Статья
1786 9 июля 2012 15:18

Россия в меняющемся мире

Президент Владимир Путин заявил, что имидж России за рубежом не отражает реальную ситуацию в стране.

«Пока надо признать, что образ России за рубежом формируется в основном не нами. Поэтому искажен и не отражает реальную ситуацию в стране ее вклад в мировую цивилизацию, науку и культуру», - сказал Путин на совещании в МИД в понедельник.

По словам главы государства, «позиция нашей страны в международных делах часто освещается как-то однобоко».

«Те, кто стреляет и постоянно наносит ракетные удары, они молодцы. А те, кто предупреждает о необходимости сдержанного диалога, те вроде как-то в чем-то виноваты», - посетовал Владимир Путин.

«Вина наша с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию. Вот в чем вина», - цитирует президента «Интерфакс».

По словам Путина, не задействован в полной мере и фактор русского языка, являющегося одним из официальных языком ООН.

«Знаю о планах, готовящихся в этой области МИД, Россотрудничеством, Русским географическим обществом и прошу активнее их продвигать», - подчеркнул глава государства. 

Президент также призвал российских дипломатов действовать на упреждение и быть готовыми к любому варианту развития международной обстановки, даже самому неблагоприятному.

«Надо активнее влиять на ситуацию там, где напрямую затрагиваются российские интересы. Действовать на упреждение. Быть готовыми к любому варианту развития обстановки - даже самому неблагоприятному», - заявил он.

Путин отметил, что для российской дипломатии «на первый план выходит способность оперативно и компетентно анализировать происходящее, давать своевременный прогноз».

«Нельзя только пассивно наблюдать за событиями или, как принято писать в ведомственных телеграммах, - "отслеживать" их развитие», - подчеркнул президент.

Он также отметил, что российский бизнес на внешних рынках зачастую сталкивается с необоснованными ограничениями, поэтому нуждается в постоянной поддержке со стороны дипломатического корпуса.

«О ресурсах экономической дипломатии мы говорим давно, но кардинальных изменений не добились», - констатировал Путин.

По словам президента, «на внешних рынках российский бизнес сталкивается с необоснованными ограничениями, и это особенно заметно в условиях, когда мировое хозяйство охвачено метастазами кризиса и нормой становится протекционизм».

Путин подчеркнул, что российская внешняя политика не предполагает изоляционизма, она предусматривает интеграцию в мировое пространство. 

«Внешняя политика России была, есть и будет самостоятельной и независимой, она последовательна, сохраняет преемственность и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии цивилизации», - заявил президент. 

Путин добавил, что на нынешнем этапе постоянный и доверительный диалог между Россией и США приобретает дополнительное значение в мировой политике.

«С учетом статуса России и США как крупнейших ядерных держав от наших стран, безусловно, зависит решение многих глобальных и региональных проблем. В период сложности в международных делах постоянный и доверительный диалог между нами, безусловно, приобретает дополнительное значение», - сказал глава государства.

Он напомнил, что недавно встречался в мексиканском Лос-Кабосе с президентом США Бараком Обамой.

«Мы подтвердили заинтересованность, опираясь на достигнутые в последние годы позитивные сдвиги, выстраивать конструктивную, предсказуемую и взаимовыгодную модель сотрудничества», - отметил Путин.

«Она не имеет ничего общего с изоляционизмом или конфронтацией и предусматривает интеграцию в глобальные процессы», - подчеркнул глава государства. 

В то же время он заметил, что Россию не может не беспокоить принятый в США новый антироссийский закон («закон Магнитского»), а также попытки Вашингтона нарушить стратегический баланс сил.

«Сейчас в США горячая пора предвыборной кампании, и велик соблазн заработать дополнительные очки на жестких высказываниях, вспомнить идеологизированные стереотипы и фобии, от которых давно пора бы было отказаться. Мы все это видим, не драматизируем», - заявил Путин.

«Но, по большому счету, замена антисоветской поправки Джексона-Вэника на уже антироссийский закон или взятый курс через создание системы ПРО нарушить стратегический баланс не может нас не тревожить», - подчеркнул Путин. 

Кроме того, президент обвинил Запад в попытках сохранить свое влияние путем так называемых гуманитарных операций, экспорта «ракетно-бомбовой демократии» и вмешательстве во внутренние конфликты.

«Многовекторность мирового развития, обострившиеся вследствие кризиса внутренние социально-экономические неурядицы в развитых странах, ослабляют доминирование так называемого исторического Запада», - заявил Путин.

«Это уже факт. Отсюда - попытки отдельных участников международной политики сохранить свое привычное влияние, любым путем извлечь для себя геополитические выгоды», - подчеркнул президент России.

«Это проявляется в так называемых гуманитарных операциях, экспорте "ракетно-бомбовой демократии" и вмешательстве во внутренние конфликты, в частности, порожденные "арабской весной"», - отметил Путин.

Он добавил, что западные страны «часто прибегают к односторонним действиям - вопреки нормам международного права».

Президент заявил о необходимости не допустить повторения в Сирии ливийского сценария.

«Мы видим, насколько противоречиво и разбалансировано идет процесс реформ в Северной Африке и на Ближнем Востоке», - сказал глава государства.

«Трагические ливийские события, безусловно, стоят перед глазами, и, безусловно, их повторения нельзя допустить в других странах, например в Сирии», - подчеркнул он.

Владимир Путин также сообщил, что Россия усилит координацию действий с Китаем и Индией по международным вопросам.

«Важнейшее значение имеет стратегическое и практическое взаимодействие с Китаем. Мы намерены уделять особое внимание углублению всех форм сотрудничества с китайскими партнерами, включая координацию действий по международной повестке дня», - сказал глава государства.

«Это относится и к другим быстро растущим и набирающим политический вес азиатским государством, в первую очередь нашему давнему другу - Индии», - отметил президент. 

Говоря о Европе, Путин заметил что уровень сотрудничества России и ЕС не соответствует потенциалу сторон, и предлагает европейцам создать единый рынок, простирающийся от Атлантики до Тихого океана.

«Мы с Европой могли бы поставить амбициозную цель - построение единого рынка от Атлантики до Тихого океана объемом в триллионы евро», - сказал глава государства. 

Затрагивая тему об интеграции на пространстве Евразии, Путин выразил сожаление о том, что Украина все еще остается вне интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического пространства.

Он отметил, что по оценкам независимых экспертов присоединение Украины к этому процессу, «безусловно, дало бы и Украине, и всему процессу дополнительную динамику, безусловно, было бы положительным с экономической и социальной точек зрения».

Касаясь возможного присоединения Украины к ЕЭП, Путин заявил, что «это, безусловно, суверенный выбор украинского народа и украинского государства во главе с действующим руководством, и мы будем относиться к этому выбору с уважением».

«Мы будем искать любые формы сотрудничества - самые оптимальные и подходящие для того, чтобы это сотрудничество не увядало, а, наоборот, активно развивалось», - подчеркнул президент.

Он отметил также, что Москва будет всячески поддерживать интеграционные процессы среди бывших республик СССР. «Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ - это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на стратегическую перспективу», - подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, «движущей силой интеграции, безусловно, является тройка Россия, Белоруссия и Казахстан, сформировавшие Таможенный союз и приступившие к работе в формате единого экономического пространства, и будем вести дело к созданию Евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции».

Как отметил глава государства, «предстоит объединить в общий рынок 165-170 миллионов потребителей, принять общее экономическое законодательство, обеспечить свободный обмен капиталами, услугами и рабочей силой».

Напомним, Владимир Путин в понедельник выступает на совещании послов и постоянных представителей России, которое проходит в российском министерстве иностранных дел.

Встречи в таком формате проводятся регулярно с 2002 г. раз в два года. Основной их целью является уточнение задач российской внешнеполитической службы с учетом особенностей текущей международной повестки дня и внутренних процессов в стране. Главным элементом традиционно становится выступление президента, который обозначает основные приоритеты во внешней политике государства и расставляет акценты деятельности внешнеполитической службы на ближайший период.

В мероприятии принимают участие руководство МИД, правительства, палат Федерального собрания, министерств и ведомств, участвующих в международной деятельности, представители общественных организаций, средств массовой информации, научных и деловых кругов.

Как сообщили в Кремле, тема нынешнего, шестого по счету, совещания, которое проводится с 9 по 11 июля с.г., - «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности». Ожидается, что в общей сложности в нем примут участие более 500 человек.

Комментарии экспертов

Во-первых, так называемое «дело Магнитского» и соответствующие санкции являются поводом для беспокойства российской элиты, которая в целом до сих пор ориентирована на Запад и регулярно демонстрирует США и Европе готовность сотрудничать.

Другое дело, что Вашингтон и Брюссель не склоны принимать Россию в семью цивилизованных западных народов и всячески демонстрируют ей второстепенность позиций. «Дело Магнитского» призвано оказать давление на российскую элиту, заставить ее пойти на попятный, отказаться от претензий на статус великой державы и вернуться в русло западного курса.

И действительно, это определенное давление, если и не приносит успеха, то по крайней мере является весьма и весьма неприятным и болезненным для российской элиты, которая привыкла держать свои деньги в западных банках, которая привыкла отдыхать на европейских курортах и прочее.

Заявление Владимира Путина является зондирующим. С одной стороны, он продемонстрировал, что Россия недовольна данными санкциями и достаточно прозрачно намекнул на то, что мы оставляем за собой право контригры на этом направлении.

С другой стороны, его заявление носило примиренческий характер. Это в какой-то мере было сигналом Западу, что российские элиты договороспособны и тут в принципе возможны определенные компромиссы.

Но я боюсь, что цена компромисса будет очень высока. В частности, я почти уверен, что Запад потребует сдачи Сирии, определенных бонусов в экономическом плане в русле вступления России в ВТО и в плане мер по безопасности. Не знаю, насколько эти требования покажутся приемлемой ценой за «худой мир» для российской элиты.

Своим выступлением Путин посылает два сигнала. С одной стороны, сигнал о том, что Россия при необходимости может занять достаточно жесткую позицию. А второй сигнал – что мы предлагаем Западу поискать компромисс. Как это будет воспринято уже американскими и европейскими элитами, не знаю.

В российской внешней политике преемственность полностью обеспечена. Будет реализовываться та внешняя политика, которая реализовывалась при Дмитрии Медведеве и при Владимире Путине.

Могут меняться какие-то акцентировки, нюансы. В частности, сначала мы действовали по Ливии вместе с западными странами, потом разочаровались, и сейчас по Сирии идет противоречивое сотрудничество с элементами борьбы и противостояния. Но в целом стратегически эта линия будет продолжена.

Основные приоритеты заключаются в том, что Россия стремится к укреплению международного мирового права и международных организаций, таких как ООН, и стремится минимизировать применение силы в международных отношениях. 

Россия поддерживает конструктивные отношения со всем партнерами. Приоритетом номер один пользуются ближайшие соседи – страны ЕврАзЭс. Приоритетом номер два – страны Евросоюза и Китай. Эта линия будет продолжена.

Сейчас из-за экономического кризиса возникает необходимость больше сотрудничать. Это новая ситуация. Меняются в некотором смысле вызовы. Соответственно, если меняются вызовы – меняется тактика. А стратегия остается прежней. 

Президент Владимир Путин, выступая на совещании в МИД, призвал российских дипломатов действовать на упреждение и быть готовыми к любому варианту развития международной обстановки, даже самому неблагоприятному. Я думаю, что это связано с целым рядом очевидных тенденций, в первую очередь с ситуацией вокруг Сирии. Очевидно, что в Вашингтоне для себя решение приняли, но Китай и Россия не дают на него «добро». Россия объявила, что наложит вето в Совете безопасности на введение войск в том или ином виде.

В итоге Российскую Федерацию обвиняют в том, что она мешает освободить очередной ближневосточный народ от кровавого диктатора.

История с перевозкой отремонтированных вертолетов показывает, что у Запада очень много рычагов воздействия на нашу страну. У судна, например, могут отозвать страховку. Поскольку страхуется большинство судов у известных компаний в Лондоне, а не в России, то этот рычаг можно задействовать, или пригрозить заморозить счета в западных банках на все корреспондентские счета фирм, которые поставляют оружие Сирии. Можно потом долго разбираться, правильно или неправильно это сделано, поставляет или не поставляет оружие, но команда на замораживание счетов идет моментально и моментально выполняется.

Жесткие заявления российского руководства связаны также с шантажом со стороны США с бывшей поправкой Джексона-Вэника, а теперь уже со «списком Магнитского». Насколько бы Россия велика не была, но что она может противопоставить, если каких-то людей будут вносить в эти списки? А ведь реагировать как-то нужно. Вносить членов Конгресса США в черный список не въездных в Россию? – Но они особо и не ездят в Россию и не стремятся.

Можно сказать, что усиление антироссийской риторики перед американскими выборами со стороны республиканцев – явление обязательное. Но что тут Обама может предложить? Чем он ответит? Перезагрузкой? Тогда ему скажут, что от перезагрузки «мы особых плодов не видели, а вот Путина мы же не хотели, а ты допустил, чтобы он стал президентом, вот и вся твоя перезагрузка».

Надо думать, что антироссийская риторика, которая и так осторожно присутствует в словах Обамы, но очень определенно в словах Клинтон, ближе к осени усиливаться. Наверное, есть еще какие-то факторы и тенденции, менее заметные внешнему наблюдателю, которые позволяют Путину предупреждать дипломатов, что нужно готовиться к серьезным проблемам на дипломатическом фронте.

Мера уступок Западу со стороны России во многом исчерпана. Фактически и база в Ульяновске, перевалочная она или не перевалочная, но она вызывает гигантское раздражение во всей левой и патриотически настроенной общественности, а это, конечно, уступка американцам. Но что дальше? Что еще уступать? Уже некуда отступать. В США никогда не бывают довольны наличным числом уступок и не скрывают этого.

Так что заявления руководства страны связаны с общим усилением международной напряженности, с прогнозируемым вторжением в Сирию и с общим фоном критики, усиливающейся в отношении России в предвыборный период в США.

«Новые возможности», «меняющийся мир» - это традиционные фразы, которые используются в официальной внешнеполитической документации. Не нужно придавать им большого значения. Новые возможности России в меняющемся мире обсуждаются на протяжении уже лет пяти-семи. Они периодически именно в таком контексте формулировки подавались и в выступлениях Лаврова. 

Два последних президента – Владимир Путин и Дмитрий Медведев – неоднократно обращались к вопросу о новых возможностях и о месте России в глобальном мире. Более того, эту тенденцию задал еще предшественник Лаврова на посту главы МИД Игорь Иванов. Он тоже размышлял на тему роли России в меняющемся мире. Под этими фразами подразумевается корректировка позиции России в соответствии с меняющимися возможностями ее внутреннего потенциала – экономическими ресурсами, военными и т.д. И Россия, великая держава, пытается определиться с тем, кто она сейчас – региональный игрок или крупный игрок, претендующий на восстановление статуса великой державы, символ международной политики. 

Почему такое определение затянулось? Возможно, это связано как с издержками роста России, так и с изменениями международной ситуации. Кроме того, в первую очередь подобная формулировка – удобная для МИДа словесная формула, которая является не более чем вводной для последующих заявлений и президента и главы внешнеполитического ведомства.

Что касается новых возможностей – я думаю, политика не очень поменяется по сравнению с периодом Медведева. Будет продолжен тот же вектор, может быть, позиция России на международной арене будет более диверсифицированной. Ждать каких-то резких движений или смены вектора достаточно сложно. 

Что касается влияния России на международную ситуацию – Россия сама сейчас способна действовать достаточно активно. Экономические проблемы Евросоюза и других регионов не скажутся на нашей международной деятельности. Все будет зависеть от выбора Кремля, а также от того, насколько эффективными будут внешнеэкономическая линия России и возможности расширения торгово-экономических связей с регионами мира. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".