Статья
2897 1 февраля 2012 18:46

Судебная ответственность

Президент Дмитрий Медведев принял сегодня участие в совещании по вопросам судебной системы.

В ходе совещания глава государства подписал закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».

«Считаю, что присоединение является исключительно важным и позволит гармонизировать международные стандарты борьбы с коррупцией и нашу правовую систему», - отметил Медведев, передаёт «Интерфакс».

Президент напомнил, что в апреле прошлого года были внесены соответствующие изменения в УК и КоАП. «Теперь уголовной и административной ответственности подлежат не только собственно коррупционные деяния, но и предложения или обещания иностранному должностному лицу денег или иного имущества за совершение им определенных действий», - пояснил глава государства.

Как отметил Медведев, принятие закона - это только первый шаг. «Необходимо, чтобы эти нормы как можно быстрее заработали и воплотились в судебной практике, в том числе с учетом наших международных обязательств», - подчеркнул глава государства.

Подписанный президентом закон был принят Госдумой 13 января и одобрен Советом Федерации 25 января 2012 года.

Он оформляет акт присоединения РФ к конвенции, которая принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года. Конвенция является инструментом борьбы, которую ведут с коррупцией государства-участники в рамках ООН, G8, Совета Европы, АТЭС, МВФ, Всемирного банка и других международных организаций.

Реализация закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в размере до 100 тысяч евро ежегодно в качестве взносов для обеспечения участия России в деятельности рабочей группы ОЭСР. 

Дмитрий Медведев также предложил создать Высшую дисциплинарную коллегию судей и коллегии судей в субъектах РФ, чтобы усовершенствовать механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Как заявил президент, этим коллегиям следует передать функции квалификационных коллегий судей «в части наложения на судей дисциплинарных взысканий, в том числе и вопросы досрочного прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков».

В настоящее время предложение о создании дисциплинарных коллегий поддерживается Верховным и Высшим арбитражным судами. Вместе с тем, ВС считает, что такие коллегии должны создаваться в федеральных округах, а не субъектах федерации, а ВАС полагает, что коллегии должны формироваться в округах, образованных по аналогии с судебными округами, предусмотренными конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ».

Кроме того, Медведев отметил, что существует и позиция Минюста по расширению перечня видов дисциплинарных санкций и уточнению составов дисциплинарных проступков.

Президент также предложил рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма конкурсного отбора судей.

Соответствующее поручение своей администрации, а также ВС и ВАС он дал по итогам Санкт-Петербургского экономического форума. Они должны были до 1 октября 2011 года подготовить предложения по изменению механизмов конкурсного отбора судей и привлечению их к дисциплинарной ответственности.

Как отметил Медведев, в ходе обсуждения подготовленных предложений выявились определенные разногласия. В частности, разногласия вызвало то, что механизм конкурсного отбора предусматривает рекомендацию со стороны председателя квалификационной коллегии судей, в отличие от существующего порядка, когда это делает председатель соответствующего суда.

Глава государства предложил обсудить все эти темы и «выработать окончательную консолидированную позицию». 

Комментарии экспертов

С одной стороны, все эти законы - их же не идиоты придумали, они существуют для того, чтобы бороться с коррупцией и достаточно эффективно с ней, по-видимому, борются в нормальных системах. Если же система изначально не нормальная, то любой орган, который борется с коррупцией, становится просто новым источником коррупции. Это такой очевидный логический парадокс – если в стране любая хорошая инициатива превращается в способ извлечения административной ренты, сбора взяток, то любой способ борьбы с этим, естественно, становится новым способом для извлечения взяток. 

С другой стороны, - признать вот этот печальный факт, и что дальше делать? Сложить крылья, сказать, ничего делать не надо, и пусть все идет как идет? Ну, очевидно, что такая позиция для руководства страны невозможна, тем более, если учесть, что люди раздражены коррупционностью чиновничества очень сильно, и проблема эта из чисто криминальной давно стала социальной, а из социальной уже становится политической. 

Поэтому власти вынуждены что-то делать. Вполне возможно, что рано или поздно, как говорится, количество перейдет в качество, и законы, которые приняты внутри страны, международные правила, к которым Россия присоединится, рано или поздно из мертворожденных станут работающими. Но здесь, мне кажется, что все-таки должен произойти какой-то качественный перелом, то есть, просто накопление все новых и новых законов, все новых и новых институтов само по себе ситуацию не изменит. Кто-то из всех этих законов и правил будет умудряться извлекать все новые способы обмана, а кто-то будет с ними бороться. Это зависит и от людей, и от конкретных ситуаций, но пока что качественного перелома не наступило ни в реальной практике, ни в отношении людей к этой практике. 

Причем, заметьте, что у нас сидит в тюрьмах довольно много чиновников за взятки, но это не меняет ситуацию. В Китае даже расстреливают за взятки, но Китай такая же взяткоемкая  страна как Россия. Не знаю, какое она место в рейтингах занимает, но по общим рассказам, это тоже страна тотального взяточничества.

Что здесь нужно было бы с моей точки зрения изменить. Первое: снять верхнее табу. Насколько я понимаю, верхний уровень чиновника, которого у нас могут привлекать, (не посадить, но привлекать) за взятки, это уровень замминистра, губернатора. Редчайшее исключение – был привлечен один раз замминистра финансов, затем оправдан. Насколько мне известно, два или три губернатора реально были осуждены. Ну, конечно, этого недостаточно. Конечно, все понимают, что без покровительства министров, - как минимум, министров, - такая тотальная система взяток существовать не может. То же самое относится к губернаторам. 

Да, некоторых губернаторов привлекают, но речь идет о губернаторах мелких регионов. Ну а что, губернаторы больших регионов, дорогих регионов, они свободны от этого дела? Вот пример с Лужковым. Сколько говорили, сколько показывали фильмов, и что? Ничего. Никто его пальцем не тронул. Его жену не могут вызвать повесткой на допрос. Ну, это же анекдот! Жену уже бывшего мэра не могут допросить. Бывший руководитель Банка Москвы, которого обвиняют в хищении миллиардов долларов, преспокойно проживает в Англии. Итак, Россия вроде бы делает какие-то усилия, чтобы его привлечь хотя бы в качестве свидетеля, но воз и ныне там. Думаю, что усилий этих явно не достаточно.

В истории России, по крайней мере, в истории последних двухсот лет, всякое бывало. Был 37-ой год, когда расстреляли фактически все руководство страны. Были другие репрессии, но ни разу ни при царях, ни при Сталине, ни при Путине ни одного министра не посадили ЗА ВЗЯТКИ. Такого не было ни разу. В период самого страшного террора, когда истребляли руководство страны, номенклатуру просто тысячами, их обвиняли в чем угодно, в шпионаже, в измене Родине, в Бог знает в каком бреде. Взятки, конечно, были и тогда. Тем не менее, эта тема была абсолютно табуирована, даже при Сталине, что уж говорить про нынешние времена. Но, с другой стороны, без того, чтобы по таким делам обвинялись руководители регионов и ведомств, конечно же, ситуацию переломить реально невозможно. Это – первое обстоятельство.

Второе обстоятельство еще более простое. У нас принята норма, о которой много пишут, что все высшие чиновники, начиная с президента, должны декларировать свое имущество и свои доходы. Эти декларации аккуратно заполняются. И надо сказать, что за последние годы они стали значительно более правдоподобными, потому что то, что писалось в этих декларациях десять лет назад, без слез читать было невозможно. Тем не менее, и сегодня многие из этих деклараций вызывают большие вопросы, в том числе и декларации, заполненные президентом Медведевым и президентом Путиным. Потому что очень странно, как, находясь десятки лет на высших государственных постах, люди так мало имеют денег, там мало имеют имущества. Но главное в другом. Нет никакого способа, чтобы проверить, насколько реалистичны эти декларации. Должен быть принят закон о создании специального ведомства, которое проверяет декларации об имуществе высших чиновников, депутатов, короче, всех тех, кто эти декларации обязан заполнять. И если находится имущество, не попавшее в декларации, то оно просто-напросто конфискуется в пользу государства, а у соответствующего чиновника возникают проблемы, его вызывают в прокуратуру и задают вопросы, почему он скрыл, и откуда незадекларрованное имущество взялось.

До тех пор, пока эта мера принято не будет, все это заполненение деклараций - просто детская игра. Скажем, ну вот жена Жириновского официально зарабатывает, согласно этим декларациям, несколько миллионов долларов в год. Простой вопрос, каким образом? Она – глава каких-то фирм. Как это может быть? Человек без бизнес-образования, не имеющий никакого опыта в бизнесе вдруг оказывается руководителем фирмы, которая приносит миллионы долларов в год. Почему это не является основанием для той же самой прокурорской проверки? Раньше тот же самый Жириновский заполнял декларацию, согласно которой, он владеет в Москве, по-моему, десятью или двенадцатью квартирами по 300-400 метров каждая. Это – огромное состояние, это десятки миллионов долларов. Опять же, почему не возникает вопрос, каким образом куплены эти квартиры, откуда они него. У массы чиновников и депутатов также видна масса несовпадений. Скажем, человек - владелец целого автопарка дорогущих автомобилей, Rolls-royce, Maybach, а доходы копеечные. То есть, его доходов еле-еле хватит на то, чтобы заплатить налог по этим автомобилям, даже не ездить на них. Ну, это же – очевидный бред, и это тоже не является поводом ни для каких вопросов. В лучшем случае, журналист поиронизирует в своей заметке. 

До тех пор, пока это не есть повод для прокурорских проверок, эти декларации - просто издевательство над здравым смыслом. Можно, в конце концов, объявить амнистию, скажем, объявить, что все имущество, которое человек нажил до 1 января 2012 не будет изыматься, если человек заполнит честно декларацию. Короче говоря, он может писать в декларации все, что угодно, но с этого момента начинается систематическая проверка всего, что он написал. Что до 1 января 2012 года он не написал, у него проверять не будут. А вот все, что он заполняет после этого, проверяется, если он чего-то не указал, изымается, он попадает под следствие. Такие меры мне кажутся, как минимум, очевидными и элементарными, чтобы подсудность по коррупционным делам поднялась, ну, хотя бы до уровней министров и глав больших регионов, и чтобы люди несли юридическую ответственность за те документы, которые они заполняют в декларациях об имуществе своем и членов своих семей. 

В этом и есть задача, с одной стороны, общества, давить на депутатов, а с другой стороны, высшей власти, если она заинтересована в борьбе с коррупцией, продвигать такие законы.  

Ситуация с коррупцией в России настолько плачевна, что любые меры, направленные на борьбу с коррупцией, даже половинчатые и четвертичные, должны безусловно приветствоваться. Другое дело, правоприменительная практика, как будут эти нормы исполняться, и будут ли вообще. 

Что касается подкупа иностранных должностных лиц, я думаю, что все-таки в данном случае очень многое зависит от национального законодательства тех стран, в которых действует коррупционер. Потенциальные российские коррупционеры, чиновники, во многом ориентируются на свое национальное законодательство по борьбе с коррупцией. Если в стране принята коррупционная практика в бюрократической среде, то никакие международные конвенции не помогут. 

Что касается судей, то, с одной стороны, здесь есть проблемы некоторой коррумпированности судейского корпуса. Другое дело, что сейчас, когда зарплаты судей достаточно высокие, плюс у них очень большой объем социальных льгот, это объективно снижает коррумпированность в судейской среде. Судьи реально боятся лишиться и зарплат, и, самое главное, того соцпакета, который полагается им при выходе в отставку без скандалов, по истечении срока пребывания в должности. Это с одной стороны. 

Но с другой стороны, существует проблема, что очень многие судьи действительно ведут себя независимо. Когда ждут переназначения, они действуют в рамках телефонного права, а потом уже многие из них, когда назначаются окончательно, скажем, пожизненно, то они перестают быть столь покладистыми. Поэтому, я боюсь, что данная мера во многом направлена на выстраивание вертикали в судейской среде, и она объективно будет работать против независимости судейского корпуса. Хотя, конечно, многое будет зависеть от личностей, от персоналий тех, кто войдет в эту высшую квалификационную коллегию. 

В заключение хотелось бы сказать, что самым эффективным механизмом по борьбе с коррупцией в России стала бы ратификация 20-ой статьи конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Нами ратифицирована эта конвенция, но не целиком. Не ратифицирована только статья, в которой говорится о декларации расходов

чиновников. Если удастся продавить ратификацию этой конвенции через все наши бюрократические структуры, то это будет существенным прорывом в борьбе с коррупцией в России. Однако, боюсь, что этого не произойдет. 

Думаю, антикоррупционные меры, предпринимаемые Дмитрием Медведевым, - это шаги не в целях повышения нашего международного рейтинга. Это, скорее, борьба за повышение качества жизни, качества правосудия в Российской Федерации. И я думаю, нам нужно ориентироваться на мнение россиян, а не на различные международные рейтинги, которые, как известно, имеют самые разные векторы влияния. Стремление подняться в каких-то там рейтингах, пусть даже антикоррупционных, не должно беспокоить ни руководство страны, ни страну в целом. 

Что касается самих антикоррупционных мер, то каждый раз, когда мы решаем хоть какую-то проблему от травли тараканов до больших государственных дел, обязательно начинается создание комиссий, а потом дело доходит до высшего совета над всеми низшими советами.

Можно сколько угодно популистки над этим издеваться, но, в любом случае, нужно

двигаться вперед, искать, нащупывать какие-то рычаги воздействия, в том числе, может быть и воздействия карательного свойства на те структуры, которые более всего подвержены коррупционному воздействию. А как вы знаете, наши граждане имеют очень серьезные претензии к судейскому сообществу. 

Как и все силовое сообщество, оно абсолютно закрытое, и в отличие от полиции и других органов правосудия, закрыто еще более. С одной стороны, эта закрытость объяснима, а с другой стороны, суды - одна, наверное, из самых сильных клановых структур в России. И нужно понимать, что если на какие-то нарушения, коррупционные в том числе, на этапах следствия и возбуждения дела еще можно повлиять по закону, то повлиять на судебное рассмотрение дел по закону нельзя. 

Многие говорят, что наши судьи страдают от телефонного права, но мне представляется, что гораздо больше они страдают от незащищенности, в том числе, физической, и от прямого взяточничества с другой стороны.

Поэтому, если удастся политикам в обход компанейщины найти механизм, который будет принят обществом и принят правоохранительной системой, то мы имеем все шансы ситуацию изменить к лучшему. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".