Статья
2310 14 марта 2014 12:10

Воля и доля

Главным событием не только этой недели, но и новейшей истории станет референдум в Крыму, который пройдет в нынешнее воскресенье. Референдум и его последствия – такова главная тема бурных дискуссий на международных площадках, а также среди российских политиков и экспертов.

Мало кто сомневается в результатах предстоящего референдума. Полуостров взял курс на присоединение к России.

Но США и Европа грозят санкциями Москве. Эксперты уверяют, что они не нанесут большой урон экономике страны, и даже наоборот, полезны для оздоровления российской экономики.

Однако не все столь оптимистичны.

Экс-министр финансов, член президиума Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин считает, что санкции со стороны Запада в отношении России могут привести к дополнительному оттоку из экономики РФ $50 миллиардов в квартал.

По мнению Кудрина, возможные санкции со стороны Запада могут повлиять на экономику России сильнее, чем предполагают власти.

«Уже точно могу сказать: закрываются лимиты кредитования на Россию. У нас корпоративный сектор в настоящее время закредитован на $700 миллиардов вне России. Сегодня он начнет уменьшаться в силу того, что многие кредитные линии не будут продолжены, некие совместные проекты остановятся, и это уже началось. Это несколько "заражает" внутренний рынок, предприятия становятся осторожными, ожидая, не будут ли введены новые, более жесткие, санкции», – приводит слова Кудрина Интерфакс.

По мнению Кудрина, в этом году экономический рост будет куда меньше 3,5% (оценка Минэкономразвития на лето 2013 года) или 2,5% (оценка на конец 2013 года). По мнению экс-главы Минфина, российский ВВП увеличится максимум на 1% или вовсе окажется нулевым.

Некоторые эксперты бьют тревогу и считают, что Россию ждет судьба Ирана.

Один из федеральных чиновников отметил «Ведомостям», что прогнозы относительно того, что Россию ожидает судьба Ирана, необоснованны, но правительство действительно готовится к худшему. Это худшее, по его словам, состоит в разрыве дипломатических отношений с США и большинством стран Евросоюза, заморозке за рубежом активов государства и госкомпаний, прекращении кредитования российских банков и предприятий за рубежом, отказе от новых и большинства реализуемых инвестпроектов с Евросоюзом и США.

Масштабы санкций до конца непонятны, ясность наступит в понедельник-вторник после референдума в Крыму и реакции России на него, продолжает другой федеральный чиновник. При жестких экономических санкциях правительство примет для защиты экономики и бизнеса оперативные и долгосрочные меры, обещает он.

Тем временем Москва и Киев сражаются на международных дипломатических площадках.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял жалобу Украины против России.

«Межгосударственное заявление Украина против России было зарегистрировано под N20958/14, Украина против России. В соответствии с правилом 39 Регламента Суда о временных мерах, направлена просьба в отношении того, что правительство Российской Федерации должно воздержаться от мер, которые могут угрожать жизни и здоровью гражданского населения на территории Украины», — цитирует сообщение пресс-службы ЕСПЧ Интерфакс.

Суд призвал стороны воздержаться от мер, которые могут повлечь за собой нарушения прав гражданского населения Украины.

В пресс-релизе ЕСПЧ отмечается, что суд может указать сторонам на любые необходимые меры, которые должны быть применены в их интересах.

Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин на заседании Совета Безопасности накануне заявил, что «русские не хотят войны в Крыму, как и украинцы». Так он ответил на реплику премьер-министра Украины Арсения Яценюка.

Как напоминает Би-би-си, Яценюк выступил на экстренном заседании Совбеза ООН в Нью-Йорке, посвященном кризисной ситуации между Россией и Украиной. Он заявил, что его страна стала жертвой военной агрессии со стороны России, и показал собравшимся Хартию ООН, чтобы подчеркнуть мысль о том, что Москва своими действиями нарушает многие двусторонние и международные договоры.

Каковы основные фундаментальные причины, базовые противоречия и объективные ограничения украинского кризиса? Каковы его культурно-исторические корни и факторы его обострения в последние месяцы?

Ответы на эти вопросы накануне искали российские эксперты на заседании интеллектуального клуба «Свободная мысль». Их мнения представлены на сайте «Актуальных комментариев».

Однако, чем ближе референдум, тем неспокойней на Украине.

В Донецке в ходе акции за сохранение территориальной целостности Украины погиб человек, сообщает РБК со ссылкой на Департамент здравоохранения Донецкой областной администрации. Погибшим оказался 22-летний житель Донецка, имя которого не называется.

Накануне на митинге «За единую Украину» между ее участниками и пророссийски настроенными активистами произошла потасовка. Один человек получил смертельное ножевое ранение, за медицинской помощью обратились 17 пострадавших.

Возможно ли выйти из крымского кризиса, сохранив честь, достоинство и партнерские отношения?

Комментарии экспертов

Первое: у меня есть глубокое убеждение, что одним из главных игроков, ускоривших кризис на Украине, является Китай, с которым Янукович подписал соглашение в Пекине в первые дни Майдана.

Есть свои соображения, кто созвал Майдан и для чего это сделал, но абсолютно очевидно, что агрессивная реакция США наступила ровно в тот момент, когда стало понятно: если ничего не делать, то Китай начнет строить в Крыму глубоководный порт, который станет  западной точкой нового Шелкового пути, а принимать товарные потоки станет Евросоюз. Более того, ни в одной точке этого маршрута контроля со стороны США не будет.

Второе: полагаю, тот, кто выпускал бандеровского джинна из бутылки, не понимал, что загнать его обратно не удастся - что мы и видим.

Если мы посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, то она выглядит следующим образом. Те люди, которые сегодня являются властью в Киеве – нелегитимны. В связи с этим они не могут взять деньги, чтобы решить существующие проблемы. К тому же они не знают и не понимают, что делать с боевиками, которых они частично сами и взрастили. И хорошего решения у этой проблемы нет.

При этом для самих боевиков ситуация тоже безрадостная. Они прекрасно понимают, что смогут сохраниться в рамках мирной жизни, только если станут властью, иначе будут убиты, ни одно правительство не терпит такого рода людей.

Властью боевики могут стать только в Галичине, поэтому их бы устроила федерализация Украины или отделение Галичины и создание отдельного государственного образования. Только это позволяет им выжить.

Но тех, кто сидит в Киеве, такой расклад категорически не устраивает, потому что без концепта единой и неделимой Украины они ничего сделать не могут.

Если мы посмотрим на проблемы Крыма, то увидим, что Евросоюз вообще ничего не хочет делать по этому направлению. Это его не очень волнует и точно не является поводом, чтобы ссориться с Россией.

Что касается США, там есть «Ястребы», которые бы хотели устроить войнушку на территории Центральной Европы. И Россия здесь вообще ни при чем, она в данном случае только повод.

Есть президент США, который всего этого не хочет. Я не знаю, чем это закончится, но склонен считать, что рано или поздно Обама как выдающийся политический манипулятор все спустит на тормозах - если не возникнут очередные проблемы в рядах новой власти в Киеве. Пока люди, которые там сидят, не могут легитимизировать свой статус, не могут даже провести нормальные президентские выборы. Это невозможно ни технически, ни с точки зрения здравого смысла. Кандидатов от Галичины не будут воспринимать на Востоке и, соответственно, наоборот.

Если проводить выборы на Украине, то во второй тур попадают два кандидата, из которых один не может поехать на Запад, а второго не примут на Востоке. Как с этим работать – неизвестно, а федерализацию те люди, которые сидят в Киеве, допустить не могут, так как они окажутся никому не нужны.

В результате все оказались в тупике, из которого в Киеве решили выйти самым простейшим и известным во все времена способом – объединить всех боевиков в некую единую силу, которую они назвали «Национальной гвардией», и куда-то эту силу бросить. Понятное дело, куда – на Россию.

Теоретически можно было предположить, что они постараются устроить какие-то провокации перед референдумом, но есть у меня подозрения, что не успеют. Полагаю, что по этой причине референдум и передвинули. Возможны теракты после? Да, разумеется, если эта власть каким-то образом устаканится и ей дадут денег – не очень понятно кто и на каких основаниях.

Что касается референдума, то с учетом и аналогии с Косово, и разных проблем в Шотландии и Испании оспаривать его невозможно. Все это ставит тех, кто его критикует, в совершенно дурацкое положение. Народ имеет право высказывать свое мнение? Имеет, он это сделал. То, что крымчане проголосуют за присоединение к России – всем понятно, поэтому этот вопрос и не обсуждается.

Будут возражения, что Конституция Украины этого не предполагает и надо было договариваться. В ответ мы предъявляем заявления «Яроша и компании». Вопрос – с кем договариваться, с этими товарищами? Они, собственно, кто?

Даже Верховная рада, которая теоретически легитимна, имеет свои проблемы – есть серьезные подозрения, что депутаты, которые якобы голосовали за законопроекты, физически находились за пределами Киева. Кроме того, есть большие подозрения, что голосование проходило под серьезным давлением. Так что и у Верховной рады с легитимностью дела обстоят не очень. У всех остальных институтов власти – вообще катастрофа.

Самое главное – нет объединительного концепта. Люди в Киеве ничего предложить не могут, а когда они подсовывают Югу и Востоку Украины бандеровские принципы, это вызывает, мягко говоря, раздражение.

Чем все закончится, пока сказать сложно. Пока непонятно, насколько сильное давление будет оказываться на Юг и Восток. У меня нет ощущения, что нынешняя команда в Киеве сможет более или менее прочно взять власть в свои руки: прежде всего потому, что у них вообще нет финансовых ресурсов.

На Украине сейчас начинается посевная. Кто ее будет финансировать и как это будет происходить в нынешних замечательных условиях? Кто будет платить пенсии?

В сегодняшнем состоянии Украина не может начать войну. Теоретически, если из Яроша и его сторонников сделать «Национальную гвардию» и годик ее тренировать, сделать разведовательно-террористический центр, запустить на Северный Кавказ и еще куда-то, то можно устроить ряд пакостей для России и Европы. Но для этого надо иметь этот год.

С точки зрения Яроша и компании, им надо отползать на федерализационные схемы. Им пока не дают это делать. Полагаю, как только Яценюк прилетит из Вашингтона, они предложат какой-то план, но я его пока не вижу.

В любом случае, вопрос с Крымом практически решен, и полагаю, это ясно всем. Единственная задача, которая стоит перед нами всеми – не допустить терактов во время отпускного периода. И, конечно, принять превентивные меры по недопущению терактов не только в России, но и в Европе.

Я считаю, что события на Украине – самый крупный международный кризис за последние двадцать лет. Дело здесь даже не столько в самой Украине. С конца восьмидесятых годов между международными игроками начал накапливаться большой объем недомолвок, которые до поры до времени можно было маскировать дипломатией. Но в какой-то момент их число настолько увеличилось, что это уже нельзя было скрывать.

Сейчас мы наблюдаем энергетику холодной войны, которая в настоящую не превратилась, но и не закончилась. Мы не видим какого-то мирного конгресса (которым завершались ранее крупные мировые конфликты).

В результате наблюдается странная ситуация. С одной стороны, вроде все знали, кто победил, а кто проиграл, но об этом никто не говорил. Но не было и правил игры, путь даже навязанных победителем, как это обычно бывает в результате конфликтов при установлении нового миропорядка. То есть правил писаных (или хотя бы неписаных) не завели. Исходили из того, что вроде все понимают, кто победитель, но формально никто никакой капитуляции не подписывал.

В результате получилось, что институциональная мировая структура осталась по примеру середины XX века (по итогам Второй мировой войны), а содержание изменилось.

На первом этапе, в начале 90-х, Россия находилась в непонятном состоянии, и тогда обозначенное положение вещей вроде не мешало. Победившая сторона имела возможность, даже не обозначая правила, поступать так, как считает нужным. А потом возникший дисбаланс стал работать против победившей стороны.

Как написал американский эксперт – никогда не было однополярного мира, так как даже когда не было реальной противостоящей силы в виде Советского Союза или кого-то еще, этой противоположной силой было сопротивление международных сил. Глобальный и совокупный антиамериканизм, который стал резко возрастать по мере давления со стороны мирового доминирующего игрока, привел к тому, что Европа почувствовала, что вроде как все есть, а сделать ничего не может.

В результате уже потом начался подъем России и Китая. Вакуум начал заполняться, но это не привело к балансу.
Какой-то системы отношений, которая должна регулировать отношения между равновесомыми, но равноважными сторонами, так и не появилось.

Это привело к целому ряду кризисов, в том числе и на Украине. Такой накал возник просто потому, что здесь Россия в центре событий. Москва воспринимает происходящее на Украине как черту, за которую нельзя отступать.

Сейчас идет борьба не за то, кто влияет на формирование того или иного правительства. Мы все-таки можем рассчитывать на установление такого баланса сил, который заставит участников мировых процессов вести серьезный разговор о новых правилах игры.

В международной практике таких прецедентов не было. Система международных отношений устанавливалась в результате больших войн победителем.

Полагаю, сейчас не будет ни большой, ни малой войны. Отличие нынешней ситуации в том, что у всех, кто мог бы вести войну, есть ядерное оружие, и срабатывают механизмы сдерживания.

Сейчас широкомасштабных военных действий никто не ожидает. Не очень понятно, с кем бы их там можно было вести. При всем уважении, украинская армия, по-моему (что, собственно, признали и руководители страны), не очень боеспособна. Не думаю, что НАТО сейчас ввяжется в войну – натовские начальники уже не раз сказали, что Украина не член Альянса, поэтому на нее  эти гарантии не распространяются.

Осталось два дня до референдума в Крыму. Сейчас Запад хочет нас переубедить, заставить изменить решение. Отсюда резкое ужесточение заявлений и по санкциям, и по общим предупреждениям (что «это всё очень дорого вам обойдется и в политическом, и в финансовом смысле»).

Я не вижу оснований ожидать каких-то военных сценариев даже после того, как Крым, проголосовав, вероятнее всего, за объединение с Россией, будет присоединен (если верить тому, что говорил сегодня спикер крымского парламента Константинов, полуостров будет присоединен за 2 недели).

Не согласен с мнением, что Европа абсолютно не будет вмешиваться в ситуацию. У нее есть свои интересы, и обмен уколами и щипками может быть ощутимым. Со временем страсти остынут и стороны перейдут к стадии рациональных расчетов.

Россия, вступив в холодную войну с Западом, имеет альтернативы. Вряд ли кто-то в Вашингтоне хочет создать ситуацию, в которой у Москвы не будет иного выхода, как идти на серьезное сближение с Пекином. Оказаться в зависимости от Китая – это не самое приятное. Но тут уже такая большая игра, что каждый вынужден просчитывать свои риски.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".