Статья
2121 29 апреля 2011 15:20

Культурный диалог в Пензе

Сегодня представители культуры встретились в пензенском драмтеатре с председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Он собрал совещание по вопросам строительства и реконструкции объектов культуры, где сообщил о планах увеличить финансирование отрасли и утвердить госпрограмму  «Культура России».
 
Среди участников встречи с Владимиром Путиным – Астраханский музыкальный театр, Академический театр оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова, Концертно-зрелищный центр Ярославля, Государственный театр наций, Александринский театр, Майкопский кинотеатр ООО «КиноСити».
 
«Планируем значительно увеличить ассигнования на поддержку отрасли в целом», - сказал Владимир Путин. Это будет учтено «в ходе работы над бюджетом на следующий и последующие два года», сказал премьер.

Кроме того, сказал глава правительства, планируется разработать и утвердить госпрограмму «Культура России». «Рассчитываю, что к ней присоединятся и регионы, и муниципалитеты, и общественные организации, и российский бизнес», - сказал премьер РФ.

Он напомнил, что в отчете о работе правительства за 2010 год, с которым он выступил в Госдуме, культура была обозначена в качестве приоритета.  «Уже с 1 июля этого года будет повышена заработная плата музейным работникам, библиотекарям и не на 6,5%, как это запланировано для всей бюджетной сферы, а до среднего уровня по специальности», - сообщил он.

«Надо прямо сказать и честно сказать, что это, конечно, не ахти какие деньги, но все-таки элементарная социальная справедливость должна восторжествовать», - сказал премьер.

Премьер также выступил за равные возможности жителей больших и малых городов России. «Должны быть равные возможности предоставлены гражданам, где бы они ни проживали», - заявил глава кабинета министров.

Эту тему Путин затронул, говоря о развитии инфраструктуры кинопоказа. «Сегодня основная часть кинотеатров расположена в так называемых городах-миллионниках, прежде всего, потому что там, где проживает менее 100 тысяч человек, кинопоказ нерентабелен», - отметил председатель правительства.

«Согласитесь, это несправедливо и затрагивает интересы почти половины российских граждан, которые проживают именно в малых городах», - обратился Путин к участникам совещания.

По его оценке, «люди очень чувствительны к таким проблемам», передаёт «Интерфакс».

Премьер сослался на разговор с жителями Пензы, которые пожаловались на недостаточное внимание федерального центра к малым городам.

«Мы сейчас изучаем возможность поддержки проекта по строительству 250 современных мультимедийных образовательно-досуговых киноцентров, при этом 200 из них должны будут появиться как раз в средних и малых городах России», - сообщил Путин.

Ранее Путин осмотрел в Пензе драматический театр и пообщался с жителями города. Горожане задали Путину волнующие их вопросы, связанные с транспортной проблемой, а также вопросы выдачи зарплат и начала собственного бизнеса. Премьер-министр пообещал, что пообщается с губернатором области по всем этим вопросам.

Одна из женщин протянула премьер-министру книжку Владимира Соловьева «Путин. Путеводитель для неравнодушных» и попросила расписаться на экземпляре. «Я не читаю таких книжек», - сказал Путин, но подпись свою, тем не менее, поставил.

Тема строительства и реконструкции объектов культуры также актуальна в контексте обсуждаемых вопросов. Только в Москве, по информации столичного департамента культурного наследия, около трети зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии.
 
20 апреля департамент обнародовал проект концепции «Государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия на 2012-2016 годы». Проект опубликован на сайте ведомства для того, чтобы граждане могли вносить  свои предложения.
 
Как сообщалось накануне заседания, обсуждаемая программа «Культура России» (2012-2016 годы) направлена на достижение следующих целей: сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа  к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
 
«Мы не можем оставить решение этой проблемы совсем "на потом". Это будет несправедливо по отношению к людям, которые  трудятся на столь важном поприще, и неправильно по отношению к нашему культурному, духовному  достоянию, к нашему историческому  наследию, а значит, и к будущему  нашего народа», - сказал 20 апреля премьер,  выступая в Госдуме с отчетом  правительства за 2010 год.
 
 «У нас рождается больше детей, а вот число детских библиотек сокращается, - отметил премьер. - Как прежде бездумно поступали с  детскими садами, теперь также стали передавать под непрофильное использование помещения библиотек. А библиотеки должны стать современными информационными, консультативными, просветительскими, досуговыми центрами. А детские библиотеки нам надо использовать и как важный элемент дополнительного образования».
 
Владимир Путин предложил с 2012 года увеличить финансирование российской культуры, а в дальнейшем - разработать государственную  программу «Культура России». 
 
Экспертное  сообщество возлагает большие надежды  на госпрограмму.
 
Как сказал pаместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Ильницкий «очень важно, что лидер еще раз подчеркнул приоритетность культуры для страны, ставящей задачи развития»
 
«Состояние культуры - это состояние умов, это то видение будущего, которое вынашивают наши граждане. Для себя и своих детей. «Разруха ведь не в клозетах, а в головах», - эта бессметрная мысль героя Булгакова актуальна в контексте выступления Путина, поднятых им вопросов культурной политики», - отметил он.
 
По его словам, культура требует современного и эффективного менеджмента. «Культурная политика, отсутствующая ныне, начинается не с Министерства культуры, а с мест, оттуда, где люди живут! Об этом все мы должны помнить», – подчеркнул он.
 
Безусловно, все эти предложения будут обсуждаться и на нынешней встрече.
 
Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к правительству с просьбой уделять большее внимание к проблемам культурного наследия, поддержке новых направлений в искусстве.
 
Нет сомнения, что, если говорить о российской культуре, то сегодня она ассоциируется с величайшими именами художников, композиторов, театральных деятелей, писателей прошлого, с их нетленными произведениями, которыми России продолжает питать умы и души как своих граждан, так и ценителей искусства по всему миру.
 
Однако, по мнению экспертов, возникает, вопрос, а что нового Россия может предложить себе и миру, как развивается современная культура, может ли сегодня она конкурировать с зарубежными образцами?
 
Здесь существует множество мнений. Однако сомнений в том, что нужна помощь государства, чтобы позиционировать свою страну за рубежом посредством культуры, что нужно создавалось новое культурное пространство, и общество было в этом заинтересовано – не вызывает сомнений.
 
Недавно президент РФ Дмитрий Медведев в ходе встречи с деятелями культуры в арт-музее «Московский Дом фотографии» заявил, что для развития современного искусства необходимо объединение двух сил ? региональных властей и бизнеса.
 
«Мне  кажется, что руководство города должно быть более открыто к современным проектам. Конечно, обязательно нужно поддерживать традиционное искусство, мы на это тратим деньги, у нас бюджет есть, не фантастический, но всё-таки он есть, и Министерство культуры этим занимается, другие ведомства на уровне субъектов Федерации, а эти вещи (современные проекты) можно пересчитать по пальцам», - сказал президент.
 
На слова режиссера театра и кино Кирилла Серебренникова о том, что современному искусству не хватает площадок для развития, Медведев ответил, что руководителям территорий надо отдавать под современное искусство ненужные здания, в том числе «те же самые заброшенные предприятия, потому что практически на любой территории можно что-то сделать, и это практически ничего не стоит».
 
Экспертное сообщество высказывает свои предложения  относительно поддержки современного искусства.
 
Так, в беседе с «Актуальными комментариями» член Совета Федерации РФ Андрей Хазин отметил, что в культуре можно задействовать и частные фонды. 
 
 «Все прекрасно знают, что, помимо собственно государственного финансирования, которое имеется во многих развитых странах, культуру финансируют часто частные фонды», - объяснил он, выразив сожаление, что в России пока эта ситуация еще не созрела и по-прежнему основным спонсором культурной жизни является государство.
 
По его словам, культура - это главный инструмент для того, чтобы поднять и экономику и добиться тех политических задач, которые стоят перед нынешним поколением.
 
Член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Фонда  «Русский мир» Вячеслав Никонов также уверен, что поддержкой каф культурных проектов должны заниматься как государственные структуры, так и частные фонды.
 
«Надо создать соответствующие фонды, которые могли бы осуществлять промоушен российского искусства за рубеж», - сказал он «Актуальным комментариям».
 
Кроме того, по его словам, само искусство  должно становиться достаточно конкурентоспособным. «Никто же не ставит вопрос о том,  что государство должно поддерживать  продвижение продукции Голливуда.  Они сами продвигают свою продукцию,  потому что она просто качественная  и на нее есть спрос», - отметил он.
Комментарии экспертов

Естественно, основная ответственность государства, чего не понимают наши либералы, это ответственность за духовное здоровье общества, за сохранение морали, национальной памяти. И национальная культура играет громадную роль в становлении  человека российского, русского. Государство всегда помогало нашим театрам, направляло бюджеты на сохранение памятников старины и так далее. Но тем не менее, целенаправленной программы, на мой взгляд не было, потому что не было знания того, о чем я говорил – величайшей ответственности государства за хранение духовного здоровья нации. 

Задача состоит не только в том, чтобы просто помогать культуре, надо помогать, прежде всего тем отраслям культуры, которые формируют национальное самосознание, национальный менталитет - классическую культуру, в которой сохранена наша национальная память. Я не сторонник того, чтобы вкладывать громадные средства в модернизм, выделять их на модернистские поиски, потому что подавляющая часть населения заинтересована в сохранении культуры традиционной, и я думаю, что здесь громадную роль будет играть поддержка театра, поддержка молодых талантливых художников.

Надо понимать, что спасать и сохранять Россию – это сохранять и верить в русскую провинцию, помогать местным музеям, которые  бедны, которым, правда, в последнее  время помогают меценаты, но все же. Это значит сохранять на местах в провинции те очаги дореволюционной культуры, вокруг которых собираются интеллигентные люди. Поэтому, повторяю, это очень благородная и очень важная задача.

Сохранение культуры в сознании миллионов людей – это также противостояние попсе, тому низкопробному продукту, которым заполнены наши телеканалы. Речь идет также о насилии, об убийствах. Конечно, нам наверное цензура не нужна, но нам нужно больше таких телеканалов, которые занимаются пропагандой культуры, культурных достижений, внедряют культурное воспитание. Оно ведь автоматически не происходит, здесь громадную роль играет школа, пропаганда, внимание к этому СМИ. У нас, к сожалению, все средства массовой информации настроены на трансляцию попсы. Пугачева и Киркоров ничего культурного не несут, по моему глубокому убеждению, а несут удовлетворение самым низменным смыслам. А вот Спиваков, Мацуев несут за собой образцы – их надо больше показывать на телевидении, это умные интеллигентные люди. Поэтому, повторяю, проблема культуры - это еще проблема какой-то чистоты, нравственных образцов, проблема пропаганды стыда, чувства совести, и это очень широкая проблема.

Понятие национальной культуры, прежде всего, означает принадлежность к народу, нации. Невозможно представить себе человека, который считал бы себя русским, но при этом не читал «Сказку  о рыбаке и рыбке» Пушкина.
 
К сожалению, в течение достаточно долгого времени культура наша не могла развиваться естественным путем. Конечно, наша страна была одним из центров развития культуры, культурным лидером, и мне кажется, что в принципе наш народ мог бы вернуть себе эту роль. Другое дело, что, к сожалению, в течение достаточно долгого времени не уделялось этому достаточного внимания. Более того, в силу ряда причин у нас не было возможностей для самовыражения творческих людей, за исключением буквально единичных случаев.
 
К сожалению, та экономическая система, которая сложилась вокруг культурной жизни в России, не позволяет большому количеству творцов должным образом принимать участие в культурной жизни страны.
 
У нас есть огромное количество блестящих по фондам музеев, но, к сожалению, почти нет современных музеев. Очень приятно, что сейчас в России появилось первое абсолютно современное музейное пространство, я говорю, в частности, о военно-морском  музее в Петербурге. Я думаю, что это будет примером того, что мы сможем создать на территории России инфраструктуру для современного искусства. Серьезные подвижки с Политехническим музеем, посмотрим, что из этого получится. Есть и другие замечательные музеи, но пока идет речь о том, что есть очень хорошие новаторы, но в этом пока еще не чувствуется государственной воли.
 

Я думаю, что культура - это одна из серьезнейших задач, невозможно говорить о модернизации экономической без модернизации культурной, культурная модернизация, как мне кажется, должна предшествовать экономической. 

Должно ли государство помогать культуре? Позиционировать свою страну за рубежом посредством культуры?  Что нужно, чтобы  в стране создавалось новое культурное пространство, и общество было в  этом заинтересовано? 
 
Конечно, нужно позиционировать страну за рубежом посредством культуры. Россия этим занимается. Конечно, нужно, чтобы общество было заинтересовано в создании новых культурных проектов.  
 
Что для этого  нужно? Увеличить финансирование культуры, потому что оно мизерное. 
 
Поддержка нового должна заключаться в том, что должны быть программы, например, связанные с переводами наших новых авторов на иностранные языки. Фонд «Русский мир» опять же этим занимается в Англии. 
 
На мой взгляд, надо создать соответствующие фонды, которые могли бы осуществлять промоушен российского искусства за рубеж.  
 
Кроме того, само искусство должно становиться достаточно конкурентоспособным. Никто же не ставит вопрос о том, что государство должно поддерживать продвижение продукции Голливуда. Они сами продвигают свою продукцию, потому что она просто качественная и на нее есть спрос.  
 
То есть, надо создавать такой культурный продукт, который бы пользовался спросом и за рубежом тоже.  Этим должно заниматься не только государство, должны быть и частные фонды. Да и сами творцы должны стремиться к тому, чтобы стать популярными.  
 

Культура это вообще достаточно широкое понятие. Она включает в себя историческое наследие, которое надо охранять. Культура - это наше высокое искусство, которое, на мой взгляд, находится на достаточно высоком уровне. Есть проблема массовой культуры, которая развивается, но пока что не конкурентоспособна глобально. 

Государство создается не для того, чтобы властвовать всем, а создавать условия для того, чтобы люди могли производить не только войны, кирпич, астомобили, детей и т.д, а что-то еще очень важное. То, что мы называем духовной сферой. Но как государство конкретно поможет этому деликатному процессу? Деньгами? Конечно, государство может профинансировать важный патриотический фильм.

Но не стоит требовать от государства, чтобы оно как в советское время строило дома для композиторов, а потом чиновники приходили, стучали в дверь к композитору и говорили: композитор, мы тебе квартиру хорошую дали, где симфония соответствующая, про Беломорканал?

Композитор краснел, вздыхал, но квартира у него хорошая, и он сочинял симфонию про Беломорканал. Ему деваться было некуда, а поскольку он человек талантливый, то у него иногда и про Беломорканал получалось талантливая симфония. Но эта схема устарела, канула - и слава Богу.

На мой взгляд, государство должно начать с образования, со школы. Оно должно позаботиться о том, чтобы в школе, на экране телевизора, в книге, на экране компьютера, появлялись и фиксировались (хоть изредка) некоторые ценности, важные для государства. Оно должно выставлять некие ориентиры, а остальному просто не мешать. Надо создавать нормальную атмосферу в стране, чтобы культура росла, естественнно и свободно, чтобы почва была нормальная для культуры. Нищету надо победить, мусор выгрести, имущественное неравенство нивелировать, о людях заботиться.

Культура не в музее. Она в нас – мы ее потребляем, но мы ее и производим, алчем, отвергаем, спорим и преклоняемся, а государство должно сделать так, чтобы мы не прекращали это, не забыли этого в поисках хлеба насущного – или, напротив, в безудержном потребительстве.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".