Статья
1649 30 мая 2011 17:38

Дорожный вопрос

Премьер-министр РФ Владимир Путин совершает поездку в Тверь. Здесь он посетил ОАО «Тверской экскаватор», где ознакомился с производством и пообщался с рабочими. 

По словам главы правительства, существующие механизмы землеотвода под строительство дорог создают основу для различных спекуляций и злоупотреблений. 

«Я поручаю подготовить предложения по сокращению сроков изъятия и резервирования земель под строительство новых трасс - Игорь Евгеньевич (глава Минтранса Левитин), подумайте и сделайте предложения», - сказал Путин. 

Также он поручил подготовить предложения по упрощению порядка получения права на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых при реализации крупных инфраструктурных проектов и ФЦП. 

Премьер-министр также заявил о необходимости внедрения в практику дорожного строительства типовых технических условий для ускорения процесса прокладки дорог в стране. 

«Считаю, что для ускорения запуска новых строек нужно сформировать банк типовых проектных решений: приобрел готовую документацию, привязал к местности - и можно начинать строить», - заявил Путин.  

Такие механизмы, по его словам, позволят формировать прочную систему ценообразования и стандартов качества строительства дорог. 

Премьер-министр отметил, что многие нормы и требования в сфере дорожного строительства давно устарели и по сути лишь тормозят начало прокладки новых дорог. 

«Что у нас получается: хочешь использовать современные материалы - начинай с хождения по инстанциям, которые превращаются в круги ада, замучаешься согласовывать проект», - подчеркнул Путин. 

Он отметил необходимость активизировать процесс принятия техрегламентов, используя, где возможно, зарубежные аналоги. 

 

Глава правительства поручил продумать антидемпинговые меры в отношении иностранных производителей дорожно-строительной техники. 

«Нельзя допускать, чтобы на внутреннем рынке кто-то, тем более иностранный производитель демпинговал. Да, здоровая конкуренция не только возможна, но и нужна, но демпинг недопустим. Сергей Борисович (вице-премьер Иванов), я прошу вас проработать и сделать соответствующие предложения», - подчеркнул премьер-министр. 

При этом он отметил, что в условиях реализации масштабных планов по развитию дорог государство формирует серьезный спрос на дорожно-строительную технику, и отечественные машиностроители должны быть к этому готовы. 

«Однако обращаю внимание: заставлять покупать устаревшие, неэффективные машины неправильно. И этого не нужно делать. Чтобы быть настоящими хозяевами на собственном российском рынке, нашим заводам нужно обновлять линейку продукции, активнее заниматься модернизацией своих производств, внедрением высокотехнологичных решений и стандартов», - сказал Путин.

Одним из вопросов, которые обсуждались на встрече с рабочими, был пенсионный возраст. Как сказал сотрудникам предприятия Владимир Путин, правительство не планирует повышать пенсионный возраст в РФ, но может вернуться к рассмотрению этого вопроса через 5-15 лет.

«По моему глубокому убеждению, на сегодняшний день и в ближайшей перспективе нам этого делать не надо (повышать пенсионный возраст - ред.)», - сказал он.

«Необходимости повышать пенсионный возраст сегодня нет. А дальше через 5-10-15 лет надо смотреть на реалии, реалии нашей жизни», - сказал он.

Путин отметил, что, действительно, во многих европейских странах идут по этому пути (повышения пенсионного возраста - ред.).

В то же время он отметил, что у РФ есть достаточно резервов, чтобы решить вопрос с наполнением Пенсионного фонда за счет других способов, например, улучшения собираемости налогов, повышения эффективности функционирования пенсионной системы, повышения производительности труда.

Кроме того, премьер-министр обратил внимание, что в Европе выше средняя продолжительность жизни. «Нельзя отрывать выход на пенсию от продолжительности жизни в стране», - подчеркнул он. Об этом сообщает «Интерфакс».

Поэтому премьер-министр еще раз повторил, что в настоящее время необходимости в повышении пенсионного возраста в стране нет, и это вопрос не ближайшего будущего.

Далее глава правительства собрал совещание по проблематике повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог в России.  

Речь идет о текущем состоянии дорожного хозяйства, проблемах и перспективах развития дорожно-транспортной инфраструктуры, ходе реализации соответствующих федеральных целевых программ, вопросах обеспечения отрасли дорожно-строительной техникой российского производства.

Как сообщалось, В присутствии Владимира Путина состоится подписание соглашений о создании совместных предприятий по выпуску дорожно-строительных машин и комплектующих для них между  «Группой ГАЗ» и концерном «Терекс» (США), а также между ОАО «Русские машины» и германской компанией «Фритцмайер».

В соответствии с соглашением между ОАО «Группа "ГАЗ"» и американской компанией «Терекс» планируется до 2014 г. локализовать в России более 20 моделей строительно-дорожной техники «Терекс». Ежегодный объем производства совместного предприятия запланирован в объеме 2000 единиц на начальном этапе - с перспективой увеличения до 5000 единиц. Эту технику планируется реализовывать на рынке России, а также в третьих странах, сообщает «Интерфакс».

В 2012 г. СП инвестирует в локализацию производства в России около 20 млн. долл. В реализации данного проекта будет задействовано около 5 тыс. работников предприятий «Группы ГАЗ».

Согласно Соглашению между ОАО «Русские машины» и германской компанией «Фритцмайер» планируется создание СП по производству кабин для дорожно-строительной и специальной техники. При достижении проектной мощности уровень локализации производства кабин «Фритцмайер» в России составит свыше 70%.

Запуск производства полного цикла, включая сварку, окраску, сборку состоится в Твери в 2012 году. Ожидается, что ежегодный объем производства составит около 20 тыс. кабин. На производстве будет задействовано около 700 работников. Объем инвестиций составит свыше 50 млн. долл.

Как сообщили в правительстве, в совещании по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог примут участие заместитель председателя правительства Сергей Иванов, вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, представители профильных министерств и ведомств, деловых кругов.

Как отмечают в правительстве, в России реализуется комплекс организационных, законодательных, финансовых мер, направленных на развитие дорожной сети. В 2011 г. объем Федерального дорожного фонда составит 363 млрд. руб., дорожных фондов субъектов Федерации - около 250 млрд. рублей. По имеющимся оценкам, к 2013 г. дорожные фонды субъектов РФ достигнут примерно 442 млрд. рублей.

Перспективным направлением повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства является внедрение «контрактов жизненного цикла», предусматривающих осуществление всего комплекса работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог федерального значения, когда подрядчик несет ответственность не только за строительство, но за последующее состояние дороги в период эксплуатации.

Еще одним перспективным направлением становятся концессионные соглашения, предусматривающие создание сети платных дорог. Уже заключены и реализуются соглашения на строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог: нового выхода на МКАД с федеральной трассы М-1 «Беларусь», а также Скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.  
 

Комментарии экспертов

Что касается дорожного строительства, то Российская Федерация в последнее время прилагает массу усилий для того, чтобы активизировать это направление. 

Первый важный момент - это повышение качества строительства и снижение смет. В Российской Федерации традиционно дорожное строительство является одним из самых коррумпированных  направлений деятельности. Причем, как правило, достаточно серьезные растраты происходят на региональном уровне. При этом происходит очень серьезная экономия на материалах, что приводит к удорожанию сервисного обслуживания дорог, то есть, к постоянному их ремонту. С другой стороны, это связано со снижением качества дорожного покрытия.

В качестве типового проекта рассматривалась Москва, в которой Собянин активизировал дорожное строительство. Также в этом плане рассматривалась Казань. В этих регионах предполагалось  применение достаточно  новых материалов, применение европейских технологий.  И очевидно, что именно эти типовые проекты могут стать образцами для развития дорожного строительства  в других регионах.

Второй вопрос, который с большой долей вероятности будет обсуждаться - это вопрос «Автодора»  (автодорожная компания, управляющая платными дорогами Российской Федерации и занимается их строительством). Здесь с одной стороны необходима обязательно альтернатива дорожному полотну, а с другой стороны необходимы правильные и понятные тарифы.

Вот собственно вопрос тарифов и вопрос автодорожного строительства госкомпаний будет крайне важным вопросом повестки дня. Речь будет идти как о строительстве дорог на южном направлении (в направлении сочинского спортивного комплекса), так и в направлении западном направлении.

Очевидно, что темпы строительства  достаточно низкие, и их необходимо форсировать. При этом необходимо повышать качество предоставляемых услуг, особенно в контексте активной фазы строительства, которая предполагается  как раз на этот и следующие годы.

Также будут обсуждаться вопросы субсидирования, качество и эффективность экспертизы дорожного покрытия, аудитов в дорожном строительстве, чего крайне не хватает Российской Федерации.

Наконец, будут обсуждаться вопросы создания отдельных преференций и условий для большегрузных и крупногабаритных автоперевозчиков, что крайне важно в Российской Федерации, потому что стоимость перевозки составляет существенную часть себестоимости продукции. Все эти вопросы будут стоять на повестке дня. И, судя по всему, правительство постарается форсировать процессы инфраструктурного строительства. Потому что, как показывает практика, инфраструктурное строительство позволяет существенно форсировать экономическое развитие региона, так как повышение пропускной способности,  скорость перевозок товаров стимулируют рост в целом ряде смежных секторов -  начиная от логистики и заканчивая строительством жилищной или коммерческой недвижимости.

Внедрение «контрактов жизненного цикла» - это давно ожидаемая мера. Разговоры о том, что подрядчик должен нести ответственность не только за непосредственно исполнение заказа на строительство, но и на содержание дороги на некий длительный период ведутся очень давно.

И очень давно слышатся и разговоры в пользу этого и возражения со стороны самих подрядчиков, которые говорят, что внедрение этого новшества многократно увеличивает стоимость заказов, что это требует совсем другого количества техники и людей, что это технически крайне сложно и вообще что это не их ума дело. Эта дискуссия продолжается как минимум в 1999 года.

Если вы посмотрите на то, как в регионах обсуждается ремонт дорог областного и федерального значения, например, когда речь идет о трассе М5, то каждый раз, когда происходит некий ремонт этой трассы ведутся разговоры о том, что сейчас ее сделают, но она сразу начнет разрушатся, потому что такой в России климат, почти круглый год зима. Таким образом, кто будет поддерживать трассу в нормальном состоянии непонятно, и откуда брать на это деньги неизвестно. Это очень сложный вопрос, очень старый, но при этом, состояние дорог в России - это одна из тех проблем, которые чрезвычайно важны для избирателей. Причем, речь идет не столько о дорогах федерального значения, не столько о трассах, которые соединяют города, сколько о дорогах внутри городов. Вот сколько есть в России городов, включая Москву, во всех избиратели страшно недовольны тем, как власти ремонтируют дороги, особенно после зимы.

Есть города, где это совсем тяжелая проблема, есть города, где дела обстоят получше. Но избиратели недовольны везде. И если премьер сейчас, когда началась предвыборная кампания, говорит о том, что он нашел решение, причем это решение за счет капиталистов, за счет буржуев, то это достаточно сильное предвыборное заявление, которое увеличивает и укрепляет его популярность среди тех избирателей, которые в дорожных ямах регулярно разбивают подвески своих автомобилей. Это делает его своим: он наконец-то о нас подумал, о той проблеме, которая нас беспокоит последние 10 лет, с того момента как мы начали покупать себе машины в массовом порядке.

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".