Статья
2132 21 ноября 2011 15:46

Налоги повышать не будут

В консолидированный бюджет РФ в 2011 году поступит порядка 9 триллионов 800 миллиардов рублей налогов, сообщил премьер-министр Владимир Путин на международной научно-практической конференции «Налогообложение - современный взгляд».

«Мы считаем, что в текущем году в консолидированный бюджет России поступит, мы сейчас говорили с руководителем налоговой службы - сейчас уже 7,7 трлиллиона собрано, а до конца года ожидаем поступление 9 триллионов 800 миллиардов рублей», - сказал Путин.

Он привел в пример 2000 год, когда этот уровень был в семь раз ниже. В 2000 году, добавил премьер, в консолидированный бюджет поступило налогов в размере 1,4 триллиона рублей, а в 2010 - 7,7 триллиона рублей, сообщает «Интерфакс».

Премьер заявил, что налоговые органы в течение первого квартала 2012 года должны будут завершить работу по списанию налоговой задолженности, накопившейся у граждан до 1 января 2009 года, на сумму 36 млрд рублей.

«Вы хорошо знаете, что из-за ошибок в адресах, персональных данных, самом исчислении платежей 33 млн наших граждан стали невольными должниками по различным налогам, общая сумма накопившейся налоговой задолженности - порядка 36 млрд рублей», - сказал он.

Премьер-министр напомнил, что было принято решение списать такие долги, возникшие до 1 января 2009 года, в упрощенном порядке. Соответствующие поправки в законодательстве вступают в силу с начала 2012 года, отметил он.

Путин призвал к решению проблем, связанных с подачей налоговых отчетов: «Нужно упрощать процедуру подготовки и подачи отчетных документов, избавлять людей и компании от лишних бумаг, запутанного документооборота, необходимости держать громоздкие бухгалтерские службы».

Он напомнил, что, согласно отчету Всемирного банка, подготовка налоговых документов в России занимает у налогоплательщиков в России в два раза больше времени, чем в среднем по странам ОЭСР.

По словам Путина, особый акцент должен быть сделан на широком внедрении современных технологий. «Отмечу, что в ближайшие три года на модернизацию российской налоговой службы мы направим порядка 30 млрд рублей», - пообещал премьер.

Он сообщил, что в настоящее время порядка 70% юрлиц сдают налоговые декларации в электронном виде, к 2015 году эта доля должна вырасти до 80%. Кроме того, граждане смогут отслеживать и осуществлять свои налоговые платежи в интернете. «Такая практика уже развивается и, действительно, оказалась удобной и востребованной», - заметил Путин.

Путин также отметил, что налоговая служба должна выстраивать конструктивный диалог с налогоплательщиками, «внимательно и кропотливо подходить к решению возникающих проблем, помогать бизнесу и гражданам разбираться в налоговых тонкостях и новациях и не преследовать за несущественные ошибки».

«Конечно же, нужно плотнее работать с общественными организациями, деловыми кругами, учитывать их предложения по совершенствованию налогового законодательства, внедрению удобных форм взаимодействия», - сказал он.

Премьер-министр отметил, что это особенно важно сейчас, когда реализуются крупные интеграционные проекты. «Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана заработает уже с 1 января 2012 года. Фактически начинается конкуренция за налогоплательщика, и нам нужно создать максимально привлекательные налоговые процедуры, а то переедут. В Казахстан уже перерегистрируются некоторые компании, да и в Белоруссию поедут», - сказал Путин.

Системы налогообложения и администрирования налогов в РФ должны быть конкурентоспособными, необходимо задать самые высокие стандарты мирового уровня, заключил он.

Трехлетний бюджет не предусматривает планов повышения налогов в России, заверил в свою очередь и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов.

«Отвечая на вопрос о том, что будет с налоговой нагрузкой в ближайшие три года, наша позиция заключается в том, чтобы мы не меняли, не пересматривали общий объем налогового бремени», - сказал Силуанов.

По его мнению, налоговая политика должна оставаться неизменной в течение ближайших 5-6 лет. «Минфин считает, что увеличение налогового бремени - это крайняя мера, которую можно рассматривать только в экстраординарных случаях», - подчеркнул и.о. министра.

«Можно осуществлять повышение налогового бремени. Можно увеличивать заимствования для финансирования дефицита бюджета. А можно и работать над перераспределением расходных обязательств, которые уже приняты государством. Так вот мы как раз за то, чтобы искать ресурсы внутри бюджета, не увеличивая ни налоговое бремя, ни увеличивая дефицит бюджета. Наша позиция заключается в том, что, если мы и будем принимать дополнительные расходные обязательства, то искать ресурсы внутри принятого бюджета, внутри принятого пирога», - сообщил Силуанов.

При этом он заявил о необходимости провести инвентаризацию налоговых преференций, введенных за последние годы. «Необходимо вернуться, проинвентаризировать эти решения. Оглянуться, посмотреть, насколько эти преференции работают. Те, которые являются мертворожденными - может быть, посмотреть и от них отказаться», - отметил и.о. министра.

В ответ президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф, напротив, заявил, что налоги в России повышаются, при этом их администрирование усложняется.

Греф привел в качестве примера увеличения налогов решение о повышении ставок страховых взносов. По его словам, Сбербанк в этом году стал платить больше социальных платежей на 43%, тогда как ставки страховых взносов были повышены на 34%.

Глава Сбербанка напомнил, что в прошлом году обсуждалось повышение ставок страховых взносов, и большинство высказывалось за то, что это будет неверным шагом, ударит по малому и среднему бизнесу. Несмотря на это, решение о повышении ставок страховых взносов все же было принято. Это решение сильно затронуло налогоплательщиков, которые платят «белую» зарплату, отметил Греф.

Государство должно дать ясный ответ об источниках исполнения обязательств в пенсионной сфере, сказал Герман Греф.

«Для экспертов и макроэкономистов этой фразы мало, потому что мы хотим понимать, как, не повышая налоги, государство ответит на те вызовы, которые перед ним стоят. И они будут стоять не в перспективе 10-летней, а в перспективе 2-3-летней продолжающегося сокращения коэффициента замещения соотношения средней пенсии и средней заработной платы. Если мы будем поддерживать этот коэффициент хотя бы на сегодняшнем уровне, это потребует существенного вливания средств во внебюджетные фонды. Откуда мы собираемся брать эти деньги? Если это не повышение налогов, то тогда надо дать ясный ответ, откуда эти деньги возьмутся», - подчеркнул он.

«Речь идет о триллионах рублей», - добавил Греф.

Отвечая на реплику главы Сбербанка, Силуанов сказал: «Думаю, что в следующем году мы должны будем настроить нашу пенсионную систему на постепенный выход на принципы самодостаточности. Конечно, это не будет сразу, это не будет быстро, но мы должны к этому идти, поскольку из нашего бюджета объемом примерно около 12 триллионов рублей около триллиона рублей идет на поддержание пенсионной системы».

Помощник президента РФ Аркадий Дворкович, со своей стороны, заявил, что не считает налоговую нагрузку в России низкой.

«В ближайшие три года номинальная ставка налогов может снизиться. Главное изменение, которое я ожидаю, связано не с этим, а с децентрализацией налоговых полномочий», - отметил также Дворкович.

По его словам, в этом году проходила продуктивная дискуссия по налоговой системе. «Я не считаю, что мы приняли оптимальное решение, но это был компромисс, это были политические решения, с которыми мы будем жить следующий год», - сказал помощник главы государства.

Он не исключил вероятности того, что Минфин, несмотря на его нежелание увеличивать налоговое бремя, все же могут заставить это сделать. «Я не просто против повышения налогов, я сделаю всё, чтобы его не было. У Минфина более сложные позиции, и я его понимаю, даже если Минфин против повышения налогов, Минфин могут вынудить предложить повысить налоги, если повысятся расходы бюджета», - заявил Дворкович.

Дворкович считает возможным децентрализацию власти в РФ только при появлении налога с продаж.

«Нынешняя налоговая система не способствует децентрализации, и такое масштабное перераспределение (ресурсов - ред.) возможно только при появлении налога, который связан с местным уровнем, я имею в виду нашу старую идею о замене НДС на налог с продаж», - сказал он.

По словам Дворковича, для проведения полноценной децентрализации потребуется передача ресурсов на региональный и муниципальный уровень в размере «нескольких сотен миллиардов рублей, до 1 триллиона рублей».

Он подчеркнул, что при «огромном объеме полномочий, который передан Конституцией и другими федеральными законами на региональный и местный уровень, ресурсов для качественного исполнения этих обязательств недостаточно, и большая часть регионов вынуждена просить дополнительные деньги у федерального центра на исполнение этих полномочий».

Дворкович также отметил, что каждый год меняется система дотаций, субсидий, субвенций другим уровням бюджета, которая позволяет поддерживать сбалансированность бюджетной системы в целом. «Эта ситуация ненормальна, поскольку по всем аргументам, которые можно привести исходя из здравого смысла, люди должны сами понимать, на что они могут рассчитывать, а на что нет, и быть заинтересованными в зарабатывании денег. Сегодня такая заинтересованность минимальна, и регионы знают, что более 50% заработанного им придется отдать наверх, а потом опять ждать манны неб есной в виде субсидий и дотаций из центра», - подчеркнул он.

В данном случае, считает Дворкович, есть два сценария развития событий. Первый предполагает осуществление минимальных изменений, «немножко скорректируем полномочия, немножко отдадим собственных доходов на региональный и местный уровни, в соответствии с тем распределением полномочий, которое осуществим дополнительно. При этом никак не будем трогать тот объем полномочий и ресурсов, который уже есть». «Это самое плохое, что может произойти», - отметил он, так как, по его мнению, это не является децентрализацией.

С точки зрения Дворковича, объем перераспределения доходных ресурсов и полномочий должен быть более масштабный - до 1 триллиона рублей.

Решение задачи по реформированию пенсионной системы не должно достигаться за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, заявила в свою очредь глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

«Нельзя рассматривать вариант (решения этой задачи - ред.), который может привести к росту налоговой нагрузки на экономику», - сказала министр.
По ее словам, налоговая система «не должна быть нейтральной», а должна стимулировать рост экономики.

«Уровень налоговых ставок в стране уже достиг предельных величин с точки зрения давления на рост экономики», - отметила она.
При этом Набиуллина подчеркнула, что главная задача - «обеспечить экономический рост». Она отметила, что дополнительный рост экономики на 1% в год соответствует повышению НДС на 1% или увеличению цен на нефть на $2.

Поэтому, по ее словам, «стимулирующая функция налогов должна существенно усилиться».

Эксперты «Актуальных комментариев» рассказали о том, как к налоговой системе относятся  в России обычные граждане и те, кто  занимается бизнесом.

Комментарии экспертов

Чем отличается российский финансовый бюджет и российская финансовая система от финансовых систем развитых стран? Следующими обстоятельствами: с одной стороны, у нас 53% дохода бюджета – это поступления от таможенных платежей и НДС на импортируемые товары. То есть, если брать федеральный бюджет, оказывается, что 53% доходов связаны чисто с внешнеэкономической деятельностью и не зависят от налоговы платежей физических лиц. Что касается прочих поступлений, то понятно, что значительная их часть обусловлена налогами на добычу полезных ископаемых и прочими корпоративными платежами.

Поэтому речь идет о следующем: если в Америке в федеральном бюджете подоходный налог составляет порядка 41% доходов, то у нас он вообще в федеральный бюджет не взимается. Наш подоходный налог идет только в региональный бюджет. То есть наше государство ориентируется на то, что оно прекрасно переживет, если люди вообще не будут платить налоги. Эта идеология нашей налоговой системы: налоги граждан федеральному бюджету, то есть, центральной власти, не нужны. Вот этот момент очень существенен, поэтому, конечно, вряд ли можно предполагать, что налоговая культура в такой ситуации будет расти.

Я думаю, что государство, федеральные органы власти не будут переводить подоходный налог в федеральные доходы. Потому что подоходный налог, в общем-то, - это единственное устойчивый источник доходов территориальных бюджетов. Соответственно, поэтому такой вторичный характер платежей граждан останется.

Что касается прочих налогов. Какие налоги платятся в развитых странах – это налог на наследство, налог на недвижимость. У нас, практически, на сегодняшний день, эти налоги либо отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне. По действиям российского государства можно сказать, что оно не ставит целью сделать всех граждан добросовестными налогоплательщиками. Все налоги, в основном, скрыты. Вы платите их, когда покупаете товар, в цену которого заложен НДС, ваш работодатель платит за вас социальные налоги, отчисления и так далее, и так далее.

Допустим, в Америке и во Франции приблизительно половина социальных налогов платиться работодателем, а половина – работником. Тогда работник ощущает то, что он является налогоплательщиком. Идеология заключается в том, чтобы как можно проще собрать налоги, но отнюдь не в том, чтобы народ как-то в этом отношении воспитать.

Какие-то движения в этом направлении сделать просто необходимо. В первую очередь, я думаю, что нужно больше делать налоги на потребление, поднимать налог на недвижимость. Это будут элементы, первые шаги к тому, чтобы народ больше платил налогов сам. Возможно сделать так, опять-таки, чтобы страховые платежи тоже, допустим, платились частично самим работником, частично – работодателем. По крайней мере, это будет довольно разумно, даже если работник сам не платит, то, по сути он крадет у самого себя – у него будет меньше пенсия, тут государство может уйти от определенной ответственности, и для него вообще потерь не будет. Или в любом случае, переносить акцент все равно придется с НДС, который на сегодняшний день не самый оптимальный налог, роль подоходного налога также должна, конечно, расти.

Корпоративные налоги в России честно выплачивает множество компаний, абсолютное большинство. Хотя есть уклонисты, фирмы-однодневки, но основная масса налогоплательщиков платит налоги, и это уже стало  нормой для страны, в этом смысле страна с начала 90-х резко изменилась.

То, что касается физических лиц, ситуация другая. И здесь как раз не изменилось ничего. Физические лица как раньше не платили налогов, так и сейчас не платят, по крайней мере, не думают об этом. И дело не в том, что налоги не начисляются, или из зарплаты не вычитаются, они платят их, но фактически не осознают этого, потому что налоги за граждан платят их работодатели. Главная задача российской налоговой политики – получение корпоративных налогов, а не налогов с физических лиц.

Во всем мире устроено наоборот, корпорации должны иметь как можно более благоприятный режим для того чтобы развиваться, создавать новые рабочие места. Вот когда уже произведен товар, прибыль получена, зарплаты выплачены, вот тогда надо стимулировать людей, чтобы они как можно больше заплатили налогов из своего потребления. Эти налоги должны составлять основу доходов бюджета. Но работать с физическими лицами наша налоговая инспекция так и не научилась, и собственно, и не ставит себе такую задачу.

В крупнейших европейских странах, может  быть, налоговые ставки приблизительно такие же, как в России. Но у них другая экономика, у них экономика в три-четыре раза эффективнее по производительности труда, у них энергия эффективность значительно, в разы выше, чем в нашей экономике. При этом инвестиционных ресурсов у нас  дешевых нет, к примеру, дешевых долгосрочных кредитов. Поэтому, реформироваться и внедрять новые технологии у нас нет возможности. К примеру, в Казахстане, налоги на 40% ниже чем в России. Например, налог на страховые платежи в ЕСН. У нас сейчас 34%, снижается с 1 января до 30%. А в Казахстане всего 11%. И так же в других странах со схожими с Россией экономиками, в Китае, Индонезии, Таиланде. Все развивающиеся экономики держат налоги ниже Европы, кроме нас. У нас  Минфин зарабатывает за счет ставок, а не за счет роста налоговой базы. И лучше бы было дать возможность развиваться бизнесу. Тогда можно было бы увеличить налоговую базу и они получать в бюджет значительно больше отчислений.

То, что налоговая система в течение 5-6 лет не будет изменяться - это убийство для российской экономики. Та налоговая реформа, которая была в 2002 году, была замечательной налоговой реформой. Было сокращено число налогов, снижены ставки, но это была налоговая реформа для периода стабилизации в стране, наведения порядка в финансовой системе и бюджете. Она работает только для периода стабилизации, потому что вся страна в этот период жила за счет высоких цен на нефть и не заботилась о доходах, о развитии бизнеса.

Надо было просто все привести в порядок, и это удалось сделать. Но дальше так жить нельзя. Нужна новая модель развития экономики, которая называется экономика развития, конкурентная модель, не сырьевая модель развития экономики. И вот для этого нового периода нужна новая налоговая система, которая бы стимулировала инвестиции, создавала бы стимул для того чтобы в стране росло производство, происходила новая индустриализация России. Для этого нужно многое изменить, очень многое. И, к сожалению, Минфин к этому не готов.

Однозначного ответа на вопрос о культуре уплаты налогов не существует. С одной стороны, необходимость платить налоги никем не оспаривается. Вы не найдете сегодня в России человека, (либо почти не найдете), который скажет, что налоги государству платить вообще не нужно. С другой стороны, в России существует налоговая система, при которой странным образом огромное количество наших сограждан (которые, конечно, платят налоги) не являются налогоплательщиками в своем сознании.

Происходит это потому, что большая часть наших граждан платит свои налоги со своих доходов с помощью бухгалтерии того предприятия, на котором работает. Иначе говоря, лично большинство людей не ходят в налоговую инспекцию, не заполняют соответствующих документов, не перечисляет деньги, отрывая их от семейного бюджета. Мы просто знаем, что если в ведомости стоит 100, то на руки получается 87, а 13 -  это налоги. Именно это обстоятельство - главная причина того, что наши граждане, которые платят налоги, не ведут себя как налогоплательщики.

Более того, они не осознают много или  мало денег они отдают  государству в качестве налогов. На самом деле достаточно много. Есть, к примеру, пресловутый НДС. Вы  в магазине  покупаете некий товар и в его стоимости есть налог  на добавленную  стоимость. Кто заплатил эти деньги государству? Технически, конечно, тот, кто вам продал этот товар. Но эти деньги отдали вы. Этот факт абсолютно не задерживается в сознании рядового человека.

Есть другая проблема, может быть более серьезная. Федеральный бюджет, то есть именно те средства, которые тратит непосредственно государство, формируются не за счет налогов отдельных  граждан, а практически полностью за счет налогов, которые платят крупные  и сверхкрупные компании. В этом смысле знаменитый клич -  за что я плачу налоги - имеет смысл только на муниципальном уровне, в меньшей степени на уровне регионов, и совсем не имеет смысла для рядового человека на уровне государства.

Реформы образования и здравоохранения не осуществляются на те деньги, которые рядовые люди граждане платят в качестве налогов. А вот то, что делает мэр города, в котором вы живете, имеет отношение к нашим деньгам. Эту разницу большинству граждан никто никогда не объяснял. Более того, огромному большинству наших сограждан вообще никто никогда не объяснял, что собственно, такое налоговая система, куда уходят деньги, и кто отвечает за их перераспределение. Поэтому, главное что можно  сказать о нашей налоговой системе, во многих отношениях, вполне приличной, что она характеризуется огромным невежеством налогоплательщиком.

Что касается бизнесменов и того, что в массе люди получают зарплаты в конвертах, на мой взгляд, эта проблема страшно преувеличена. О ней говорят по большей части в политических заявлениях, и это, скорее всего, психологическая проблема государственных чиновников. Я не верю, что существует на свете какая-нибудь страна в мире, в которой не бывает зарплат в конвертах. Просто в России принято делать из этого трагедию. Это одни из стереотипов. Было время, когда большинство денег распределялось таким образом в стране, но это время давно прошло.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".