Статья
4307 6 февраля 2012 8:40

Демократия требует внимания

Премьер-министр РФ Владимир Путин утверждает, что настоящую демократию нельзя создать одномоментно, и работает она только там, где люди в нее что-то вкладывают.

«Подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленное на служение обществу», - пишет Владимир Путин в статье «Демократия и качество государства», опубликованной в газете «Коммерсант».

«Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов, чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления», - заявляет премьер-министр.

«Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать», - заявил премьер в своей статье.

Анархия, олигархия и кризис ответственного государственного мышления в России в 90-х годах прошлого века породили у большинства россиян недоверие к демократии и рыночной экономике, но ныне действующей власти удалось выправить ситуацию и переломить негативную тенденцию, считает кандидат в президенты.

По его словам, введение демократических форм государства после распада советской системы «принесло практически сразу же остановку необходимых экономических реформ, а чуть позже сами эти формы оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, делящими общенародное достояние».

«В результате в 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений; не новое качество жизни, а огромные социальные издержки; не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных "элит", откровенно пренебрегавших интересами простых людей», - пишет Путин.

Все это, подчеркнул он, «"отравило" переход России к демократии и рыночной экономике - устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни».

«Мы в 90-х годах столкнулись и с анархией, и с олигархией. Этот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышления», - пишет в статье Путин.

Поэтому, по его словам, «и в экономической, и в политической жизни до поры срабатывал порочной принцип - "кто смел, тот и съел"».

Однако общество прошло трудный процесс взросления, это позволило «нам всем вместе вытащить страну из трясины, реанимировать государство, восстановить народный суверенитет - основу подлинной демократии», - отметил Путин.

Премьер-министр считает, что качество государства в России отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать и предлагает обновить механизмы демократии в стране.

«Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов: многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными», - пишет Владимир Путин.

По его словам, у населения изменились требования к власти, средний класс вышел «из узкого мирка строительства собственного благосостояния».

«Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать», - заявляет Путин.

«Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным», - считает премьер-министр.

«Нам надо обновить механизмы нашей демократии - они должны "вместить" возросшую общественную активность», - пишет в своей статье Путин.

По мнению премьер-министра, механизмы политической системы необходимо настроить таким образом, чтобы она «своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов».

Систему надо настроить так, продолжает, чтобы она могла «обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости, в том числе и в тех случаях, когда они оказываются в меньшинстве».

«Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития, и способных добиваться результатов. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений как стратегических, так и тактических», - отметил Путин.

В статье он подчеркнул важность создания политической системы, «при которой людям можно и необходимо говорить правду».

Владимир Путин предлагает шире использовать механизмы прямых выборов и референдумов на муниципальном и районном уровне.

В свою очередь руководство муниципальных образований должно отчитываться перед своими избирателями, подчеркнул премьер.

Плохо работающий чиновник должен быть на несколько лет лишен права быть государственным или муниципальным служащим, считает Владимир Путин.

Также предлагается дать возможность гражданам страны участвовать в законопроектной деятельности парламента.

«Предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете», - пишет премьер.

Владимир Путин также обратился к профессиональным «словесникам» и веб-дизайнерам с просьбой помочь в создании «дружественного» интерактивного интерфейса интернет-порталов органов публичной власти.

Кандидат в президенты считает, что государство должно проявлять способность реагировать на запросы общества, «которые все более усложняются, а в условиях "информационного века" - приобретают качественно новые черты».

«Огромное, постоянно возрастающее число российских граждан уже привыкло получать информацию мгновенно, "нажатием кнопки". Свободная и, уж тем более, бесцензурная доступность информации о положении дел в стране естественным образом формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам", участие граждан в политике и управлении», - говорится в статье.

Поэтому, по мнению Путина, современная демократия как власть народа не может сводиться лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться.

«Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи"», - говорится в статье.

То есть, пишет Путин, растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля.

«Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения», - рассуждает он.

Премьер отмечает, что граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы.

«Уже сейчас конструктивная критика со стороны сообществ предпринимателей, учителей, медиков, ученых помогает избежать неудачных решений, и напротив - найти лучшие», - говорится в статье.

По мнению автора статьи, необходимо переходить к стандартам госуслуг нового поколения - основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг – «фирмы, которая проводит груз через таможню, гражданина, который получает справку, автовладельца, оформляющего ДТП».

«Каждый человек должен ясно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что спросить с конкретного чиновника», - говорится в статье.

Комментарии экспертов

Вопрос о свободе поставлен в очень яркий государственный контекст. Потому что сами по себе представления о демократии и свободе в отрыве от понимания того, что такое государство, как оно организовано, как оно работает, какие критерии и ценности у него, не имеют смысла. Это такой, я бы сказал, вопрос философский, и каждый его вправе решать для себя сам. Вот если ставить его на практическую почву и задаваться вопросом как идеалы демократии и свободы могут быть достигнуты для всех, тогда другой вопрос, тогда действительно нужно читать и смотреть, что конкретно Путин предлагает.

Его предложения достаточно просты, достаточно понятны и, кажется, что вполне реализуемы. В частности, он ориентируется на то, что демократия на фоне 90-х, в общем-то, действительно, должна какому-то опыту научиться, прежде всего, опыту, как не превратиться либо в олигархию, либо в анархию. Это, собственно, главный урок, который мы получили при непосредственном переходе от коммунистической системы к свободной, отрытой системе. Сначала все казалось хорошо, а потом оказалось, что тема находится под управлением вот этих «самозваных кланов». Поэтому опыт 90-х и опыт концентрации власти в центре в 2000-х должен привести к тому, что сегодня начнет реализовывать массовый запрос на свободу и демократию.

Да, в общем, Путин обращает внимание на то, что именно муниципальный уровень, местное самоуправление, которое не входит в систему государственной власти - это и есть настоящая школа демократии, именно там необходимо начинать, ну я бы сказал так, переход к современным формам демократии и реального политического участия граждан. Поэтому то, что на уровне муниципалитета может быть применена интернет-демократия, а также то, что Путин называет референдумной демократией - это, бесспорно, необходимые меры. Такая своевременная демократия малых пространств, демократия малых городов, пространств, где люди хорошо знают друг друга, и где невозможны подтасовки и политтехнологии, которые бы приводили к избранию совершено непонятных персонажей, вот там, действительно, власть народа должна научится себя утверждать, и контролировать избранную власть по-настоящему.

Потому что право участия в выборах - это одно, а вот, как ведет себя народ между выборами - это совершено другое. И настоящая демократия - это действительно, там, где власть находится постоянно под контролем. Поэтому начинать нужно с самого нижнего этажа, именно с муниципалитетов. И мне кажется, Путин правильно указывает эту последовательность действий, потому что настоящая демократия должна вырастать снизу. 

Владимир Путин во всех своих статьях ничего не пишет об институтах, с помощью которых он собирается реализовывать то, о чем говорит. В статье про демократию полностью отсутствует, допустим, такой важный институт, как избирательная система. А ведь часть общества вышла на улицы в результате неудовлетворенности деятельностью избирательных систем. И три из четырех партий, находящихся в Государственной думе, требуют реформировать формирование избирательных комиссий по всей стране, в том числе, Центризбиркома. 

Также довольно странно, что в статье Путина про демократию нет ни слова про партии, и в частности - про «Единую Россию». Эта партия его выдвинула и является доминирующей силой в парламенте. Но в статье про демократию, про партию нет ни слова. То есть, вообще не понятно, как демократические принципы будут осуществляться и кто будет их осуществлять.

Если формирование, допустим, Общественной и Счетной палат, по мнению Путина, должно инициироваться не президентской администрацией, а советом Госдумы, то в совете Думы большинство все равно представляет «Единую Россию», и это оставляет вопросы. Ведь может получиться, что те же самые люди, которые, по мнению многих, спокойно относились к коррупции, свободно плавали в сложившейся коррупционной системе последние десять лет, теперь почему-то будут с коррупцией бороться. Но почему? И как?

В обществе существует огромное недоверие интернет-общественности к государственной власти и государственным институтам. Предложение Владимира Путина по интернетизации органов власти не выглядит как шаг по восстановлению доверия к управленческим структурам. Между гражданами и органами местной власти полностью отсутствует то, что называется диалогом. Сторонам нужно сесть за стол переговоров и обсудить общие проблемы. А по словам премьера получается, что у нас гражданское общество не дозрело до демократии. До нее дозрело только государство. Государство есть единственный европеец и умный, дозревший до всего субъект. Мне кажется, что в этих словах есть некоторое противоречие.

Статья Путина - хорошая. Вышла бы она два года назад, цены бы ей не было. А сейчас, в условиях стремительно радикализующейся общественности, она недостаточна.

Тем более, что доверие к жанру статей и судьбоносных посланий в последние годы было очень серьезно подорвано.

Например, обещанные ранее политические реформы выглядели вполне демократичными, но оказывались декоративными, вроде приставного стульчика для партий, набравших от 5 до 7 процентов голосов.

Поэтому, на мой взгляд, из-за того, что предлагаемые реформы недостаточны и очень серьезно подорвано доверие к обещаниям власти, большого эффекта эта статья не даст. Хотя по качеству исполнения, по внутренней логике эта статья - лучшая из тех, которые были опубликованы премьер-министром в последнее время.

Но, к сожалению, в этой статье нет ответа на вопрос, к какой политической системе мы идем. То есть сегодня есть запрос на системную политическую и конституционную реформу. А этот вопрос в статье Путина вообще никак не затрагивается.

То есть статья в большей степени адресует к реформе низовой бюрократии, регионального и местного самоуправления. Но в то же время, целостного видения распределения власти на федеральном уровне нет. Также нечетко прописаны взаимоотношения центра и регионов. То есть прозвучавшие предложения можно рассматривать как продолжение линии на частичные уступки. А запрос, на самом деле, - на системную реформу всей политической системы.

Формулы осуществления демократии действительно меняются, и мы с этим сталкиваемся постоянно. Очень часто опросы общественного мнения, которые находятся в Интернете, реально влияют и оказывают воздействие на законодательную практику. В частности, депутаты отслеживают предложения, многие из которых касаются «области административной ответственности».

Что касается «формулы учета» общественных инициатив, о которых написал в своей статье «Демократия и качество государства» премьер-министр РФ Владимир Путин, то граждане могут воздействовать на ситуацию путем дачи наказов депутатам, которые представляют их в Госдуме, или иным возможным авторам законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции РФ, например, заксобраниям субъектов РФ. Вполне возможно, в политической практике, в случае высказывания мнения очень больших групп лиц, можно будет найти способ имплементации их мнения.

Каким образом технологически это сделать - я сейчас этот вариант не совсем готов обсуждать, поскольку статьей 104 (Конституции) точно установлены авторы законодательной инициативы.

Парламентарии изучат практику, которая существует в зарубежных государствах, когда мнение больших социальных групп учитывается законодателями, такого рода выход на эту практику возможен и интересен с учетом новых форм. 

Статья Владимира Путина продолжает его предыдущие статьи и укладывается в рамки его действий, как кандидата президентской кампании. В статье широко освещено как он видит качество государства и демократию в России и содержится конкретное предложение, как он будет действовать в этой области в случае своего избрания. В тексте нет обращения к недавним массовым протестам или диалога с ними. Формально их нет, но фактически статья отвечает, на мой взгляд, на главный вопрос, который поднимался в ходе протестных шествий и митингов, а именно: будет ли демократия развиваться в России.

Митингующее  не ставили вопроса  о том, что необходимо референдумы или прямое, фактически не опосредованное партиями и чем-либо другим включение в политику, в политический процесс интернет-сообщества. Но сам факт этого протеста, то, как он вызревал, все это свидетельствует о том, что это фактически запрос на расширение участия. Причем участия в данном случае прямого.  И Путин отвечает на этот запрос конкретными предложениями.

Когда Владимир Путин говорит, что политическая конкуренция – это и есть демократия, это не только напоминание этой базовой истины. Это свидетельство того, что Владимир Путин описывает, анализирует и рассказывает о реальной демократии, а не о некоем политическом устройстве, которое просто именует себя демократией. И здесь, конечно же, сама статья и та тональность, та ориентация, которая в статье выдержана и проходит красной нитью – это еще раз свидетельствует о том, что политический курс уходящего президента Дмитрия Медведева, который неоднократно ставил вопрос о необходимости укрепления и расширения политической конкуренции, будет продолжен.

Прежде всего, статья адресована к разумной части избирателей и к тем, кто готов воспринимать рациональные аргументы. Тезис о победе над олигархией сформулирован, в общем, достаточно адекватно. Под олигархами у нас раньше понимались крупные предприниматели, которые обладали большим политическим влиянием, позволявшим им вступать в конфликты с агентами государства и даже с первыми лицами государства и выходить из этих конфликтов победителями. Сейчас таких людей нет и их судьба, в общем, известна. Двое из наиболее известных людей находятся в эмиграции (Гусинский и Березовский), а третий человек находится тюремном заключении и превращен усилиями своих сторонников в политического заключенного, в знамя оппозиции и доказывает, что демократия в России якобы отсутствует. 

Статью можно оценивать с двух точек зрения – сточки зрения того, как заявленные в ней меры повлияют на общественную политическую систему, и с точки зрения того, как она будет воспринята протестным сообществом. 

Ответ на второй вопрос можно дать сразу: протестные среды на статью не отреагируют. Дело в том, что статья выдержана в жанре теории малых дел, которой придерживается Путин. Площадь, протестные среды ставят более радикальные вопросы, например, конституционной реформы, которая предполагала бы изменение отношений в треугольнике исполнительная власть, президентская власть и законодательная. Протестные среды считают необходимым достаточно быстрые и эффективные преобразования в политической системе.

А в статье говорится о теории малых дел. Путин, по сути, между строк дает понять, что считает демократию достаточно долгой стройкой, до завершения которой нам еще далеко. 

Тем не менее, если говорить непосредственно о содержании этих мер, которые рекомендуются, то многие из них можно только приветствовать. Например, формирование Счетной палаты парламентом, или законодательные инициативы для общественности, для ста тысяч граждан, которые проголосовали в Интернете за те или иные проекты, или усиление института референдума на местном или региональном уровне. Непонятно, правда, почему нельзя сказать то же самое и о национальном значении референдума, потому что у нас сегодня, по сути, этот институт на всех уровнях парализован. 

Однако, если отмеченные в статье  меры будут доведены до конца, то они могут дать позитивный результат. По крайней мере, какая-то часть аудитории будет удовлетворена.

Если рассматривать эти меры как дополнение к тому, что прозвучало уже в президентской реформе, то да, можно говорить  об ощутимом влиянии. Если рассматривать их отдельно,  как предложения сами по себе, то, скорее это - достаточно косметические шаги. 

Эту статью можно считать программной в смысле предъявления мировоззрения автора, но все-таки не в смысле формирования дорожной карты политической системы. Для того, чтобы стать такой дорожной картой, необходима постановка более радикальных системных вопросов, которые бы касались самой конституции нашего государства.  

В своей четвертой программной статье Владимир Путин предлагает новый современный подход к развитию государственности и демократии. Это развитие демократии в условиях цифрового мира, «Интернет-демократия». Довольно большая часть статьи посвящена использованию новых технологий для обеспечения эффективного контакта власти с обществом. Мы должны создать удобный интерфейс взаимодействия граждан и государства, должны улучшить эргономику пользования государством.

Реализовывать новое взаимодействие гражданина и государства предполагается на всех уровнях. Контакт нужно сделать удобным и на уровне муниципалитетов, самом близком к человеку. Владимир Путин признает, что сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать и предлагает обновить механизмы демократии. Действительно, большая часть демократии - это возможность влияния на власть и процесс принятия решений. Поэтому она должна иметь механизмы диалога и общественного контроля. И именно современные технологии способны помочь решить эту задачу.

В России уже сформирована часть таких каналов обратной связи – работает система «электронного правительства», на нескольких экспертных площадках обсуждаются законодательные идеи и сами законопроекты. Начата работа по формированию «большого правительства», где ведется поиск оптимального взаимодействия простых граждан, аналитиков и власти.

Помимо решения новых задач, которые ставит современный развивающийся мир, новые технологии предлагается использовать и для борьбы со старыми бедами – коррупцией и непрофессионализмом чиновников.

В развитии демократии важна последовательность и системность. Люди всегда готовы к переменам к лучшему, но мало кому хватает терпения на повседневные шаги в этом направлении. Нам свойственна вера в чудо, в то, что одномоментное стечение обстоятельств, универсальный рецепт вдруг изменит картину до неузнаваемости. Но демократия не может копироваться по какому-то внешнему образцу. Мы, конечно, должны использовать успешный опыт других стран, но не можем слепо ему следовать. Трезвая оценка собственных возможностей и своего пути станет способом борьбы с популизмом и безосновательными «хотелками».

В статье говорится и о необходимости повышения роли общественных институтов в развитии новой демократии. А также увеличение прозрачности государственных органов и работы чиновников. Эффективная работа общественных советов при органах власти, четко прописанный механизм влияния на принятие решений, публичность всех стадий этого процесса поможет России трансформировать государственное устройство в новой реальности, реальности, в которой главное - человек.

Путь развития страны, изложенный в статье Владимира Путина, который нам предлагается, непрост, и пройти его мы сможем только вместе, доверяя избранному лидеру и друг другу, сообща находя оптимальные решения и активно участвуя в судьбе общества. Альтернатива этому пути - хаос, которого мы не должны допустить.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".