Статья
9247 16 января 2014 14:18

Рада приняла бюджет

Верховная Рада Украины приняла государственный бюджет на 2014 год без обсуждения.

Как передает корреспондент агентства "Интерфакс-Украина", за данное решение на утреннем заседании в четверг проголосовали 249 народных депутатов из 261 зарегистрировавшихся в зале.

Как отмечает РБК-Украина,  дефицит государственного бюджета Украины в 2014 г. может составить около 3%. Он также уточнил, что отклонение от этого уровня может составить плюс-минус 0,5%.

Также госбюджетом-2014 предусмотрено снижение налога на прибыль с 19% до 18%.

Проектом государственного бюджета Украины на 2014 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий в объеме 50 млрд грн.

"Государственные капитальные расходы увеличены по сравнению с 2013 г. на 2 млрд грн. Кроме того, на реализацию государственной программы активизации экономики предусмотрено предоставление государственных гарантий в объеме 50 млрд грн", - отметил премьер-министр Украины Николай Азаров.

Кроме того, согласно госбюджету, в Украине минимальная заработная плата в 2014 г. будет повышаться в три этапа и вырастет на 18%, в 2014 г. будет увеличена выплата пособия семьям с детьми, малообеспеченным семьям и детям-инвалидам на 22%.

В госбюджете на 2014 г. общий ресурс местных бюджетов увеличен в сравнении с 2013 г. на 15 млрд грн.

Госбюджетом Украины на 2014 г. на развитие медицинской отрасли предусмотрено более 3 млрд грн.

Перед голосованием первый вице-спикер парламента Игорь Калетник заявил, что в связи с блокированием трибуны депутатами от оппозиции бюджет будет приниматься без обсуждения.Премьер  Николай Азаров накануне  обвинил оппозицию в блокировании принятия государственного бюджета на 2014 год.

Еще  14 января оппозиция заблокировала трибуну и президиум Верховной Рады, требуя отставки правительства и персональной отставки министра внутренних дел Виталий Захарченко. Также оппозиция выступает против принятия проекта госбюджета на 2014 год в таком виде, как он сейчас есть. Оппозиция продолжила блокировать работу Рады и сегодня.

Что касается бюджета, его проект  был зарегистрирован в Верховной Раде 14 сентября и тут же отправлен на доработку. Соответствующий законопроект N3000 от 14 сентября 2013 года был обнародован 19 декабря. Согласно документу, доходы госбюджета предлагается установить в сумме 392.404.327,7 тыс. грн., расходы — 447.294.687,9 тыс.грн. Предельный объем дефицита госбюджета — 59.547.235 тыс. грн., Предельный объем государственного долга на 31 декабря 2014 года в проекте определен в сумме 580.066.966 тыс. грн, передает  украинский портал "Бизнес".

Оппозиция заявляет, что голосовать за бюджет не будет ни при каких обстоятельствах.

Депутат от "Батькивщины" Геннадий Москаль  в онлайн-конференции на сайте Главред заявил, что подготовленный на 2014 год  бюджет является антинародным.

"Бюджет не только антинародный, это, пожалуй, худший бюджет с момента независимости Украины, где один популизм. За счет государственного бюджета правительство пытается провести предвыборную кампанию", - подытожил Москаль.

Крупный бизнес также раскритиковал еще непринятый бюджет Украины. Особенно доходной его частью.

"Самое главное, чтобы хотя бы не мешали работать. Мы даже не требуем дотаций, некоторых преференций, которые есть в налоговом законодательстве", -  приводит "Биржевой лидер" слова главы Комиссии Украинского Союза Промышленников и Предпринимателей по вопросам экономической политики Юлии Дроговоз.

Эксперты тоже критикуют проект бюджета. Как пишет УНИАН, по их мнению проект госбюджета-2014 нельзя назвать ни бюджетом развития, ни социальным.

СМИ отмечают, что правительство подало проект главного финансового документа Украины в сентябре прошедшего года. Однако председатель Верховной Рады Владимир Рыбак отправил его на доработку. После этого новый проект был подан уже только девятнадцатого декабря 2013 года, в частности, после заключенного соглашения Украины с Россией о выделении последней кредита в размере пятнадцати миллиардов долларов США, а также о снижении цены на природный газ. Тогда же была утверждена специальная процедура по утверждению государственного бюджета на 2014 год, согласно которой все поправки должны быть поданы вплоть до восьмого января наступившего года.

По словам самого главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета Евгения Геллера (Партия регионов), было подано около трех тысяч поправок, на реализацию которых требуется выделить около 750 миллиардов гривен, отмечает "Биржевой лидер".

Однако, как считают эксперты, дело не в конкретном бюджете, а проводимой бюджетной политике.

Политик и общественный деятель Виктор Медведчук уверен, что  дело не в конкретном бюджете, а все проводимой бюджетной политике. В последние годы власть не может свести доходы и расходы бюджета. Из-за этого из года в год госдолг растет
Как считает Медведчук, государственный бюджет при той бюджетной политике, которая существует сейчас, как инструмент развития страны функционировать не будет.

"Миллиарды в «общем котле» гораздо тяжелее контролировать, чем, например, десятки тысяч гривен, выделяющиеся на конкретную больницу или школу. Переход к федеративной системе формирования бюджетов мог бы приблизить всю цепочку сбора и распределения средств к территориальным общинам и гражданам. Каждая операция проходит так близко, что ее можно проконтролировать и отследить", приводит слова политика "Украинский выбор".

По его словам,  создаваться эта система должна в комплексе с переходом Украины от унитарной к федеративной модели государственного устройства, параллельно с усилением местного самоуправления.

Комментарии экспертов

Принятие госбюджета Украины на 2014 год Верховной Радой было ожидаемо. «Партии регионов» вместе с лояльными группами в Раде принадлежит большинство, к тому же неоднократно заявлялось, что принятие бюджета является приоритетом для сохранения экономической и политической стабильности страны.

Очевидно, что у оппозиции на сегодняшний день недостаточно сил, чтобы блокировать принятие бюджета в стенах Рады. Для нее эта игра с самого начала была проигранной.

Сам факт принятия бюджета свидетельствует о том, что власть оправилась от ситуации, в которой находилась после атаки оппозиции и массовых выступлений на Майдане. Сейчас она начинает постепенно активизироваться.

Чем на это сможет ответить оппозиция, прогнозировать бесполезно - у оппонентов власти есть только негативная повестка. Никаких предложений по оптимизации бюджета или инициатив по конструктивным договоренностям с властью относительно бюджетного процесса у них нет. Все их требования в рамках этого процесса - чисто политические, поэтому власть не готова идти на очевидные компромиссы или менять свою позицию.

Также вполне объяснимо, что принятие бюджета поддержали коммунисты - страна находится в сложном экономическом положении, и очевидно, что они в этой связи всегда будут ближе к нынешней власти, чем к нынешней оппозиции, которая для них представляет гораздо большее зло.
 

Это не первый случай, когда решение в Раде принимается поднятием рук. Согласно регламенту, мы сначала должны проголосовать за способ принятия решения. И мы это сделали: мы проголосовали карточками за принятие всех законов именно поднятием рук. К сожалению, оппозиция не дала нам возможность заслушать министра финансов, поправки, обсудить бюджет. Это - большой минус.

Но условиях, когда  блокировался парламент, нужно было принимать бюджет.

Принятие бюджета - важный вопрос для политической и экономической жизни страны. Страна без бюджета работать не может.
Ситуации, когда страна работала без бюджета давно не было. Такое было только после развала Советского Союза, с тех пор процедура принятия бюджета давно введена в нормальный режим.

Кроме этого мы поддержали еще ряд законов, которые важны для государства. Это - закон о неправительственных организациях.  Сейчас организация, которая получает для своей общественной деятельности средства из-за границы, будет называться иностранными агентами. Закон этот намного мягче, чем в США. В какой-то мере он похож на закон, принятый в России.

Сейчас, чтобы этот закон был принят, его должен подписать президент. Полагаю, что с этим проблем не будет.

Мы также приняли законопроект, который ввел ответственность за участие в акциях в масках, шлемах, установку сцен и других малых архитектурных форм без разрешения МВД. Ужесточена ответственность за массовые беспорядки, блокирование и захват государственных или общественных зданий.
 

В условиях жесткой централизации власти и отсутствия контроля граждан над действиями чиновников нарушаются едва ли не все базовые принципы построения бюджетной системы Украины - от принципов обоснованности и сбалансированности до принципа публичности и прозрачности. Когда приоритеты и объемы финансирования определяются не в интересах общества, а в соответствии с потребностями госструктур и финансовых групп, злоупотребления и махинации неизбежны.

К тому же в ситуации, когда бюджет централизован, а казначейство выделяет средства местным бюджетам «в ручном режиме», общественный контроль не имеет смысла. 

Вынужден констатировать, что государственный бюджет при той бюджетной политике, которая существует сейчас, как инструмент развития страны функционировать не будет. Переход к федеративной системе формирования бюджетов мог бы приблизить всю цепочку сбора и распределения средств к территориальным общинам и гражданам.

Но создаваться эта система должна в комплексе с переходом Украины от унитарной к федеративной модели государственного устройства, параллельно с усилением местного самоуправления. В этом случае бюджет, выстроенный на принципе прозрачности, полностью подконтрольный местным общинам, станет инструментом развития Украины и перестанет быть кормушкой для власти и оппозиции.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".