Статья
1686 30 июля 2012 11:19

Взросление демократии

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, находясь в Лондоне на Олимпиаде, ответил на вопросы газеты «The Times», где высказал свою позицию по ситуации в мире и по внутриполитическим вопросам.

В частности, премьер считает, что Россия и Великобритания обречены на сотрудничество, а трудности в отношениях носят временный характер, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«У нас был период напряженности, но в истории наших стран это бывало. И не один раз. И каждый раз государства и их лидеры находили в себе силы эту страницу перевернуть и смотреть в будущее. От российско-британских отношений многое в мире зависит... Но никакие кратковременные отношения не должны отменять главного: мы просто обречены на сотрудничество по самым разным направлениям», - сказал Медведев в интервью.

По его словам, сложные вопросы в двусторонних отношениях существуют и сейчас, но, убежден Медведев, «на них не нужно делать упор».

«В противном случае все может зайти в тупик. Да и эти трудности, на мой взгляд, носят преходящий характер и ничего особенного из себя не представляют»,- сказал он.

Что касается отношений с США, то премьер-министр РФ не видит изменений в политике России в отношении с этой страной и благодарен президенту Бараку Обаме за поддержку страны при вступлении в ВТО.

«Я не считаю, что мы вступили в какую-то другую полосу, что Россия стала проводить более жесткий курс по отношению к Америке, как это иногда утверждается в СМИ, что приоритеты изменились, что перезагрузка закончилась и она ничего не принесла. Это неправильно», - цитирует Медведева «Интерфакс».

Он напомнил, что результатом перезагрузки стало заключение Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, «который сейчас определяет конфигурацию наших взаимоотношений на ближайшие годы, несмотря на то, что по ПРО наши позиции расходятся».

Кроме того, по его словам, администрация Обамы – «первая американская администрация, которая помогла России вступить в ВТО. «Я за это всегда буду благодарен Бараку Обаме. Он занял честную позицию. Я помню, мы с ним ехали в машине и он сказал: "Знаешь, я тебе помогу вступить в ВТО". И он это сделал. Такие вещи не забываются. Это означает, что он привержен своему слову», - сказал Медведев.

По его мнению, последние несколько лет в истории российско-американских отношений были самыми продуктивными. «Я рад, что в этот период мне довелось работать президентом и мы вместе продвигали тему перезагрузки с президентом Обамой. Считаю, что мы многого достигли, несмотря на то, что остаются реальные расхождения по целому ряду вопросов», - отметил российский премьер.

Он выразил надежду на то, что у президента Владимира Путина с Бараком Обамой тоже сложатся «рабочие, товарищеские отношения». «Собственно говоря, так и происходит. И я, естественно, по мере сил, в рамках существующих конституционных полномочий, буду вносить в этот диалог свою лепту», - сказал Медведев.

Не обошлось без обсуждения сирийской тематики. Глава правительства считает, что потенциал плана Аннана по Сирии не исчерпан. «Я считаю, что потенциал плана Кофи Аннана не исчерпан, именно потому, что это политический план и мирный план. Мы обязаны кооперироваться и продолжать консультации по этому поводу», - заявил он.

Медведев отметил, что, несмотря на кажущиеся расхождения в позиции России, Великобритании и США, «они не так сильно расходятся, как об этом принято говорить».

По его словам, все внешние игроки признают, что самым плохим вариантом развития событий стала бы «полноценная гражданская война». Различие состоит в том, что Россия признает переговоры единственным инструментом разрешения конфликта, а наши партнеры призывают к более решительным действиям.

«Здесь возникает вопрос, где заканчиваются просто резолюции и начинаются военные действия. Мы все это наблюдали в период, когда принимались резолюции по Ливии. В конечном счете все закончилось, по сути, международной интервенцией. Это плохой путь, он никому не нужен. Меня в этом заверяли и президент Обама, и премьер Кэмерон», - подчеркнул российский премьер.

Что касается внутренней политики, то Медведев поделился своими планами  на будущее. Он не исключает, что будет вновь баллотироваться на пост президента страны.

«Я никогда не исключал для себя, что в будущем (пока я не собираюсь уходить из политической жизни) я буду баллотироваться в президенты. Если, конечно, это будет интересно нашим людям», - заявил глава российского правительства.

«Если нашим людям это надоест и они скажут мне "good bye", в этом случае я займусь написанием мемуаров. Но я уверен, что пока ни мне, ни той политической силе, которую я представляю, нет никакого резона уходить из активной политической жизни. Поэтому я для себя, конечно, ничего не исключаю. Я и сейчас нахожусь в гуще политической жизни, я и сейчас много работаю и в дальнейшем собираюсь поступать точно также», - сказал Медведев.

Премьеру был задан вопрос по новому закону об НКО. Медведев сказал, что не видит отката к тоталитаризму в российском обществе и считает, что новый закон не ухудшит их положение в РФ.

«Если говорить о нашем законодательном поле, за последние несколько месяцев ничего особенного не случилось. Но если тот или иной человек хочет получить доказательства, что Россия вновь устремилась к тоталитаризму, наступает на гражданские права, то, конечно, их можно найти где угодно - в любом обществе и в любой стране», - сказал он.

Касаясь закона об «иностранных агентах» премьер отметил, что он «в абсолютном объеме своей нормативной части, соответствует целому ряду иностранных законов, включая известный американский закон».

«Сама по себе конструкция иностранных агентов не означает, что это какое-то обвинение. Ни в коей мере. Это просто констатация того, что та или иная неправительственная организация получает деньги из-за рубежа. Ни одно государство к этому не относится безразлично, потому что когда из-за рубежа поступают деньги на ведение политической деятельности, в принципе это вызывает вопросы во всех государствах - и в Британии, и в США», - подчеркнул глава правительства РФ.

«На мой взгляд, там нет конфликтного потенциала. Но если все же там какие-то проблемы возникнут, ну, законодатели это могут откорректировать. В том числе та же самая основная наша партия, которая имеет большинство в Государственной думе, и которая голосовала за этот законопроект», - сказал премьер, который также является председателем партии «Единая Россия».

По его мнению, российское гражданское общество становится более зрелым. «Я могу сказать, что когда я избирался президентом в 2008 году, уровень развития нашего гражданского общества был менее высоким, чем сегодня. Наше гражданское общество сегодня стало куда более развитым, диверсифицированным, многоликим и гораздо более активным. Это и есть взросление демократии и развития гражданского общества», - сказал Медведев.

В частности, он позитивно отнесся к тому, что людям оказались небезразличны результаты выборов в Госдуму и выборы президента, что привело к всплеску «небывалой гражданской активности». «Это не значит, что я согласен со всем, что говорилось в этот период или с определенными обвинениями, которые следовали в адрес властей. Но в любом случае хорошо то, что люди активно проявляют свою позицию, конечно, до тех пор, пока это существует в рамках закона», - заметил премьер.

Он указал на то, что пакет законодательных инициатив, которые он сформулировал в декабре, также был направлен на развитие гражданского общества. «Поэтому, когда сейчас говорят, что Россия по каким-то причинам откатывается назад, что она свернула с пути демократических преобразований, мне это кажется довольно смешным. Мы за последние годы не просто упрочили фундамент политической системы, но еще и изменили ее. И у нас теперь абсолютно другие правила деятельности политических партий, а губернаторы снова будут избираться», - заключил Медведев.

Премьеру был задан вопрос по коррупции. Он в ответ признал, что несмотря на принятые законодательные меры, особых успехов в борьбе с коррупцией пока нет.

«Мы создали антикоррупционное законодательство, есть тысячи возбужденных уголовных дел против чиновников, значительная часть которых заканчивается реальными сроками. Достаточно ли этого? Нет, недостаточно! Надо копать глубже, надо привлекать к ответственности и надо совершенствовать институты», - считает Медведев.

Высказался премьер и по поводу дела Pussy Riot. «К этому нужно относиться спокойно. Разве есть приговор? Его нет. Идет следствие. Конечно, позиции разные. В некоторых странах за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой. Не говоря уже, что в определенных политических условиях, такая деятельность могла весьма печально закончиться для тех, кто ее осуществлял бы, находясь в пределах того или иного храма. Неважно, кстати говоря, какой конфессии», - сказал Медведев.

Он признал, что это дело вызвало широкий резонанс в обществе, «потому что оно касается понимания прав и свобод личности». «Всегда будет разница в восприятии того, что позволено и не позволено с моральной точки зрения. А где нравственные проступки перетекают в разряд уголовно наказуемых действий - это предстоит определить суду. Именно суд должен принять решение о том, есть ли здесь состав преступления или его нет», - подчеркнул премьер.

«Если его нет, то значит, тем, кто осуществлял известное действо, повезло. Они прославились, но ответственности не понесли. Хотя, конечно, и сейчас то, что часть этих девушек находится в тюрьме - это уже довольно серьезное испытание для них и для их семей», - заметил Медведев.

Отметим, что слушания дела Pussy Riot по существу начинаются сегодня, 30 июля в Хамовническом суде Москвы.

Комментарии экспертов

Многие вопросы являются продолжением созданного еще в период президентства Медведева мифом о том, что между Путиным с Медведевым идет противостояние. Например, когда Совет Федерации не принял закон о едином дне голосования, многие писали, что это произошло потому, что его вносил Медведев.

На самом деле это преувеличение. Медведев всегда был частью команды Путина. Конечно, между ними были какие-то тактические разногласия, но принимать Медведева как альтернативную Путину фигуру – абсолютно бессмысленно.

Медведев является частью действующей политической системы, членом путинской команды и всегда им был. Именно Путин привел Медведева в политику, и Дмитрий Анатольевич это помнит.

Я думаю, что вопросы задавались как раз с надеждой на то, чтобы подлить маслица в огонь этих историй, что у Медведева и Путина по-прежнему конфликты.

С Медведевым связано такое запущенное слово как «оттепель», многие избирательные законы вносились Медведевым. И сейчас кое-кто рассчитывал, что Медведев скажет, что он против недавно принятых законов, они неправильные и так далее. Медведев как часть команды Путина говорит прямо противоположные вещи.

Многие начинают спрашивать: а заявление Медведева о выдвижение в президенты не является частью конфликта в тандеме? Думаю, что как раз не является.

Убежден, что исполнительная власть должна понимать, что все равно градус конкуренции в политике нужно повышать, это вещь неизбежная. Политическая система уже не может развиваться по старой логике. Это означает, что и выборы президента вполне могут быть более конкурентными. Это вовсе не означает, как говорят, что «Путин пришел на 12 лет».

Каков будет состав претендентов на президентский пост – непонятно, и сейчас сказать очень сложно. Я совершенно не исключаю, что Медведев будет там в качестве нового кандидата.

Важно, чтобы сама власть понимала, что эта конкуренция должна носить системный характер - когда политические силы действительно конкурируют, но они не нацелены на уничтожение друг друга.

К сожалению, мы видим сейчас, что многие пытаются завернуть развитие нашей политической системы в сторону конкуренции по аналогу «красных и белых», когда один побеждает и уничтожает противника. Но это абсолютно глупая бесструктурная схема.

Наша политическая задача очень проста: нужна конкуренция, не ориентированная на уничтожение, когда победитель получает все и уничтожает проигравшего. В этом плане я являюсь сторонником создания в России двухпартийной системы.

Считаю, что раз Медведев возглавил «Единую Россию», а Путин оставил за собой «Народный фронт», то, может быть, из этого в течении нескольких лет удастся как раз создать две политические силы, которые вполне могли бы попробовать конкурировать друг с другом на парламентских выборах, и это не было бы расколом элиты.

Это, наоборот, было бы нормальной системой конкуренции, когда разные партии придерживаются центристских взглядов, но одна - чуть левее, а другая - чуть правее. Такая политическая модель стратегически нужна Российской Федерации.

Мне кажется, что Медведев говорит именно об этом. Его слова не стоит воспринимать, как то, что у нас с Путиным конфликт, завтра опять начну вести себя как претендент в президенты. Нет. Речь идет о перспективном планировании на ближайший избирательный цикл, в конце которого, возможно, у нас появится действительно более конкурентная политическая система, при этом не нацеленная на уничтожение страны, что очень важно.

Заявление Медведева, что он в будущем готов баллотироваться в президенты, вполне естественно. Медведев – политик опытный, уже известный в России. Он был президентом, сейчас работает премьер-министром, возглавляет правящую партию.

Естественно, с таким опытом и с такими позициями человек вполне рассчитывает на то, что в будущем он сможет вновь баллотироваться на пост президента. У нас, в отличие от Америки, Конституция позволяет баллотироваться вновь и вновь, что совсем недавно продемонстрировал сам Владимир Путин. И возраст это Медведеву позволяет.

То, что Медведев откровенно говорит о своих намерениях – это правильно. Стесняться этого не нужно, а политика для того и существует, чтобы действовать, для того, чтобы претендовать на власть. А у Медведева, как ни у кого другого в России, как раз и прав на это больше, и шансов больше.

К тому же он демонстрирует, что работает в тандеме. Он защищает те законы, которые, были недавно приняты. Этот ажиотаж вокруг вновь принятых законов, по поводу НКО, по поводу возвращения в Уголовный кодекс статьи о клевете, о запрете некоторых сайтов, мне кажется искусственно раздутым. Люди поднимают панику, не вникнув в суть этих законов.

Смысл законов прост и ясен – они все направлены на то, чтобы утвердить в России порядок цивилизованной свободы.

Возьмем закон о митингах: штрафы, которые были раньше – 1-2 тысячи рублей – что это такое? Это явная провокация правонарушений, потому что за такие деньги бросить какую-нибудь бутылку, устроить беспорядки, не подчиниться требованиям полиции может позволить себе практически каждый. Теперь все это будет значительно дороже. Закон направлен на то, чтобы обеспечить безопасность и порядок участникам этих митингов.

Или закон об НКО. Информация о том, что некая некоммерческая организация существует на иностранные деньги очень важна для граждан страны, если это НКО принимает участие в политике.

Возвращение статьи о клевете в Уголовный кодекс одновременно сопровождается тем, что наказание в виде лишения свободы отменяется, а наказание в виде крупного штрафа остается. Поэтому у Медведева есть все основания сказать, что это никакой не возврат к тоталитаризму. Это просто введение цивилизованных мер, позволяющих ввести свободу в законные рамки.

Очень своевременно прозвучало и заявление Медведева о том, что если к 2018 году мы не достигнем договоренностей по ПРО, может наступить новая гонка вооружений. Это правильно, потому что американская позиция по поводу развития ПРО жесткая, никакие аргументы с нашей стороны не принимаются.

Американцы хотят нарушить баланс, нарушить структуру и архитектуру международной безопасности. Если это будет продолжаться, то у России нет другого выхода, как начать серьезно трудиться над тем, чтобы добиться нового баланса на основе нового количества и нового качества своих вооружений - наступательных и оборонительных. Это неизбежно обернется гонкой вооружений.

Причем если во время холодной войны такая гонка была понятна и оправдана, поскольку одно из государств придерживалось идеологии мировой революции, уничтожения капитализма как несправедливого строя, то сегодня резонов для такой гонки нет.

Медведев прав. Он уже заранее предупреждает Соединенные Штаты о том, что ответственность за новый виток гонки вооружений ляжет прежде всего на них.

Такое ощущение, что власть при помощи мировой общественности совершает сейчас простой, но очень эффективный информационный маневр.

Дело в том, что в последнее время в контексте закручивания гаек властью было предпринято очень много шагов, но при этом все внимание СМИ сейчас концентрируется на ситуации вокруг Pussy Riot.

На задний план уходят гораздо более существенные институциональные изменения, которые предприняты в сфере НКО и прочего. А на первый план выходит как раз ситуация вокруг этой «панк-группы».

Складывается впечатление, что вся политика сводится к процессу против Pussy Riot. Когда скандал пройдет свой пик, тогда уже ничто не помешает власти либо дать этим девушкам условный приговор, либо дать жесткий приговор, но президенту сразу же их помиловать.

Скандал сойдет на нет, и возникнет иллюзия исчезновения напряженности. Так что концентрация внимания на скандале вокруг Pussy Riot носит отчасти искусственный характер. Создается впечатление, что, желая или не желая, но западная общественность подыгрывает российской власти, а российская власть искусно этим пользуется.

Что касается ужесточения законодательства на системном уровне, здесь мы видим, что власть и группа поддержки остаются при своих и уже тасуют колоду аргументов, которая выкладывалась в самом начале. Российская власть утверждает, что данное законодательство соответствует зарубежному, в первую очередь американскому, а западные круги утверждают, что данное законодательство не соответствует западному, и в первую очередь американскому.

Из последних аргументов можно взять онлайн-интервью американского посла Макфола, где он изложил аргументацию, уже звучавшую ранее и не раз – что по американскому законодательству «иностранным агентом» считается лицо, которое официально действует от имени каких-то иностранных кругов.

В этом плане Медведев ничего нового в интервью не сказал. Он озвучил ту позицию, которую занимает российская власть, и те аргументы, которая российская власть изложила еще до принятия законопроекта.

Что же касается Pussy Riot, здесь ситуация существенно разнится. В светском государстве такой поступок трактуется либо как неэтичное выражение собственной точки зрения, либо как административный проступок. А в клерикальном государстве такой поступок трактуется как очень тяжелое преступление, которое должно повлечь очень серьезное наказание.

Из-за ситуации вокруг Pussy Riot Россия оказалась в подвешенном положении: в зависимости от исхода этого дела станет ясно - Россия является светским государством, или в последнее время в российскую политическую и юридическую практику заметно проникли элементы клерикализма.

Все будет зависеть от исхода дела, причем от исхода дела не фактического (то есть не то, что девушкам вынесут серьезный приговор, а потом они будут помилованы), а от исхода дела юридического (то есть какой приговор де-юре они получат). Вот этот приговор и станет ответом на этот вопрос.

Для Дмитрия Медведева очень важно позиционировать себя как действующего политика. Не как человека, который, отслужив срок, уступил возможность баллотироваться в президенты Владимиру Путину, а как политика, который имеет свою собственную политическую траекторию, свое собственное видение политических проблем. И отчасти этой политической траекторией является не уход, а возвращение на пост президента.

При этом я думаю, он действительно считает, что после того, как Владимир Путин побудет на посту президента, они как члены команды посмотрят, чей рейтинг выше, и примут решение, кто от них пойдет на пост президента. Собственно, так это и было на переломе 2011-2012 годов. Думаю, четыре года назад у них была договоренность о том, что решение будет принято на основании рейтинга. Хотя Медведеву было очень трудно принять такое решение, согласиться с этим.

И для него очень важно себя показать как прогрессивного премьера, показать свою политическую перспективу. Эти слова главы правительства подтверждают достаточно простую формулу выбора между Путиным и Медведевым, которую они исповедовали осенью 2011 года – идет тот, у кого рейтинг выше. У кого рейтинг ниже, тот уступает.

Важно отметить и то, что Дмитрий Медведев как член команды имеет ответственность за нынешний политический курс, в том числе за те законы о коррекции политической системы, которые вызвали резкие обвинения со стороны оппозиции.

Медведев не подвергает критике решения Владимира Путина. Он разделяет их как член этой команды. В соответствии с этим он продвигает и защищает те законы, которые были приняты с целью укрепить политическую систему от атак со стороны радикальных группировок, особенно поддержанных извне.

Мы видим, к каким последствиям может привести активизация радикальных группировок в Сирии, поддержанных извне. Понятно, что если не давать отпор сейчас, это может зайти достаточно далеко.

Это важная составная часть политики нынешней реформы. И Дмитрий Медведев, может быть, не соглашаясь в чем-то конкретно, тем не менее полагает, что политический путь России – демократизация. Так что то, что касается обвинений в тоталитаризме – это просто глупость и чудовищная политологическая безграмотность.

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".