Статья
2388 12 февраля 2013 13:12

Папа Римский покидает престол

Папа римский Бенедикт XVI покинет папский престол 28 февраля.  После отречения от папского престола Бенедикт XVI проведет некоторое время в Кастель-Гандольфо - летней резиденции понтификов недалеко от Рима.

Ожидается, что затем Йозеф Ратцингер отправится жить в женский монастырь на Ватиканском холме, где будет предаваться молитвам и размышлениям. Об этом со ссылкой на официального представителя Ватикана Федерико Ломбарди сообщает Associated Press.

О своем решении сам папа сообщил на консистории коллегии кардиналов. Папа римский сказал кардиналам, что «после длительного раздумья он понял, что должен покинуть престол, так как у него больше нет сил держать его на плечах».

В недавно зарегистрированном аккаунте папы римского в Twitter ничего не сообщается о его отречении. Последний на данный момент твит понтифика, оставленный менее суток назад, гласит: «Мы должны верить в могучую силу Божьей милости. Мы все грешники, но Его благодать преображает и обновляет нас».

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от престола, причем это отречение не нуждается в чьем-либо утверждении. Единственным условием действительности отречения является свободная воля папы. Последний на данный момент случай отречения понтифика от престола, не считая антипап, произошел в 1415 году. Тогда свой пост покинул папа Григорий XII.

Как пишут итальянские СМИ, для Ватикана решение папы римского стало неожиданностью: один из кардиналов Анджело Содано, занимающий также пост секретаря Святого престола, назвал известие «громом среди ясного неба».

Конклав — собрание кардиналов, которое изберет нового папу взамен заявившего о своем отречении Бенедикта XVI, — соберется в марте. В настоящий момент существует несколько кандидатов на папский престол, однако ни одного из них нельзя назвать очевидным фаворитом.

Бенедикт XVI стал у руля крупнейшей в мире христианской конфессии в момент, когда над ней сгущались грозовые тучи скандала вокруг сексуальной эксплуатации детей священниками. Но это была не единственная проблема, которую быстро меняющийся мир поставил перед этим древним институтом.

Поток обвинений, судебных исков и официальных отчетов о сексуальных посягательствах клира был особенно интенсивным в 2009-2010 годах. Пожалуй, эта тема стала определяющей для папства Бенедикта XVI.

Наиболее неприятные обвинения сводились к тому, что местные епископаты - и иногда Ватикан - принимали участие в сокрытии многих подобных фактов, позволяя священникам-педофилам уйти от наказания.

 

Комментарии экспертов

Случай отречения Папы Римского от престола - уникальный. Очень похоже, что следующим Римским Папой будет чернокожий кардинал. Это одно из проявлений перемен в католической церкви, которая является частью быстро меняющегося западного мира и не только его.

То, что мир быстро меняется, мы увидели, когда чернокожий человек стал президентом США. Вторая значимая перемена – решение Папы Римского покинуть престол. Если будет чернокожий Папа Римский, это тоже будет еще один знак больших перемен.

В то время как мир быстро меняется, православная церковь – абсолютно не меняется. Она застыла или меняется в сторону консерватизма, и в этом проигрышный путь. Нельзя стоять на месте, когда мир меняется – все равно придется действовать, только с дополнительной затратой сил.

Что касается самих перемен, происходящих в мире, я их не понимаю. Я могу их констатировать, но, поскольку уже человек немолодой, они меня во многом пугают. Но пугают они меня или радуют, нравятся они или нет, нелепо делать вид, что они не происходят.

Европоцентризма уже нет. Равенство разных рас становится фактом. Физический труд, который составлял занятие большинства людей, теперь не столь необходим и в этой ситуации огромное количество людей оказывается не у дел.

Казалось бы, все это не имеет отношения к церкви, но на самом деле имеет, так как все происходящее в обществе находит отражение в церкви. Религиозная вера крайне ослаблена как на Западе, так и у нас. В 18 веке раскольники сжигали себя, чтобы креститься двумя пальцами, а не тремя. Сейчас такое в принципе невозможно вообразить. Степень инфляции веры такая же, как и степень инфляции всего остального.

И церковь должна к этому приспосабливаться. Католическая церковь это и делает, стараясь стать частью современного мира.

Отказ папы Римского от престола – это беспрецедентное событие. Последний раз добровольный уход папы от власти произошёл в 1415 году.

Да, Бенедикт XVI физически немощен, это явление прискорбное, но мы помним, в каком состоянии был накануне своей кончины Иоанн Павел II. Мы видим, что даже несмотря на то, что его немощь была явно больше, чем немощь Бенедикта XVI, он не уходил до самого конца. В этой истории есть что-то странное.

Как бы ни повернулась в дальнейшем история Еатолической Церкви, в данном случае мы видим победу принципа «человеческое слишком человеческое», то есть человеческое, очевидно, берёт верх над чем-то более значимым – над тем, что, согласно догме Католической Церкви, папа Римский является епископом номер один, викарием Христа на Земле, то есть фигурой сверх-значимой. С XV века ещё не было существования живого папы Римского после своего отречения. Что значит живой бывший папа, история не знает.

Как бы в дальнейшем не сложилась история Католической Церкви, можно сказать, что с этим уходом папы побеждает принцип модернизма, означающий, что всё может эволюционировать, претерпевать изменения. Значит, папа уже не является настолько священной фигурой, как об этом должны думать все католики. Значит, его понтификат может быть добровольно прекращён. Всё это ударяет по и так не очень прочной основе Католической Церкви в сегодняшнем мире.

Я думаю, что после такого решения либо будет очень острая реакция, то есть попытка консервативной части священства отыграть назад, не дать возможность использовать это событие в качестве повода для продолжения церковных реформ, либо, наоборот, будет дан «зелёный свет» реформаторам, а это означает, что Католическая Церковь будет изменена.

Мне кажется, что над последней серьёзной консервативной частью Европы, а именно Католической Церковью, сегодня стал бродить призрак церковного модернизма и либерализма, которому сопротивлялись оба последних папы Римских. Я думаю, это очевидный факт.

Для Православной Церкви в этой ситуации, наверное, появляется большая возможность показать, что православие остаётся последним столпом церковного консерватизма, по крайней мере, верности собственным традициям.

Отказ папы Римского от престола - это значимое событие для римского католицизма, потому что Бенедикт XVI был последним представителем в лице влиятельного католического духовенства консервативной линии. Эта линия последовательно выступала и против модернизма в богословии, и против уступок всевозможным феминистским, гомосексуальным и прочим лобби в области нравственной жизни.

Когда Бенедикт XVI стал папой Римским в 2005 году, многие в католичестве связывали с понтификом надежды на контрреформы по отношению к тем реформам, которые в католичестве осуществлялись с 60-х годов XX века. Многие думали, что Бенедикту хотя бы частично удастся развернуть этот «паровоз» назад. Ничего подобного не произошло. Очевидно, влияние модернистских, реформаторских сил в католичестве было сильнее. Никаких значимых действий за свой понтификат папа Римский не предпринял. Я думаю, что его уход – это, в значительной степени, признание своего поражения («один в поле не воин»).

Думаю, что после того, как Бенедикт XVI уйдет, на его место будет избран кто-нибудь либо из «нейтралов», либо из представителей прогрессивного духовенства, и Римско-католическая Церковь достаточно быстро начнёт двигаться по тому пути, по которому уже двигаются и многие протестантские Церкви в Америке, а также Англиканская Церковь. Речь идёт и о признании гей-браков, и о признании сначала женатого, а потом женского священства, затем женского епископата – в общем, следование магистральной линии идеологии нынешнего либерального Евросоюза.

Это будет означать конец римского католицизма как традиционной силы в современном европейском обществе. Неслучайно в католических пророчествах, которые возникли ещё в Средневековье, именно Бенедикт XVI считается предпоследним папой Римским. За ним следует последний папа Римский и конец света.

Это не значит, что непосредственным преемником Бенедикта будет тот самый последний папа, при котором конец света произойдет. Вполне возможно, что это означает то, что после отречения Бенедикта настанет период таких пап Римских, которых нельзя будет признать папами в христианском смысле, даже со всей поправкой на скептическое отношение к папству у православных. Очевидно, что это уже будет, как говорится, «угар, треш и содомия».

Именно подобное развитие событий представляется наиболее вероятным.

Если честно, я была немало удивлена историей с Папой Римским, который уходит с папского престола в женский монастырь, и поначалу решила, что это шутка и жесткий троллинг. Однако вскоре выяснилось, что «жестко троллит» сам Папа.

У меня довольно странные эмоции в связи с этой историей. Главная мысль – о том, что «с креста не сходят». А история с ударившей в Собор Святого Петра в тот же день молнией придает этой истории совсем мистический характер.

Логическое мирское объяснение эта история, конечно, тоже имеет. Папа Римский Бенедикт XVI, по большому счету, последний влиятельный консерватор в католической церкви. Католицизм захлестывает мощная волна обновленчества - однополые браки, женщины-священники и т.д. Вполне возможно, что своим шагом Бенедикт XVI пытается проконтролировать выбор преемника.

Что касается будущих отношений католической и православной Церквей, то многое будет зависеть от нового папы. Будет новый папа, будет разговор. Думаю, при выборе нового папы вопрос об отношении к РПЦ будет стоять не на пятом и даже не на десятом месте.

Отказ папы Римского от престола – это эпохальное событие: последний раз понтифик отказывался от своей должности в 1415 году, то есть почти 600 лет назад. Это показатель того, что нынешний папа Римский, несмотря на свои 85 лет, сохранил здравый ум, трезвую точку зрения. И его высказывание о том, что кроме духовной силы в современном мире необходима ещё и сила телесная, показывает, что он понимает: лучше остаться в памяти людей тем понтификом, который в последние годы своего управления Католической Церковью мог выступать, ездить, проповедовать, а не превратился в «живую мумию», которую «выносили» только для того, чтобы она кивала головой и махала рукой.

Возможно, следующий понтифик будет достаточно молод (50-55 лет), что необходимо в тяжелой для христианства ситуации, особенно для христианства в Европе.

Если говорить о том, изменятся ли в связи с уходом понтифика отношения между Русской Православной Церковью и Церковью Католической, то они измениться просто физически не могут. Все православные Церкви всё-таки ориентированы на свои национальные квартиры и во многом завязаны на государственные институты, а Католическая Церковь стоит и стояла над государствами и во многом диктовала свою волю главам государств и королям. Сами взаимоотношениям между верующими царями и священниками в католическом мире складывались по-другому: священники были выше. В России же ещё со времен Иоанна Грозного Церковь всегда была на один шаг сзади трона и благословляла трон чуть ли не автоматически. Поэтому и богословские подходы у двух Церквей совершенно разные.

Другое дело, что отношения между Церквями сейчас более мягкие, чем это было 700-800 лет назад, когда католиков просто не пускали в православные храмы, считая, что они осквернят их, зайдя туда.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".