Статья
2192 4 апреля 2012 18:41

Автопром выдержит ВТО

Автосборочные предприятия смогут продолжить работу на территории России после вступления страны в ВТО.

Такой вывод можно сделать из заявления премьер-министра РФ  Владимира Путина, которое он сделал в Тольятти.

«Условия заключенных соглашений по "промсборке" автомобилей до июля 2018 года меняться не будут. Что касается снижения импортных пошлин на автотехнику, то оно будет растянуто на несколько лет» - заявил Владимир  Путин на совещании по развитию автопрома в условия вступления в ВТО.

Путин пояснил, что имеет в виду вопросы, связанные с присоединением России к ВТО.

«Будем использовать целый арсенал тонкой, гибкой поддержки всех производителей, работающих в России», - сказал Путин.

Он напомнил, что новые условия промсборки были приняты в прошлом году. И задача в данном случае - повысить уровень локализации, стимулировать предприятия к расширению производственных мощностей, созданию научных и инжиниринговых центров, передает «Интерфакс».

«Общий объем инвестиций, заявленный в рамках новых условий промсборки - более 300 миллиардов рублей», - сказал Владимир Путин. По новым условиям промсборки уже подписаны четыре соглашения: с компаниями Nissan, «Мерседес-Бенц тракс», Ford, Volkswagen и General Motors.

«Согласно стратегии развития автопромышленности к 2012 году планируется увеличить производство автомобилей всех типов почти до 4 млн штук, а выпуск легковых автомобилей довести до 3 млн в год», - напомнил Путин.
 

Отметим, что автомобилестроение с участием иностранных инвесторов получило стремительное развитие в России после того, как были введены заградительные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства. Зарубежным автогигантам ничего не оставалось, как открывать сборочные предприятия в российских регионах, чтобы не потерять этот рынок. В итоге в нескольких областях России - в Ленинградской области, в Калужской, в Поволжье - образовались целые автомобильные кластеры, обеспечивающие рабочие места и подъем экономики в целом.

Со вступлением России в ВТО будет меняться политика в отношении ввозных пошлин на многие товары. Однако, как следует из заявления премьера, в ближайшее время для автопрома сильно менятся условия не будут.

Премьер озвучил также одну из мер поддержки отечественного автопрома – в  ближайшее время органы государственной и муниципальной власти должны будут закупать только ту технику, которая произведена в ЕЭП, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти РФ, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии», - сказал Путин на совещании.

Премьер отметил, что это не противоречит принципам и нормам ВТО. Он добавил, что в ходе переговоров по вступлению в ВТО была достигнута договоренность о том, что госзаказ будет регулироваться внутрироссийскими правилами.

«Мы, конечно, будем координировать эту работу с нашими партнерами по ЕЭП: с Белоруссией и Казахстаном», - сказал Путин.

Подводя итог встречи, премьер высказал мнение, что проблемы, возникающие перед российским автопромом в связи с присоединением  к ВТО, могут быть успешно решены без нарушения правил этой организации.

«Мы сегодня с вами говорили о тех проблемах, которые возникают при присоединении России к ВТО, и видим, что все эти проблемы, в целом, могут быть успешно решены при нашей консолидированной позиции и целенаправленных действиях правительства РФ и наших партнеров производителей. При этом не будет никакой необходимости нарушать правила и условия присоединения к ВТО», - сказал Путин.

По его словам, в целом, присоединение России к ВТО создает условия, чтобы российский автопром становился более цивилизованным, работающим по понятным всем правилам, чтобы отрасль развивалась как инновационная и становилась частью мирового автопрома.

Отметим, что в совещании в Тольятти приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров, руководители предприятий российского автопрома, а также иностранных автоконцернов, осуществляющих производство в России, и др.

Перед началом совещания Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в серийное производство семейства автомобилей Lada Largus на конвейерной линии В0. Линия, на которой с 1970 года собиралась «классика», была модернизирована в 2011-2012 годах и переналажена под выпуск автомобилей на предоставленной альянсом Renault-Nissan платформе.

В Тольятти на платформе B0 планируется наладить производство до 350 тысяч автомобилей в год под брендами Lada, Renault и Nissan.

Затраты на создание нового производства, как сообщает пресс-служба правительства, составили около 400 млн евро (25% от этой суммы профинансировал АвтоВАЗ, 50% - Renault, еще 25% - Nissan).

Автомобиль Lada Largus - адаптированный под эксплуатацию в российских условиях лицензионный универсал повышенной вместимости, который будет выпускаться в пассажирском (семи- и пятиместном) и грузовом (фургон) вариантах.

Автоконцерн Renault приобрел блокирующий пакет акций «АвтоВАЗа» (25%+1 акция) в начале 2008 года. Альянс планирует в первом полугодии 2012 года завершить сделку по получению контрольного пакета акций «АвтоВАЗа». После увеличения доли альянса до контрольной у Renault доля в "АвтоВАЗе" может вырасти до 35%, у Nissan - до 15%.

В 2011 году «АвтоВАЗ» реализовал около 609 тыс. автомобилей (в т.ч. свыше 56 тыс. - на экспорт) и около 162 тыс. машинокомплектов (из них на экспорт - более 21 тыс.). К 2020 году на производственных площадях "АвтоВАЗа" планируется производить до 1,2 млн. легковых автомобилей под брендами Lada, Renault и Nissan.

Российский авторынок с объемом продаж в 2,8 млн автомобилей в 2011 году является вторым в Европе после Германии и четвертым в мире после Китая, США и Германии. Объем продаж легковых автомобилей в России по итогам 2011 года составил 2,48 млн штук ( рост на 39,5% по сравнению с 2010 годом); грузовых автомобилей - 128,4 тыс. штук (рост на 61,4%); автобусов - 16 тыс. штук (рост на19,4%); легких коммерческих автомобилей - 172,6 тыс. штук (рост на 25%).
Рыночная доля легковых автомобилей российского производства в 2011 году составила 68,3% (67,9% в 2010 году), из них на традиционные российские марки пришлось 24,6%, на иностранные марки - 43,8%.

Комментарии экспертов

На одном из последних этапов переговоров по вступлению в ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательства по расширению льгот для иностранных производителей и для производителей иностранных компонентов. Суть их заключается в следующем: компоненты, которые поставляются в Российскую Федерацию, облагаются льготной ставкой.

В конечном итоге, это очень серьезный удар по российским производителям, прежде всего, российских марок. Речь идет, прежде всего, о «ГАЗе», «УАЗе». Эти компании, особенно вторая, в лице «АвтоВАЗа», очень серьезно может потерять в случае смягчения таможенных пошлин, а, следовательно, и снижения себестоимости автомобилей. Российская компания уже несколько раз повышала цены. Кроме того, после прекращения действия программы по ликвидации автохлама основной драйвер роста для российского «АвтоВАЗа» оказался исчерпан. Соответственно, резиденту потребуются дополнительные вливания и поддержка с целью вывести новый модельный ряд и запустить его.

Вопросу поддержке российских производителей в контексте вступления в ВТО и будет посвящено совещание с участием премьера. Суть его будет заключаться в дополнительных инструментах. Они могут быть как кредитно-финансовые в лице российских госбанков, так и в лице прямых программ, которые позволят «АвтоВАЗу», «ГАЗу» получить определенные преференции.

Учитывая, что большинство требований и позиция ВТО вступает в силу с определенным лагом, то есть, дан период на адаптацию экономик стран, вступающих в организацию, следовательно, у Москвы будут возможности в ближайшие два года очень серьезно накачать российский автопром, что, судя по всему, будет происходить и с авиапромышленным комплексом. А спустя два года или больше, необходимо будет придумать модели выживания. Судя по всему, для российского «АвтоВАЗа» это будет иностранный партнер в лице «Рено Ниссан». Именно этот партнер станет основой для конкурентоспособности на отечественном рынке.

Российский  автопром никуда не исчезнет. В России достаточно большое количество заводов, на которых делают автомобили. Вопрос в том, где будут разработаны автомобили, которые делаются на этих заводах, и в каком сегменте рынка они будут продаваться. И здесь есть совсем разные направления.

Во-первых, говоря о российском автопроме, как правило, почему-то говорят о легковых автомобилях, забывая, например, про «КамАЗ», в будущем которого мало кто сомневается, несмотря на вступление в ВТО.

Существует автопром оборонный. Не думаю, что ему в ближайшее время что-то грозит, потому что трудно себе представить российские вооруженные силы, которые в массовом порядке закупают автомобили не отечественного производства - это нереально, так не бывает.

И, наконец,  о потребительском рынке легковых автомобилей. Про него обычно говорят, когда речь заходит о том, что российский автопром кончается. На этом рынке главный игрок - «АвтоВАЗ».  Он с самого начала производил зарубежные автомобили. «Жигули» придумали не в России, их придумали на заводе Fiat. Это итальянские машинки, они дорабатывались, реконструировались, морально устаревали, но это с самого начала импортные машины.

Что сейчас происходит такого, в связи с чем имеет смысл говорить, вот российский автопром кончается? Происходит следующее: тот же самый «АвтоВАЗ» будет снова производить автомобили на чужой разработке, то ли французские, то ли японские, то ли франко-японские  - «Largus», который приехал ставить на конвейер лично Путин, это «Renault Logan» только в варианте минивэн. С учетом того, что ВАЗ всю дорогу делал итальянские машины, почему бы ему не делать французские? В чем принципиальная разница? Это всемирно известная модель, адаптированная для России.

Еще один важный момент - машины, которые делают в России, относятся вроде бы к низшей ценовой категории. Но в России существует численно огромная группа потребителей, которая хочет покупать машины еще дешевле.

Люди, которые сейчас покупают «ладовские "семерки"» и «ладовские "Калины"», составляют тридцать с лишним процентов всего авторынка. Совершенно очевидно, что эти люди в ближайшее время никуда не денутся. Этот сегмент рынка останется на долгие годы.

Если существует сегмент рынка, значит, будут существовать и производители, которые в этом сегменте рынка будут что-то делать, что-то выпускать. Есть автопроизводители, которые могут вытеснить отечественных из этого сегмента? Я таковых не вижу.

Что-то сверхдешевое делается в Индии, что-то сверхдешевое делается в Китае, но проникновение всего этого в Россию затруднено.  Периодически мы слышим, что крупнейшие мировые автопроизводители собираются что-то сверхдешевое ставить на конвейер - то японцы, то европейцы - но до сих пор не поставили. Когда поставят, поглядим, может быть, у них получится. На данный момент в этом сегменте рынка у «АвтоВАЗа» монополия, и, вероятно, ситуация останется такой еще много лет. Тогда о каком упадке автопрома мы говорим?

Вступление в ВТО  никак не скажется на автопроме, потому что это сегмент внутрироссийского рынка.  Вступление в ВТО  могло бы несколько снизить цены на ввозимые в Россию импортные автомобили. По самым оптимистичным  подсчетам – в пределах 15%. С учетом разрыва между этим низшим сегментом рынка и всем остальным рынком это ничего не дает.

Мы с вами были бы страшно рады, если бы машины в России стали стоить столько же, сколько они стоят в США (они в два раза дешевле там). Если вы приезжаете в США, то вы там «Toyota Camry» покупаете на наши деньги за шестьсот тысяч. За шестьсот тысяч в России вы покупаете машину эконом-класса в приличной комплектации двумя классами ниже этой самой «Camry». Но вступление России в ВТО, к сожалению, не сблизит российские цены с американскими на значимые величины.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".