Статья
2017 28 августа 2012 16:35

Кандидатов в СПЧ отфильтровали

На официальном сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) опубликован список кандидатов, который был накануне утвержден на заседании рабочей группы СПЧ.

По итогам рассмотрения анкет-заявок были одобрены 83 из 190 заявлений.

Отбор кандидатов проходит по 13 номинациям. Среди кандидатов в Совет - известные журналисты, правозащитники, члены Общественной палаты.

Так, в список кандидатов в номинации «Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, реформа системы ФСИН» вошли 8 кандидатов, в их числе известные правозащитники Валерий Борщев и Андрей Бабушкин, а также член Общественной палаты Мария Каннабих.

В свою очередь, на места в номинации «Общественное телерадиовещание» претендуют известные журналисты Леонид Парфенов, Александр Минкин, Виктор Травин и Станислав Кучер. А в номинации «Защита прав человека на Северном Кавказе, содействие формированию гражданского мира и искоренению терроризма в СКФО» кандидатом стал телеведущий Максим Шевченко.

В числе претендентов на место «Полицейская реформа, общественный контроль за правоохранительными органами» значатся член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена и глава «Агоры» Павел Чиков.

В номинации «Защита избирательных прав граждан, развитие избирательной системы» представлена Глава Ассоциации по защите прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова.

В номинации «Защита прав инвалидов, бездомных, иных социально уязвимых категорий населения» одной из претендентов значится известный врач Елизавета Глинка.

Среди кандидатов в номинации «Защита гласности, прав журналистов и свободы информации» - Григорий Шведов, Елена Масюк, Павел Гусев и Николай Сванидзе.

Также на членство в СПЧ в номинации «Защита прав человека на постсоветском пространстве и в других регионах мира» претендуют политик Ирина Хакамада и член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова.

Сбор заявок на участие в интернет-консультациях по подбору кандидатов в СПЧ стартовал 15 июля и завершился 15 августа
. 1 сентября на сайте СПЧ начнутся интернет-консультации, в рамках которых пользователи Сети смогут высказать свое мнение о кандидатах, после чего председатель Совета Михаил Федотов представит президенту России список отбранных кандидатов в СПЧ – по три человека в каждой номинации, для окончательного утверждения.

Рабочая группа СПЧ с участием представителей администрации президента рассмотрела 190 анкет, которые поступили от некоммерческих организаций, уполномоченных по правам человека и членов Совета на включение в список кандидатов в СПЧ.

Из числа кандидатов, в частности, исключили адвоката Владимира Жеребенкова, президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, главу общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова, правозащитника Александра Брода и лидера «Федерации автовладельцев России» Сергея Канаева, писателя Марию Арбатову.

Заявки отклонялись в основном из-за нарушений в анкетах или отсутствия у кандидата опыта в заявленной номинации.

Михаил Федотов ранее сообщал, что обновленный состав президентского Совета по правам человека может быть утвержден в первой половине октября.

Не все из претнедентов на вакантные места в СПЧ, не прошедшие фильтра рабочей группы, согласились со своей участью. Так, правозащитник Александр Брод требует объяснения по поводу его исключения из списка кандидатов в президентский Совет по правам человека.

«У меня серьезные сомнения по поводу прозрачности, обоснованности, легитимности процедуры. До сих пор я не получил обоснованного объяснения, почему мою кандидатуру отклонили», - заявил Брод «Интерфаксу».

«Мне непонятно, почему ключевой фигурой при отборе кандидатуры были Людмила Алексеева и Борис Пустынцев, которые некоторое время назад написали заявление о выходе из Совета. В каком качестве они выступали, почему не было других членов Совета, по каким критериям отклонялись кандидатуры, не только моя?» - сказал Брод.

Он заявил, что, в частности, хотел бы понять, почему кандидатами в СПЧ не стали глава Российского Красного Креста Раиса Лукутцова, писатель Мария Арбатова, замглавы ассоциации «Гражданский контроль» Владимир Коптев-Дворников и адвокат Владимир Жеребенков.

«Создается впечатление, что так называемые "отборщики" руководствовались чисто вкусовыми, субъективными ощущениями. К кандидатурам, которых предложили члены Совета, вообще не было никаких вопросов. Для других устроили экзекуцию», - сказал Брод.

В свою очередь, лидер националистического движения «Русские» Дмитрий Демушкин не удивлен тем, что его вместе с соратником экс-депутатом от ЛДПР Николаем Курьяновичем не включили в список кандидатов в члены президентского Совета по правам человека.

«Видимо, мы не подошли по каким-то критериям. Собственно говоря, это было для нас предсказуемо», - заявил Демушкин «Интерфаксу».

«Это маленький междусобойчик старых правозащитников. Естественно, они хотят собраться в том, близком себе по духу составе, в котором они и сидели в совете», - сказал лидер «Русских».

Президентский Совет по правам человека в новом составе сохранит свою оппозиционную направленность, считает политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Смотря на список кандидатов в СПЧ, можно заметить, что большинство критично относится к власти. Возможно предположить, что направление деятельности совета принципиально не изменится», - заявил Макаркин.

По его словам, во время президентства Дмитрия Медведева Совет по правам человека критично высказывался по отношению к действиям власти. «Судя по этому состоянию, тенденция к оппозиционности сохранится», - сказал политолог.

Макаркин отметил, что проблема нынешнего Совета в том, что к его мнению не прислушиваются. «Сможет ли СПЧ в новом составе выстроить отношения с властью, или все пойдет по той же схеме, пока неизвестно», - сказал он.

Комментарии экспертов

Совет по правам человека не должен быть однонаправленным - только оппозиционным, например, или только лояльным. Там должны быть все «оттенки» общественной жизни. В каких-то случаях Совет должен критиковать власти, но какие-то достойные инициативы нужно принимать.

СПЧ – это, прежде всего, экспертный, консультационный орган, который должен вести мониторинг ситуации, готовить рекомендации, проводить экспертизу, откликаться на горячие, актуальные события. Для этого в Совете и должны быть представители разных общественных организаций, разных взглядов, профессионалы своего дела с большим опытом общественной работы.

К сожалению, вчерашняя процедура отбора кандидатур для участия в общественных слушаниях вызывает очень много вопросов. Во-первых, почему эту процедуру осуществляла Алексеева, хотя некоторое время назад она написала заявление о выходе? В каком статусе она осуществляла эту процедуру? Почему только она? Почему не было других членов Совета? Почему не высказывался Михаил Федотов по кандидатурам? Принцип отбора был тоже очень странный: по каким-то кандидатурам запрашивалось большое количество информации, даже проводились проверки, а по другой части кандидатур, которые были рекомендованы членами Совета, проверок не было, то есть очень такое предвзятое, крайне субъективное отношение к кандидатурам.

Известно, что в ходе обсуждения кандидатур были и личные оскорбления людей, и крайне эмоциональная оценка их деятельности. К сожалению, были отклонены кандидатуры таких авторитетных людей, как например Ольга Крыштановская, Коптев-Дворников, адвокат Жеребенков и другие. Критерии отбора, повторю, абсолютно непонятны.

Создается впечатление, что Совет снова пытаются превратить в какую-то частную лавочку, разделить общественников на своих и чужих, кто лоялен Алексеевой, кто не лоялен. Если и дальше так будет продолжаться, то будут большие сомнения по поводу дееспособности, легитимности данного Совета. Его КПД будет равен нулю, если отбирать только по таким субъективным критериям. И я считаю, что сейчас ряду людей, чьи кандидатуры были отклонены без объяснения причин, будет справедливо обратиться к председателю Совета Федотову за разъяснениями.

Совет не может быть оппозиционным президенту, потому что это президентский совет. Если он будет оппозиционным по отношению к президенту, то это будет шизофрения. Другой вопрос, что он состоит из достаточно независимых людей по характеру, по биографии, по образу мыслей. Так что Совет не оппозиционный, а неофициозный.

В него входят люди, у которых своя точка зрения. Значительная часть этих людей придерживается действительно либеральных взглядов, потому что они правозащитники. И это вполне естественно. Но, конечно, Совет не может работать, не сотрудничая с президентом, тогда он потеряет всякий смысл.

Нового состава Совета пока нет, он только будет утверждаться. От состава очень многое зависит. Меня в Совет пригласила баллотироваться Людмила Михайловна Алексеева. Если бы она меня не пригласила, я бы туда и не пошел бы. От того, кто войдет в Совет, зависит и качество его работы. Останется ли, кстати, там сама Алексеева? И вообще, сейчас кадровое его наполнение как раз зависит от того, будет ли он реальным рабочим институтом или чистой профанацией.

Пока можно дать лишь предварительные оценки в связи с тем, что состав Совета по правам человека еще не утвержден. В любом случае Совет не должен быть оппозиционным, как и не должен во всем соглашаться с президентом.

Совет по правам человека должен удовлетворять двум требованиям. Первое - он должен быть, конечно же, независимым. Независимым в своих суждениях, в своих позициях, в своих оценках. Зависимый от власти Совет по правам человека не нужен никому. Он не нужен, на самом деле, и власти. Эти многочисленные утверждения о том, что действующая власть увлекается созданием различного рода декоративных и бесполезных органов, не соответствуют действительности.

Совет по правам человека, как и другие консультативно-совещательные органы, призван выполнять очень важную функцию, быть источником независимой информации и независимой экспертизы, в которой власть чем дальше, тем больше будет нуждаться. Таким образом, независимость является самым первым и самым главным условием полноценной работы Совета по правам человека.

Есть второе условие. Оно тесно связано с независимостью. Второе условие можно определить как неполитический характер этого органа. Совет по правам человека не может находиться по определению в оппозиции к президенту. Во-первых, потому что это орган, созданный при президенте, и это консультативный орган, а не принимающий решения. Президентская власть специально создает этот орган, чтобы обогащать свои решения в данной области.

Но есть еще одна важная вещь, связанная с тем, чтобы Совет по правам человека функционировал как неполитическая структура. Это особенно важно, потому что весь опыт двух постсоветских десятилетий показывает, что у нас, к сожалению, не сложилось четкое разделение ролей, четкое разделение функций среди тех групп, которые связаны с политикой, с работой и инфраструктурой политической системы. У нас очень часто журналист путает себя с гражданским активистом и начинает вести себя, как гражданский активист. А гражданский активист путает себя с представителем оппозиционной партии. Точно так же правозащитники, по крайней мере значительная их часть, оказались исключительно сильно политизированы. Здесь есть свои причины, это уходит корнями в конфронтацию между первым поколением правозащитников и советским государством. Но это государство давно ушло, у нас другой строй, у нас другая Конституция, у нас другие возможности. 

Но тем не менее вот эта старая инерция, предполагающая, что защита прав человека требует конфронтации с государством и конфронтации с политическим строем, к сожалению, остается. И она сказывается в том числе и на том, какие задачи правозащитники выдвигают в качестве приоритетных. Отсутствие четкой ролевой функциональной дифференциации - общая проблема для наших элит и субэлит. Это явление стоит в общем ряду с такими, на первый взгляд, никак не связанными явлениями, как занятие бизнесом чиновниками и политиками. То есть отсутствие четкого разделения ролей является проблемой для наших элит и субэлит.

А именно отсутствие политической ангажированности - обязательное условие нормального функционирования Совета по правам человека при президенте. Этот орган существует уже определенное время, есть определенный опыт работы, и остается только надеяться, что новый состав этого органа сможет извлечь уроки из прошлого опыта и будет руководствоваться в своей работе этими двумя основополагающими принципами: быть независимыми, но независимыми в полном смысле, и быть при этом политически не ангажированными.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".