Статья
1449 8 августа 2012 20:52

На Украине разобрались с языком

Президент Украины Виктор Янукович подписал закон «Об основах государственной языковой политики», значительно расширяющий сферу применения русского языка в стране, сообщает пресс-служба главы государства.

Кроме того, он поручил кабинету министров создать рабочую группу для разработки предложений по совершенствованию законодательства о порядке применения языков на Украине.

Рабочая группа должна быть создана с привлечением общественности, известных деятелей образования и культуры, специализирующихся на языковых вопросах.

В поручении отмечается, что целью деятельности создаваемой рабочей группы является обеспечение всестороннего развития и функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории государства, гарантирование свободного развития, использования и защиты всех родных языков граждан Украины, выполнения обязательств, взятых по международным договорам по этим вопросам, и дальнейшее внедрение европейских стандартов в этой сфере.

Напомним, Верховная рада Украины приняла инициированный Партией регионов законопроект «Об основах государственной языковой политики» 3 июля. Законопроект укрепляет позиции русского и языков других национальных меньшинств в регионах, где их численность 10% и выше.

Авторами документа являются депутаты фракции Партии регионов Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов.

В соответствии с законом, государственным языком Украины является украинский язык. Согласно документу, украинский язык как государственный применяется по всей территории Украины при осуществлении полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в международных договорах, в учебном процессе, в учебных заведениях, в пределах и порядке, определенных данным законом.

Кроме того, закон устанавливает, что государство способствует использованию государственного языка в СМИ, науке, культуре и других сферах общественной жизни.

Помимо этого, в законе предусматривается, что в контексте европейских региональных языков или языков меньшинств, к региональным языкам или языкам меньшинств Украины отнесены языки: русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский, крымчацкий.

В соответствии с законом, к каждому вышеперечисленному языку применяются меры, направленные на использование региональных языков и языков меньшинств, при условии, если количество лиц-носителей этого языка, проживающих на территории, на которой распространен этот язык, составляют 10 и более процентов от численности населения.

Закон предусматривает, что по решению местного совета, может применяться язык национальных меньшинств, если региональное языковая группа составляет менее 10% соответствующей территории.

В документе предусмотрено, что в случае сбора подписей более 10% лиц, проживающих на определенной территории, местный совет обязан принять соответствующе решение в течение 30 дней с момента поступления подписных листов.

Закон также предусматривает, что заседание Верховной рады и ее комитетов и комиссий ведутся на государственном языке, однако выступающий может говорить на другом языке. В таком случае перевод его выступления на государственный язык обеспечивает аппарат парламента.

Кроме того, акты высших органов государственной власти принимаются на государственном языке и официально публикуются на государственном, русском и других региональных языках. Акты местных органов власти и органов местного самоуправления принимаются и публикуются на государственном языке, однако в пределах территории, на которых распространен региональный язык, принимаются на государственном языке и на языке регионального меньшинства.

Поэтому в законе предусмотрено, что основным языком работы, делопроизводства и документации органов госвласти и местного самоуправления является государственный язык, однако в пределах территорий, на которых распространен региональный язык, в работе, делопроизводстве и документации местных органов власти может использоваться региональный язык.

Кроме того, в законе устанавливается, что должностные и служебные лица обязаны владеть государственным языком, общаться на нем с посетителями, но в рамках территорий, где распространен региональный язык, должностные лица могут употреблять их и общаться на них с посетителями.

Закон также устанавливает, что названия органов госвласти местного самоуправления, объединения граждан, предприятий, учреждений и организаций, надписи на их печатях, штампах, официальных бланках и таблицах выполняются на государственном языке, но в пределах территорий, где распространен региональный язык, по решению местного совета, все эти названия и надписи могут выполняться на государственном и региональном языках.

Согласно закону, паспорт гражданина или документ, который его заменяет, а также данные о собственнике этого паспорта вносятся в этот паспорт на государственном языке, однако по выбору гражданина такие записи в паспорте могут быть сделаны и на одном из региональных языков.

В законе предлагается распространить действие этого положения на другие официальные документы, удостоверяющие личность гражданина, а именно: на акты регистрации гражданского состояния, документы об образовании, трудовую книжку, военный билет и другие официальные документы.

Как сообщали «Актуальные комментарии», принятие этого закона вызвало волну протестов в ряде регионов Украины.

Председатель Верховной рады Владимир Литвин не хотел подписывать этот закон и написал заявление об отставке.

31 июля Литвин все-таки поставил свою подпись на этом документе. Затем закон был передан на подпись Януковичу.

Между тем накануне глава украинского государства предложил переголосовать «языковой закон» со своими поправками в сентябре на сессии Верховной рады.

Комментарии экспертов

Решение о региональном языке абсолютно не противоречит ни европейским нормам, ни Хартии о языках, которую подписала Украина. Напротив, на протяжении последних десяти лет все время говорили, что подписанная Хартия о языках не выполняется по тем пунктам, которые касаются региональных языков.

Закон о региональных языках, насколько я знаю, дает право пользоваться вторым языком не только тем территориям и тем гражданам, которые живут на русскоязычных территориях, но и там, где живут люди, которые говорят на других языках, в частности в Бессарабии. Кстати, на Украине очень многие боялись негативных последствий этого закона, потому что появляется возможность признания румынского вторым языком, что дает возможность для влияния Румынии. В любом случае этот закон абсолютно не противоречит Хартии о языках, он абсолютно ей соответствует.

Насколько воспринимают этот закон как уступку России? Я недавно был в Одессе, и меня поразило, что даже там вдруг появилось довольно широкое движение против русского языка. Наблюдается оно среди тех, кто не является ни этническими украинцами, ни националистами. То есть действительно закон, подписанный Януковичем, воспринимается как уступка России.

Надо понимать, что на Украине боятся за украинскую идентичность. Россия и русский язык воспринимаются на подсознании очень многими людьми как основная угроза суверенитету Украины. То есть проблема не в самом языке, а вот в этом комплексе, в страхе утратить независимость.

Поэтому лучше было бы, чтобы статус региональных языков был определен раньше. Это было бы естественно, потому что надо еще помнить, что к моменту распада СССР в Киеве только 22% населения имели украинскую идентичность.

Что касается того, потребуют украинские власти какие-либо преференции от России за этот закон, то от Путина много не потребуешь - он мужик упертый, хозяин довольно прочный. И надо понимать, что здесь речь идет не столько о желании чего-то потребовать с России, сколько о желании завоевать симпатии электората. Выборы грядут очень напряженные. И данный закон - просто попытка подгрести традиционный электорат Партии регионов и показать, что старые обещания Януковича, с которыми он шел на президентские выборы, выполнены. Но драма состоит в том, что даже значительная часть русскоговорящих начинает воспринимать этот закон как уступку России.

Этот закон не свидетельствует о готовности Украины сближаться с Россией. Остаются более принципиальные моменты, прежде всего - интеграционные планы Украины. Это вступление в Таможенный союз или по крайней мере определенные позитивные комментарии на тот счет. Тогда можно было бы говорить о некоем пророссийском векторе украинской внешней политики. Данный же закон о статусе русского языка об этом совершенно не свидетельствует.

Во-первых, здесь достаточно вспомнить, с каким боем принимали документ. И нужно понимать, что на Украине грядут парламентские выборы: сейчас правящая партия делает определенные шаги в сторону пророссийского электората (восточные и южные области). Так что в данном случае речь не идет о том, что делается ставка на Россию. Даже в центре, в Киеве, достаточно негативно относятся к данному закону.

Есть мнение о том, что это будет ущемлять и национальные интересы украиноговорящего населения и даже посягать на определенную идентичность. Существует и прямо противоположное мнение. В любом случае это, прежде всего, проблема внутриукраинская, нежели вопрос отношений между Россией и Украиной.

Рассматривать принятый закон в контексте отношений Украины с Евросоюзом тоже не следует. Между Брюсселем и Киевом есть гораздо более фундаментальные проблемы. Опять же это и проблемы интеграционные: и визовый режим, и создание зоны свободной торговли, и вопросы политического характера. На первом месте сейчас процесс по делу Юлии Тимошенко. Хотя мы видим, что на Украине состоялся финал Чемпионата Европы по футболу, и европейские элиты отнеслись к этому достаточно спокойно. То есть в общем и целом проблема судебного разбирательства над Юлией Тимошенко существует, но она является некоторым фоном, при наличии которого европейские элиты так или иначе с Украиной сотрудничают. Но, повторюсь, здесь никакого сближения нет и быть не может.

Сейчас на первом плане один момент - в активную фазу вступает предвыборная кампания, и элиты заняты решением внутренних вопросов гораздо больше, нежели стабилизацией ситуации на внешнеполитической арене.

Закон о языке на Украине носит очевидно предвыборный характер. Если верить опросам, только 30-40% украинцев поддерживают Партию регионов, остальные скорее выступают за оппозицию. Но оппозиция раздроблена. А сторонники Партии регионов возмущены тем, что экономическая ситуация совсем не улучшается, а при этом никакие обещания, которые власть давала юго-востоку Украины, русскоговорящему населению, не выполняются. И, соответственно, данный закон о языке имеет целью продемонстрировать, что украинские власти помнят о своих избирателях, что Партия регионов заботится о них и выполняет свои предвыборные обещания. Документ призван усилить консолидацию избирателей вокруг Партии регионов накануне предстоящих выборов в Верховную раду.

Оппозиция же, скорее всего, сплотится против Януковича и сплотится вокруг Яценюка и находящейся в заключении Юлии Тимошенко. А это означает, что борьба будет достаточно трудной, и для победы Януковичу потребуется весь его ресурс. И поэтому делается явный шаг в сторону традиционных избирателей Партии регионов.

Скорее, все на Украине не будут оценивать этот закон как уступку России. Для избирателей Партии регионов подобная квалификация закона не будет компрометирующей. Для «западенцев» - будет, но их недостаточно для того, чтобы оказывать определяющее влияние на предвыборную ситуацию на Украине. То есть, вероятнее всего, оппозиция будет искать какую-то другую риторику, не пытаясь использовать те идеологические штампы, которые остались в наследство от Ющенко и украинских националистов первого призыва.

К тому же этот закон нельзя назвать и противоречащим европейским нормам. Региональные языки существуют во многих европейских странах. В данном случае Янукович и его окружение как раз будут делать акцент не на то, что это уступка России, а что это привнесение европейских ценностей на землю Украины. Будет звучать риторика, что это шаг в сторону европеизации страны.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".