Статья
2107 8 июня 2012 21:40

Закон подписан

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"», сообщила в пятницу пресс-служба главы государства.

Сам Владимир Путин заявил, что не видит в нем более жестких положений, чем в аналогичных законах европейских стран.

«Государственной думой принят, а мною сегодня утром подписан закон о митингах и шествиях», - сообщил он совещании по судебной системе в Санкт-Петербурге в пятницу.

По словам Путина, он уже переговорил с председателем совета по правам человека при президенте РФ Михаилом Федотовым.

«Он передал мне некоторую озабоченность неправительственных организаций по поводу этого закона», - отметил Путин.

Как отметил президент, он не только подписал закон, но и внимательно проанализировал материалы, которые прислала Госдума.

«Сравнивая закон с аналогичными законодательными актами других европейских стран - ФРГ, Италии, Испании, Великобритании, Франции, - судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которое было бы более жестким, чем меры, предусмотренные аналогичными законами в странах, которые я назвал», - сказал Путин.

Напомним, что данный закон был принят Государственной Думой 5 июня и одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года.

За несколько минут до полуночи 5 июня Госдума голосами фракции «Единая Россия» приняла во втором и в третьем чтениях резонансный законопроект о существенном повышении штрафов за нарушения в ходе массовых акций.

При голосовании за принятие закона в третьем, окончательном чтении «за» проголосовали 241 депутат при необходимом минимуме в 226 голосов, против были 147, воздержались - 0. Фракции КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР выступили против ужесточения санкций.

Депутаты рассмотрели свыше 400 поправок к тексту законопроекта; его обсуждение продолжалось около девяти часов и вызвало повышенный интерес интернет-пользователей к сайту нижней палаты парламента, на котором велась прямая трансляция заседания.

Утром 6 июня закон был одобрен Советом Федерации.

Согласно новому закону, максимальные штрафы составят: для физических лиц - 300 тыс. рублей (в качестве альтернативы предусмотрены обязательные работы на срок до 200 часов), для должностных лиц - 600 тыс. рублей, для юридических лиц - 1 млн. рублей. Эти санкции будут устанавливаться, если в ходе массовых акций причинен вред здоровью человека или имуществу.

Соответствующие изменения и дополнения вносятся в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Обязательные работы станут новым, дополнительным видом административного наказания. Они, в частности, могут быть назначены за нарушения, допущенные в ходе массовых акций, в том числе, если своими действиями гражданин создал помехи движению пешеходов или транспортных средств или если, например, чье-то действие или бездействие повлекло причинение вреда здоровью человека.

После вступления закона в силу граждане могут быть оштрафованы не только за участие в так называемых «прогулках» и «гуляниях», но и за призывы к участию в них, если в результате были нарушены общественный порядок либо санитарные нормы, функционирование и сохранность объектов жизнеобеспечения или связи либо был причинен вред зеленым насаждениям. В этом же ряду - создание помех движению пешеходов или транспортных средств, ограничение доступа граждан к жилью или транспорту либо к объектам социальной инфраструктуры.

Комментарии экспертов

Большинством закон будет воспринят положительно. На эту тему был очень серьезный глубинный опрос, проведенный ВЦИОМ пару недель назад, который показал, что две трети граждан России поддерживают основные позиции этого закона. Единственный момент, который вызвал у граждан сомнение - это размер штрафов. Но, в конечном счете, мы знаем, в окончательном тексте закона фигурирует не полтора миллиона, а цифра в несколько раз меньше, 600 тысяч и 300 тысяч соответственно для юридических и физических лиц. Поэтому можно сказать, что закон построен точно в соответствии с доминирующим общественным мнением.

Что касается оппозиции, то понятно, что те, кто устраивал погромы как 6 мая, будут очень серьезно думать над тем, стоит ли еще раз такую вещь делать, потому что придется платить довольно большие суммы. Теперь 15 сутками или одной-двумя тысячами не обойдешься. Безобразничать - себе дороже. Поэтому, естественно, я ожидаю, что оппозиция будет продолжать всячески шельмовать этот закон, всячески делать вид, что закон посягает на права граждан.

На самом деле этот закон реально защищает людей, создает более безопасные условия для всех участников массовых мероприятий. Безопасность тех, кто будет участвовать в митингах, резко повысится, что, собственно говоря, от этого закона все и ждут.

Президент – гарант Конституции, поэтому конечно, президент обязан защищать конституционные права граждан. Конституционное право граждан на безопасность - самое важное, самое ценное право. Таким образом, если этот закон решает эту задачу, то конечно же, главный месседж состоит в том, что президент действительно стоит на страже наших конституционных прав. Все разговоры о том, что он мог якобы не подписать, наложить вето – абсолютно безосновательны. Никаких оснований у Владимира Путина не подписывать закон в принципе не было.

Подписание Путиным  данного закона оппозиция восприняла как удар по лицу в свой адрес. Это их сильно разозлит, но и остановит одновременно. Месседж, который Путин посылает оппозиции, заключается в том, что мы не позволим раскачивать ситуацию и совершать революции ни оранжевые, ни снежные, ни арабские, ни какие другие. Всякий, кто поднимет руку на полицейского, будет наказан: сначала получит хороший штраф, потом будет сидеть в тюрьме. Тех, кто намерен натравливать других на полицейских или провоцировать беспорядки, ждет то же самое.

Я бы еще обязал организаторов митингов подавать декларацию о доходах. Общественность имеет право знать, каковы у этих деятелей источники доходов, откуда у них денежки и могут ли они заплатить штрафы. А так - закон соответствует общеевропейским меркам.

Но я думаю, что с практикой правоприменения этот закон будет и дальше развиваться, Нужно вводить и понятие «спонтанной акции», и ее регулирование. Необходимо также несколько либерализовать возможность проведения малочисленных акций, например, для пяти или до десяти демонстрантов. Кроме того, нужно более жестко разделить злонамеренное нарушение и по неосторожности. Злонамеренное должно в данном случае наказываться, а по неосторожности - может быть смягчено.

Конечно, Путин показал, что власть может жестко реагировать на беззаконие. Он показал, что власть имеет силу воли и не позволит нарушат закон. И главное, что никто не позволит оскорблять полицейских. Один из признаков слабости власти, когда позволяют демонстрантам избивать полицейских. Сейчас стало понятно, что наша власть этого не позволит.

С необходимостью принимать закон согласны все, даже тотальные критики режима. Об этом, например, говорили и представители «Справедливой России» на «Открытой трибуне».

Существовали люди, которые просто коллекционировали штрафы по тысячу рублей и хвастались этим в Интернете. Это совершенно недопустимая ситуация. Нужен был закон, который бы охлаждал страсти и отделял тех, кто является, в общем, лояльными гражданами, от тех, кто выступает профессиональным революционером.

Кроме того, необходим был закон, который бы устанавливал ответственность организаторов за то, чтобы они не потворствовали провокаторам. Чтобы они были обязаны взаимодействовать с правоохранительными органами, своевременно выявлять провокаторов и не допустить того, чтобы вся страна становилась заложниками этих провокаторов, когда в силовое спровоцированное противодействие вовлекались люди, пришедшие с женами и детьми на мирный митинг.

Все вышесказанное в качестве цели записано в любом европейском законе. Первоначально наши авторы законопроекта перевели штрафы из аналогичных европейских законов из евро прямо в рубли и получили несуразные цифры. В итоге все эти цифры были приведены к российской ситуации. И когда говорят о том, что штрафы все-таки огромные, на это могу ответить словами из кинофильма «Приключения принца Флоризеля»: «А для того и написано, чтобы не нарушали».

Вопрос теперь переводится в другую плоскость. Теперь необходим общественный контроль за правоприменительной практикой в том, чтобы не имевшие умысла нарушать порядок, невольно вовлеченные в какие-то беспорядки, чтобы они не оказались необоснованно наказанными этими штрафами. Вот и все. Общественный контроль нужен во всех сферах, он должен быть и здесь, чтобы, как говорит Владимир Владимирович Путин, отделить мух от котлет, чтобы можно было отличить тех, кто злонамеренно действовал и в силу этого получил административное, а в ряде случаев уголовное наказание, от тех, которые оказались невольно вовлечены в ситуацию. Наша общая задача - не допустить, чтобы мирные гражданские протесты злонамеренные силы превратили в гражданскую войну. 
 

Последние события показали, что оппозиция не умеет цивилизованно проводить митинги, демонстрации, шествия. Загаженные Чистые пруды, битые омоновцы - все это хорошо известно. Поэтому, конечно же, проект разрабатывался долго, в него были внесены серьезнейшие поправки, они были наверняка согласованы со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с администрацией президента, которая обычно дает отзывы на все законопроекты. Таким образом, считать, что этот законопроект не устраивал администрацию президента или президента, было бы совершенно не верно. Поэтому то, что он подписал этот проект закона, это было ожидаемо, это было совершенно естественно.

Что касается будущих возможных изменений, то никаких послаблений в этот закон вносить нет необходимости. Более того, возможно еще большее уточнение форматов нарушений и введение дополнительных санкций. Никаких послаблений этим нарушителям-провокаторам давать нельзя и необходимо максимально жестоко применять этот законопроект по санкциям, особенно в отношении нарушителей, в том числе, и для депутатов Госдумы. Необходимо обеспечить такое исполнение законов, чтобы провокаторы могли получить свое по заслугам.

Было ясно, закон президент подпишет. Может быть, просто некоторые ожидали, что будут какие-то изменения. Но, я думаю, что Путин совершенно принципиально подписал этот закон. Что касается месседжей, никаких таких замысловатых посланий нет. При этом месседж обществу и оппозиции – он разный. Что касается общества, то Путин считает, что этот закон будет защищать людей от провокаций. Что касается оппозиции, то ее он предупреждает, что протесты допустимы, критика допустима, гражданские акты допустимы, но строго в пределах законодательства. Его месседж простой – насильственные действия будут жестко и бескомпромиссно караться. Поэтому этот месседж к тем, кто, грубо говоря, думает взять его, вновь избранного президента, на испуг. Месседж простой – «на испуг вы меня не возьмете».

Большую часть общества этот закон мало волнует. Давайте называть вещи своими именами. Это - удел политизированной тусовки, столичного политического бомонда и столичных медиа. Большинство населения страны вообще до этого нет никакого дела. В этом смысле я бы обратил внимание на простую вещь: за последние 15 лет вообще за пределами Москвы не проходило ни одной крупной политической акции. Вот эти  небольшие демонстрации в Питере я в расчет не беру. На самом деле все происходит только в Москве. Для подавляющего большинства населения возможность участия в каких-то акциях - это совершенно экзотическая вещь. Ни в каких акциях они участвовать не собирались, не собираются и не будут собираться.

В активных в политических процессах задействовано максимум 1,5-2, может быть 3% от населения страны, даже если принимать во внимание цифры, которые представляет оппозиция относительно масштабности своих митингов.

Другое дело, что существует политическая оппозиция, существуют политики: они борются за власть и должны привлекать к себе внимание. Естественно, они вокруг этого закона устроили достаточно большой скандал. Хотя напрямую этот закон не запрещает ни митинги, ни акции. Он ужесточает ответственность за их проведении в рамках действующего законодательства. К тому же надо различать штрафы, налагающиеся на физических лиц и на организаторов. Штрафы на физических лиц в принципе тоже не маленькие по российским меркам, но не смертельные. А эти стоны на счет того, что вот мол, сейчас народу, материальное положение которого ухудшается, будут запрещать выступать - лукавство. Особенно, если это раздается со стороны либеральных политиков, которые имеют прямое отношение к защите прав крупного бизнеса. Вы с крупным бизнесом переговорите, чтобы они не ущемляли права трудящихся, глядишь, они кризис легче переживут. А заботиться об их возможности выйти на улицы, я считаю, что это цинизм.

Получается, что крупный бизнес, с которым они в хороших отношениях, будет гнобить трудящихся, а либералы будем выступать за то, чтобы этим трудящимся можно было бы выйти на демонстрацию. Это касается, по крайней мере, таких партий, как «Правое дело», людей, которые стоят на страже интересов бизнеса. Вы с бизнесом разберитесь, чтобы не прессовали трудящихся в период кризиса, вот глядишь, все и будет спокойно, если так заботитесь о народе.

Организаторы митингов далеко не всегда могут контролировать численность участников, они не знают, сколько людей откликнется на их призыв. Я уверен, что, например, 6 мая организаторы ждали намного меньше людей. Кроме того, отследить действия разных групп, появление провокаторов - подчас не зависит от желания или нежелания организаторов мероприятия.

Разумеется, вероятность выступления активистов, которые будут провоцировать силовые инциденты, выше на каких-то антисистемных акциях. Просто потому, что  именно на такие акции подтягиваются, в частности, группы анархистов, которые практически всегда нацелены на столкновение с полицией.

Вспомним опыт весьма многочисленных социальных митингов в Греции, в Италии, в других странах, когда рядом с большинством мирных протестующих соседствуют группы таких анархистов, которые превращают эти акции просто в погромы. И, разумеется, они возникают там, где повестка им в той или иной степени близка. То есть, связана с протестом против существующей системы. То есть появление анархистов на митингах «Единой России» или КПРФ в этом качестве гораздо менее вероятно. Поэтому, наверное, идеальный митинг - это все-таки митинг «Единой России» или в крайнем случае митинг Коммунистической партии Российской Федерации, который проходит по заведомо предсказуемому  и понятному сценарию. То есть, где нет политических рисков, из которых может следовать нарушение общественного порядка.

Что касается протестной активности, то она может пойти на спад в связи с летним политическим сезоном. Но в целом ужесточение правил контроля над митингами, я думаю, скорее ее стимулирует. Потому что у протестной среды появляется повестка дня, они получают возможность протестовать против ограничения на протест и получают лишние подтверждения тем стереотипам в отношении действующей власти, вокруг которых они консолидируются.

Логика, в которой закон продвигали его разработчики, говорит о его долгосрочном характере, но на практике было бы разумнее, я думаю, рассмотреть отдельные позиции этого закона, которые вызывают наибольшие вопросы. Такие как принцип ответственности организаторов за те действия, которых они не совершают и  которые они не могут контролировать, или вот этот огромный перепад между штрафами в законе о митингах, и той планке штрафов, которая существует в Кодексе  об административных правонарушениях в целом. То есть либо должна быть согласованность между разными отраслями права, либо надо повышать общую планку штрафов, уровень в целом, либо снижать ее по отдельно взятому этому митинговому  закону. То есть, в общем, я думаю, что вопрос о поправках рано или поздно встанет, но когда именно сказать трудно. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".