариев», с культурой в стране дело обстоит неплохо – есть чем себя порадовать и что миру предложить.

Комментарии экспертов

Ситуация с российской культурой за рубежом сейчас в целом гораздо лучше, чем она была еще 10 лет тому назад. Лучше прочего представлены благотворительные художественные проекты. Можно желать лучшего, но пока что все сравнительно неплохо. Сейчас в мире есть всего около трехсот музеев и крупных коллекций русского искусства. Русское искусство активно покупают.

Русское искусство, немецкое искусство, американское искусство - сейчас идет поиск индивидуальностей в этой сфере, то есть, существует запрос на конкретных художников. Русская художественная сцена - это московская художественная сцена. Она достаточно мощная, но уступает Нью-Йорку, Лондону, Парижу и, наверное, Берлину, но в принципе он сегодня достаточно активна.

Что касается современного танцевльного искусства - здесь наиболее тяжелая ситуация сейчас. Современный танец и современная классическая музыка в России чувствуют себя крайне неуютно, это связано с тем, что чрезвычайно сильны остаются традиции таких консервативных сил, как русский балет. Балет же прочно застыл где-то в 19 веке. С тех пор в российском танце ничего не меняется. То же самое происходит и с классической музыкой.

В индивидуальном искусстве проблем меньше, развивается и выигрышно смотрится современная российская литература. Правда, тяжело движется вперед отечественный театр и отечественное современное кино. И это при том, что современное искусство – это в первую очередь есть кинематограф, положение его печально. Сейчас кино - это самое главное, интересное. За его развитием вся страна следит.
 

На протяжении многих столетий Россия расширяясь в географическом пространстве и, становясь все более и более значимой державой, впитывала в себя огромное количество новых и новых культурных пластов, при этом, что очень важно, те народы, которые входили в состав России, не теряли своей культурной первобытности, но обогащали русскую культуру.  
 
Кроме того, на протяжении многих столетий, огромные пласты византийской, итальянской культуры входили составными частями в российскую, и в результате получился удивительный сплав, давший миру выдающиеся примеры архитектуры, литературы и других видов искусства, и надо сказать, что 20 век показал возможность абсолютного лидерства России в культурной области, сложно не увидеть того, что в 20-е годы Россия, действительно, была абсолютным лидером культурного развития.
 
Мне кажется, что, конечно, учитывая то, каким стал мир, говорить о том, что страна может стать абсолютным мировым лидером в культуре, сейчас не приходится. И, тем не менее, учитывая все потенциалы, огромное количество творческих людей, а также очень серьезные школы, это говорит о том, что выдающиеся творения в области культуры Россия по прежнему будет создавать.
 
Другое дело, что, к сожалению, у нас не развита система воспитания и поддержки талантов, которые могут создать эти культурные ценности от А до Я. Все прекрасно знают, что, помимо собственно государственного финансирования, которое имеется во многих развитых странах, культуру финансируют часто частные фонды.  
 
Мы знаем, что огромные, блестящие, лучшие мировые музеи часто являются не только и не столько государственными, сколько содержащимися частными фондами. К сожалению, в России пока эта ситуация еще не созрела и по прежнему основным спонсором культурной жизни является государство. Но, тем не менее, обратите внимание, что сейчас многие современные не только музыканты, но и художники являются очень востребованными на мировом культурном рынке.
 
Еще одна проблема - это то, что у нас, в основном, культурные центры находятся в столицах. Мне уже приходилось говорить о том, что, к сожалению, почти нет филиалов например крупнейших культурных учреждений, в том числе музеев. Прекрасным примером в последнее время служит открытие филиала русского музея во Владивостоке. То, что таких примеров мало - это ни в коем случае не вина музеев, а их беда. У них просто недостаточное количество средств. 
 
Я думаю, что есть два направления, в котором мы должны двигаться, это, в первую очередь, привлечение частных денег в культуру, и второе - это развитие культуры не только в основных наших крупнейших центрах . У нас есть хорошие примеры того, что сейчас происходит в Перми, у нас есть некоторые другие примеры, - во Владивостоке уже открывается серьезный музей.
 
Я надеюсь, что в течение ближайших 50 лет мы сможем увидеть начало рождения новой структуры, которая с государственной поддержкой и в рамках политики развития культуры поможет не только создать блестящие новые образцы мирового искусства, что немаловажно, но и приобщить к культуре как можно больше наших граждан, в том числе, и молодежь.
 
Я думаю, что воспитательная роль культуры - это как раз то, что может, собственно, решить те политические, экономические задачи, которые стоят перед нашей страной. Повторяю, что культура -  это главный инструмент для того, чтобы поднять и экономику и добиться тех политических задач, которые стоят перед нынешним поколением нашего народа. 
 
К сожалению, те попытки, которые были предприняты для распространения русского языка, содержащие функции межнационального общения, например, в странах бывшего Советского Союза,  не увенчались тем успехом, который мы хотели бы видеть. Есть очень серьезные примеры того, что делается, например,  в филиале Московского университета в Баку, и там идет очень серьезная работа по развитию русского языка в культуре Азербайджана, есть и другие хорошие примеры. 

Наследие России безусловно является частью мирового культурного наследия. Это невозможно отрицать или ставить по сомнение. Последний пример – фильм Даррена Аронофски, где западные фрейдистские психологические и культурные комплексы и взаимоотношения плавно произрастают, как черное перо, из плеча  балерины, пытающейся разобраться в себе, в черном и белом, в добре и зле. И под эти очень странные, очень не наши, очень современные страдания - звучит прекрасная музыка Чайковского. Следовательно, это нужно – и им, нам, что не подлежит сомнению, но что надо периодически самим себе доказывать, еще раз подчеркивать и не забывать.

Я хочу привести пример, как нам надо читать классику и культурное наследие и как совершенствовать. Не так давно журналист Александр Минкин напечатал большую литературоведческую работу, где как бы заново перечитал «Чайку» Чехова. Это очень интересно, звучит совершенно свежо. Ставили  ее наверное тысячи раз – и всегда было интересно, всегда это вызывало спор. И вот это постоянное желание влезть в шкуру классических героев , поработать там с ними, как-то по-новому все это увидеть - полезно и нам, и как мы видим,  людям других народов.

Что касается современного искусства, здесь все не так однозначно. У нас есть примеры того, как современное кино, современная литература вполне находят культурный спрос и у нас, и на Западе. Всегда есть всевозможные участники выставок, кинофестивалей, хотя кино сейчас очень сильно завязано на деньги.  У нас, может быть, не всегда хватает денег и времена бывают не такие хорошие для кинематографов,  но в целом все это есть.

Но волнует другое  - очень часто русская культура старается купить билет на уходящий поезд и догнать западную культуру,  подлаживается под нее и старается продать быстренько какие-то образцы, которые там признают шедевром.  Создается произведение в определенных  рамках стиля или в рамках художественных манер, добиваясь  таким образом успеха у мирового зрителя.

С одной стороны,  мы можем сказать, что это глобализация, что мы используем некий универсальный художественный язык. Но с другой стороны, этот эффект глобализации в культуре рано или поздно исчезнет, рассеется, а останется то, что всегда было важно для людей любых национальностей, любого вероисповедования и любых культурных привязанностей. Они всегда ценят народное, этническое, национальное и своеобычное в культуре и в произведениях искусства. Вот это рано или поздно тоже пробьет себе дорогу, главное чтобы в нем было подлинное искусство, подлинное сердце, была душа и мастерство человека,  который зачем-то решил взять в руки кисть или снять фильм.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".