Статья
2316 4 июня 2011 0:46

Мораторий на техосмотр

Мораторий на проведение техосмотра автотранспорта вступает в силу 4 июня. Соответствующее постановление приняло правительство России.

Премьер РФ Владимир Путин подписал постановление от 24 мая 2011г N413 «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ».

В соответствии с постановлением ГИБДД не будет наказывать владельцев автомобилей с просроченным талоном техосмотра.

Как отмечают СМИ, ранее за такое нарушение полагался штраф в размере 500-800 руб. и снятие номеров. Сейчас действие талонов техосмотра, действие которых истекает в 2011 году, автоматически продлевается на год.

Однако, если срок прохождения техосмотра истек еще в 2010 году, тогда необходимо получить ТО, иначе владельцы таких авто могут быть оштрафованы.

Избавлены от прохождения техосмотра и владельцы новых авто. Если со дня выпуска автомобиля прошло не больше года, Владельцам новых машин талон ТО предоставляется автоматически при обращении в ГБДД. Именно на том, что для новых машин не нужен техосмотр, говорило все экспертное сообщество.

Так, заведующий отделом правовой информации журнала «За рулем» Сергей Смирнов в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что дело доходило до маразма в том числе, когда новым автомобилям, которые сертифицировались и выпускались как нашими заводами, так и иностранными, тоже нужно было проходить техосмотр.

«То есть, фактически мы не доверяли производителям в том, что выпускаемые новые автомобили соответствуют всем требованиям безопасности. Как мне кажется, это абсолютно неправильно», - сказал он. Однако полностью судьба техосмотра не определена. Госдума дорабатывает закон «Об обязательном техническом осмотре автомобилей».

Этот законопроект, инициированный президентом Дмитрием Медведевым, вызвал в обществе бурную дискуссию.

28 апреля президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» выступил за отмену техосмотра для автомобилей в том случае, если эта процедура не станет «беспроблемной для граждан». По мнению президента, ценность техосмотра «абсолютно минимальная», и автомобилисты часами выстаивают в очередях лишь для того, чтобы получить «никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить».

В свою очередь, мэр Москвы Сергей Собянин потребовал срочно навести порядок на столичных станциях, занимающихся техосмотром. В связи с сообщениями о нарушениях прав автовладельцев в Москве при техосмотре транспортных средств процедуру прохождения техосмотра проверит столичная прокуратура.

Однако казусная ситуация заключалась в том, что ещё весной прошлого года комитетом Госдумы по транспорту был внесён законопроект «Об обязательном техническом осмотре», однако законопроект не встретил одобрения, и его второе чтение затянулось на 9 месяцев. Об этом заявил председатель комитета Госдумы Сергей Шишкарев, который заверил в готовности «провести закон во втором и третьем чтениях и получить одобрение Совета Федерации, чтобы к началу июня принять его».

Данный законопроект предлагает вывести процедуру ТО из ведения МВД. По мнению экспертов – это очень здравое предложение. Как утверждают эксперты и автовладельцы в своих блогах, техосмотр в том виде, в котором он существовал свою функцию не выполнял, так как подавляющее большинство ТО просто покупали. Утверждается, что пройти техосмотр было практически невозможно, и легче было заплатить.

Возможность вывода процедуры ТО из ведения МВД рассматривается как одна из антикоррупционных мер. Такое мнение высказал «Актуальным комментариям» публицист Максим Кононенко. «Предложение вывести техосмотр из под МВД означает, что шаг сделан. Это прекрасно. Хотя мне пока не верится, что милиция это так просто отдаст, потому что это кормушка», - отметил он.

Впрочем, ситуация складывается такая. Большинство экспертов и автовладельцев уверены, что техосмотром лучше заниматься не структурам МВД, но пока не выработано единого мнения – кто же должен взять на себя эту функцию.

Так, Смирнов в беседе с «АК» высказал мнение, что если оставлять техосмотр, нужно привязывать его к полису ОСАГО. При этом, по его словам, опять возникает вопрос – кто будет проводить этот техосмотр и как будет это делать. «Если этим будут заниматься страховые компании, то у них нет технической базы. Если их обяжут привлекать сторонние какие-то сервисы, то тоже, скорее всего, это отразиться на повышенной цене полиса ОСАГО, который с нашей точки зрения уже достаточно большой. Страховые компаний говорят, что им денег не хватает, хотя, мне кажется, они лукавят», - отметил он.

По его словам, если проведение ТО дадут на откуп сервисным станциям, то ситуация тоже вряд ли изменится. «Если сейчас полис покупается, то на сервисных станциях будут навязывать некие услуги якобы по устранению каких-то неисправностей, которых, может быть, и нет», - объяснил он.

Одним словом, вопросов к проведению техосмотра – пока остается множество. Бурные дебаты только свидетельствует о том, что в обществе на эту тему наболело. И радует, что руководство заметило эту проблему.

Депутаты решили не отказываться от техосмотра полностью, но предполагается максимально упростить процедуру его прохождения. Для этого на рынке услуг техосмотра, скорее всего, останутся частные компании, прошедшие соответствующую аккредитацию. Предполагается, что ее будет проводить Российский союз автостраховщиков, а устанавливать правила аккредитации — Минэкономразвития РФ.

Теперь последнее слово за Госдумой. Депутаты изучают все предложения и обещают не затягивать принятие решения. Председатель Комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев заявил, что тянуть с принятием «резонансного» законопроекта о техосмотре автомобилей нет смысла. Он заверил, что документ будет принят 15 июня.
 
Ранее рассмотрение законопроекта планировалось 20 мая, затем переносили на 3 июня. Отмечалось, что в очередной раз законопроект был перенесен из-за того, что заключение Государственно-правового управления президента поступило буквально накануне.

Как заявил Сергей Шишкарев, закон о техосмотре будет рассмотрен 14 и 15 июня. «Он пойдет на 14 июня на второе чтение и на 15 июня – на третье. Это уже железно», - сказал Сергей Шишкарев.

Комментарии экспертов

Вопрос о техосмотре надо было давно решать. Понятно, что техосмотр - это кормушка для коррумпированных милиционеров. Естественно, инициатива по мораторию на техосмотры является переходной мерой. За это время будет подготовлено решение, которое позволило бы декриминализировать эту сферу окончательно.

Безусловно, такое внимание к данной проблеме свидетельствует, что глас народа услышан. Что касается передачи проведения техосмотра страховщикам, однозначного решения по этому вопросу пока нет. Думаю, что можно будет найти удовлетворяющее все стороны решение и обеспечить прозрачность этой процедуры. А главное сделать так, чтобы водителям было удобно. Еще один важный вопрос, чтобы техосмотр действительно выполнял свою главную функцию - оградил население от машин, которые представляют опасность для здоровья и жизни граждан.

Техосмотр в том виде, в котором он существует сейчас, свою функцию не выполняет. Сейчас техосмотр никто не проходит. Все его покупают по той простой причине, что пройти его практически невозможно.

Я вообще, не очень понимаю, зачем он нужен. Но когда дискуссия началась, вдруг выяснилось что техосмотр вроде как мы обязаны проводить, потому что существуют на то какие-то европейские правила. Если мы хотим, чтобы наши машины могли выезжать в Европу, должны соответствовать неким критериям. Оказывается, в Европе тоже есть техосмотр, что меня глубоко поразило.

Хорошо, пусть техосмотр проходят машины действительно старые. Я до сих пор не понимаю, зачем техосмотр проводить новому автомобилю, который сертифицирован для продажи в стране, и который я только что купил.

Сейчас речь идет о том, чтобы техосмотр убрать из-под МВД и отдать его неким сервисам. Это дело тоже некоторым образом сомнительное. Сервисы будут говорить так – у вас поломано это, надо починить, тогда техосмотр вы пройдете. На мой взгляд, вообще не надо спрашивать техосмотр у новых машин, так как этот автомобиль заведомо исправен. Сервисная книжка есть у каждой новой машины.

На мой взгляд, то что хотят вывести техосмотр из под МВД - это прекрасно. Хотя мне пока не верится, что милиция это так просто отдаст, потому что это кормушка.

Но мне бы хотелось, чтобы в идеале машины, по крайней мере находящиеся на гарантийном сроке, периодически обслуживающиеся в сервисе, вообще не имели необходимости иметь какой-то техосмотр.

На самом деле вопрос о никчемности этих процедур по техосмотру давно назрел, на него не реагировать было невозможно. Дело доходило до маразма в том числе, когда новым автомобилям, которые сертифицировались и выпускались как нашими заводами, так и иностранными, тоже нужно было проходить техосмотр.

То есть, фактически мы не доверяли производителям в том, что выпускаемые новые автомобили соответствуют всем требованиям безопасности. Как мне кажется, это абсолютно неправильно.

Второе – давно пора было избавлять МВД от этой функции. Ведь не секрет, что в большинстве случаев это просто профанация. Человек приезжает, платит, те, кто проводит техосмотр - закрывает глаза на какие-то неисправности, и сам по себе этот талон не гарантирует техническую исправность автомобиля.

К тому же количество происшествий дорожно-транспортных, в результате которых установлено, что происшествие произошло не по вине водителя, а из-за неисправности - их ничтожно мало таких случаев.

Это в первую очередь связано с тем, что с технической точки зрения установить, что то или иное происшествие произошло из-за неисправности автомобиля, очень сложно. Для этого нужно проводить различного рода технические экспертизы, а этим никто никогда не занимается и заниматься не будет - только в каких-то совсем сложных случаях со смертельными исходом и прочее.

Что в таком случае делать? Сейчас мы пытаемся изобретать колесо. Во всем мире есть уже давно отработанные схемы прохождения технического осмотра. В каких-то странах нет техосмотра вообще, это отдается на откуп владельцу. И в случае, если будет установлено, что из-за технической неисправности произошло происшествие, он будет все равно отвечать.

В каких-то странах, например в Германии, этим занимаются специальные клубы. У нас, как мне кажется, правильнее было, если уж оставлять техосмотр, привязывать его к полису ОСАГО. Но опять здесь вопрос – кто будет проводить этот техосмотр и как будет это делать. Если этим будут заниматься страховые компании, то у них нет технической базы. Если их обяжут привлекать сторонние какие-то сервисы, то тоже, скорее всего, это отразиться на повышенной цене полиса ОСАГО, который с нашей точки зрения уже достаточно большой. Страховые компаний говорят, что им денег не хватает, хотя, мне кажется, они лукавят.

Если это дадут на откуп сервисным станциям, то мы поменяем слагаемые, а сумма останется та же. Если сейчас полис покупается, то на сервисных станциях будут навязывать некие услуги якобы по устранению каких-то неисправностей, которых, может быть, и нет.

Нам говорят о том, что если этим будут заниматься сервисные станции, то ответственность они будут нести в случае ДТП. Но опять же простой вопрос – будет ли устанавливаться причина аварии. Например, машина у меня неисправна, и я попал в аварию, никто этим заниматься не будет. Это якобы мнимая ответственность сервисных станций, но она будет просто заявлена на словах, а реализовываться она не будет.

Как мне кажется, наиболее правильным будет оставить требование об обязательном техосмотре для автобусов, грузовых автомобилей, которые занимаются перевозками грузов, для каких-то спецавтомобилей. Частные автомобили – новые автомобили проверять бессмысленно, потому что они новые. Следует определить временной промежуток, когда уже техосмотр необходим. Например, есть одно из предложений - до 3-х лет не проводить техосмотр.

Потом нужно определить – кто будет заниматься техосмотром. МВД этим вообще заниматься не нужно, они даже талоны не должны выдавать. Какой в этом смысл? Ведь сейчас они почему выдают талоны? При проведении техосмотра помимо проверки технического состояния автомобилей они еще дополнительно начинают проверять – не  угнана ли машина, переделаны номера или нет. Это лишняя работа, которую не нужно проводить. Если машина в угоне, то есть база. Сейчас все дороги у нас обставлены камерами слежения, которые выявляют угнанные автомобили, есть масса других мероприятий. А МВД просто пытаются подстраховаться и свою работу облегчить. Ведь, действительно, проще на ежегодном техосмотре отлавливать предполагаемых преступников, чем их искать где-то на дорогах. Так правоохранители вынуждены бегать, а тут люди сами приезжают.

Вывод техосмотра из под МВД – безусловно, антикоррупционная мера. Другое дело, что это из одного кармана может просто перетекать в другой.

Подытоживая – процедура техосмотра должна быть абсолютно прозрачна, контролируема и не только надзирающими органами. Она должна быть понятна для самих автомобилистов.

Обсуждение должно быть продолжено. Нужно создать какую-то группу, чтобы они изучили все проблемы. Может быть, это уже изучено, просто пока не понятно доведено ли до сведения тех, кто проводит реформу.

И еще раз повторюсь - зачем изобретать колесо, когда можно посмотреть, как это работает других странах. Можно это чуть-чуть видоизменить с учетом наших реалий и запустить.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".