Статья
1979 13 июня 2014 11:31

Первоочередные действия

Власти Донецкой и Луганской народных республик представили «программы первоочередных действий».

Основные цели правительств самопровозглашённых республик практически тождественны. Это неудивительно: как сообщил лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев, ДНР и ЛНР уже ведут работу по созданию совместной конституции, правительства и парламента.

В республиках намерены в ближайшие 2 года провести выборы в Верховный совет, полностью модернизировать промышленность, национализировать украинскую госсобственность и предприятия олигархов.

Также на территории ДНР и ЛНР объявляется переходный этап, в течение которого будут созданы основы «нового государства», а «все органы власти Украины, действующие на территории республики, должны перейти в подчинение правительству».

Кроме того, власти самопровозглашённых республик планируют до конца 2016 года создать союзное государство с Россией, предусматривающее, как говорится в программе, единое политическое, экономическое и культурное пространство, а также общую систему безопасности. До конца лета 2014 года ДНР и ЛНР намерены открыть границу с Россией и отменить таможенный контроль.

Вся законодательная база республик будет приведена в соответствие с «принципами российского законодательства». При этом, как заверил вице-премьер ДНР Андрей Пургин, власти республики не собираются «копировать политическую систему России». «В перспективе наше законодательство должно на 80% совпадать с законодательством России», — отметил он.

Что касается социальной сферы, то, как говорится в программе развития ЛНР, власти республики до осени выплатят компенсации семьям погибших и пострадавшим в результате силовой операции, проводимой киевскими властями. «Семьям погибших военнослужащих выплатит по 190 тысяч гривен. Семьям погибших мирных граждан выплатит по 160 тысяч гривен. Пострадавшим военнослужащим, ставшим инвалидами – 100 тысяч гривен. Пострадавшим гражданам, ставшим инвалидами – 80 тысяч гривен. Военнослужащим, получившим тяжелые ранения - 20 тысяч гривен, легкие ранения – 10 тысяч гривен. Гражданам, получившим тяжелые ранения - 15 тысяч гривен, легкие ранения – 8 тысяч гривен», - сказано в документе.

Также будут учреждены республиканская комиссия и специальный фонд, которые займутся координацией работы в сфере доставки и распределения гуманитарной помощи.

Кроме того, будет организован процесс возврата «на родину» беженцев после окончания боевых действий.

Как отмечается в программах, власти республик обязуются увеличить доплаты пособий, стипендий и пенсий на 25%, а также отменить двукратное повышение тарифов на коммунальные услуги.

В течение двух лет будет принята долгосрочная программа поддержки материнства и детства, организованы дополнительные выплаты пособий на рождение детей и специальные выплаты для многодетных семей.

По замыслу властей ДНР и ЛНР, 2016 год должен стать решающим «для новых государств». Задача республик до конца этого года – достичь уровня жизни, «сопоставимого с уровнем жизни граждан Российской Федерации и Европейского Союза». «Для сравнения: ВРП на душу населения в соседнем российском регионе составляет 6,4 тысячи долларов (в Луганской  – 3,2 тысячи долларов). Средняя ежемесячная заработная плата на предприятиях Ростовской области составляет 680 долларов (в Луганской – 440 долларов)», - отмечается в программе ЛНР.

В конце обеих программ власти ДНР и ЛНР провозглашает намерение отстаивать независимость своих республик.

Напомним, что Донецкая и Луганская народные республики были созданы в апреле на фоне массовых выступлений пророссийских активистов на юго-востоке Украины. 11 мая в Донецкой и Луганской областях прошли референдумы о статусе регионов. По данным местных ЦИКов, в Донецкой области свыше 89% участников референдума проголосовали за суверенитет региона, в Луганской области - более 96%. По итогам референдумов представители двух областей объявили о своей независимости от Украины. Впоследствии, 24 мая, ДНР и ЛНР подписали документ об объединении в составе Союза народных республик.

Комментарии экспертов

В программах Донецкой и Луганской народных республик приводится хронология, они рассчитаны до 2016 года – если эту хронологию всё время иметь в виду, а не выхватывать отдельные куски из программ, то мне кажется, они вполне реалистичны. Что касается первоначальных мероприятий и программ, запланированных на это лето, то я знаю, что все они выполнимы. Более того, какие-то из них выполняются уже сейчас.

Вопрос, который возникает у всех – где взять деньги на реализацию программ? При этом не учитывается существенный аспект. Несмотря на то, что сегодня налоги из Донецкой республики уходят в Киев, а обратно возвращаются в виде пособий (и то уже не везде, то есть Киев не выполняет своих финансовых обязательств), существует мощнейшая спонсорская поддержка правительств.

Из тех сумм, которые фигурируют в публичном пространстве – донецкое и луганское землячества собрали меньше, чем за 2 месяца более 100 миллионов рублей. Для первоначальных мероприятий, которые прописаны в программе (помощь социально незащищенным слоям населения, минимальное финансирование ополчения и пр.), этого достаточно. А это ведь только начало, сбор средств идет ежедневно. Учитывая тот подъем, с которым в России встречено движение сопротивления, этот поток спонсорской помощи, очевидно, не остановится ни сегодня, ни завтра, ни через месяц.

Те мероприятия, которые Донецкая и Луганская народные республики проводят вопреки финансовым отношениям с Киевом, будут финансироваться из фондов помощи. Что касается системных платежей, которые сейчас плохо, но исполняет Киев, то это вопрос времени. Такого рода решения зависят от политической и военной повестки в том числе.

От России реализация этих программ зависит системно. В программе прописаны первоначальные мероприятия, которые должны облегчить жизнь жителям Донецкой и Луганской республик и укрепить новые правительства, но есть и экономические, и политические перспективы этих молодых государств. Они напрямую и системно зависят от России. Экономики двух республик смогут не только сохраниться, но и развиваться при тех мероприятиях, которые прописаны в программах. Самое главное – это контрактование предприятий, которые до сих пор работают, с российскими заказчиками, а также открытие ранее закрытых предприятий. Некоторые из них, как «Азот» или Лисичанский НПЗ, являются системообразующими. При непосредственном взаимодействии с РФ эти предприятия могут быть открыты, и тогда бюджет Луганской области выйдет на уровень как минимум Ростовской области России, что и декларируется в программе.

Со стороны России нужна политическая воля и некая негласная рекомендация российским предприятиям при прочих равных условиях заключать контракты и размещать заказы на предприятиях Луганской и Донецкой народных республик. Я думаю, этого будет вполне достаточно. То, что было сделано в отношении Крыма публично и официально на уровне указа президента, в отношении ДНР и ЛНР может быть сделано заявлением «в Кремле есть мнение». И этого будет достаточно для российского бизнеса, чтобы ориентироваться на эти экономики с расчетом на какие-то будущие преференции и дивиденды. В этом смысле участие России является системным.

Если говорить о Союзе республик, то, несмотря на ежедневную дезинформацию о том, что в их руководстве все ругаются и чуть ли не стреляют друг в друга, правительство двух молодых республик в ежедневном режиме координирует свою деятельность и взаимодействует. Если это сегодня так, то завтра это тем более будет так. Конечно, этим двум республикам будет проще выстраивать и собственную государственность, и взаимодействие с другими государствами сообща, в каждой экономике есть свои «лакуны», которые «перекрывает» сосед.

Что касается создания совместной конституции, то я считаю это правильным шагом. Зачем писать две конституции, которые будут фактически идентичными? Сам политический контекст диктует необходимость того, чтобы эти конституции были почти идентичными. Между ЛНР и ДНР уже заключён союзный договор, существует «Совет федерации» из 6 человек, сейчас будет создаваться федеральный парламент из большого количества уже избираемых депутатов. Естественно, в этих условиях одна конституция для двух союзных государств более целесообразна.

Поскольку обе республики намереваются в ближайшей перспективе вступать в союзные отношения с Россией (скорее всего, это будет присоединение к союзу России и Белоруссии), то, конечно, лучше это делать одному субъекту, чем наперегонки. Это лишняя суета. Целесообразнее и эффективнее сделать это сообща. В этом смысле у Союза народных республик перспектив больше, чем у каждой из них по отдельности.

Что касается того, насколько реализация программ ДНР и ЛНР зависит от обстановки на Украине: и политическая обстановка, и военная обстановка, и даже обстановка внутри некоторых суверенных и недосуверенных государств (как Украина, например), каждый день оказывает прямое влияние на формирование повестки в Донецкой и Луганской народных республиках, в том числе на реализацию этих планов.

Я не исключаю, что, например, завтра Киев прекратит свои социальные платежи. Они же отключают воду, используют фосфорные бомбы, совершают авианалёты. В этом случае то, что прописано в программах на перспективу, нужно будет делать уже завтра. Надо будет завтра «переключать» все предприятия Союза народных республик на создаваемые национальные банки.

Разумеется, политический и военный контексты влияют на эту повестку и реализацию программ. Но люди в руководстве двух молодых республик показали, что они умеют реагировать быстро и качественно.

Люди, которые сейчас терпят лишения, должны понимать, за что они страдают. Независимость – это всего лишь ярлык. Люди гибнут в окопах в Донецке и Луганске не за этот ярлык, они борются за лучшую жизнь. И эти программы показывают людям, почему они могут рассчитывать на лучшую жизнь и в плане её уровня, и в плане морального и социального комфорта, без постоянного прессинга со стороны галичан, которые пытаются ассимилировать русских и сделать их украинцами.

В этих программах показаны ближайшие перспективы, то, почему жизнь людей после победы станет лучше, чем была до этого. Это жизненно важно. Люди должны понимать, за что они сегодня терпят лишения и за что они воюют - не за абстрактные понятия, а за лучшую жизнь для себя и своих детей, за понятное будущее.

Что из себя будут представлять Луганская и Донецкая республики, если их программы будут воплощены в жизнь?

Во-первых, это будут социальные государства. Там предполагается очень много социальных программ, которые действительно могут воплотиться в жизнь. Например, в программе ЛНР есть пункты о снижении тарифов ЖКХ, о доплатах ветеранам Великой отечественной войны, о пенсиях. Есть пункт, что тем военным, которые перешли на сторону республик, ополчение планирует увеличить заработную плату на 100%. Реализация этих пунктов будет зависеть от правительства республик.

В программах есть и та часть, которая зависит от того, пойдет ли Россия навстречу Донецкой и Луганской республикам. По тезисам этих программ чувствуется, что внешнеполитически республики строго ориентированы на Россию и на вхождение в союзы, главой которых является РФ – речь идёт о Таможенном союзе и ЕврАзЭС.

Например, планируется снижение цены на энергоносители. Это невозможно, если правительство России не пойдет навстречу республикам. Они хотят покупать газ по цене 268 долларов за кубометр. Они хотят признания дипломов и аттестатов на территории России и получения квот для граждан республик на обучение в российских вузах. Это тоже зависит от России - также, как и создание общего политического и экономического союза с Россией.

Что эти республики могут сделать независимо от кого-либо? Они намерены национализировать предприятия тех олигархов, которые не собираются платить налоги в бюджет. В то же время республики планируют поддерживать малый и средний бизнес. Очень хорошая инициатива, которая зависит только от республик - снизить налоги для малого и среднего бизнеса в 2 раза и даже дать каникулы на 5 лет для тех предприятий, которые проводят модернизацию. 

Также очень важно создание армии. В программах говорится о том, что, в отличие от Украины, армия будет комплектоваться только на добровольных началах.

Саму программу я оцениваю положительно. Она действительно отвечает нуждам Донбасса. Это огромный промышленный регион, один из крупнейших на территории бывшего Советского союза. Там 7 миллионов населения, более 50 городов. Реализация этих программ очень важна для республик.

Эти «программы действий» уже утверждены правительствами Донецкой и Луганской народных республик и приняты к реализации. Сейчас они являются планом первоочередных мер для социально-экономического спасения региона. Надо понимать, что сейчас никто, кроме правительства ДНР и ЛНР, не осуществляет подобные меры: киевская власть ровным счетом ничего не предлагает и не делает для стабилизации социально-экономического положения региона.

Эти программы символизируют постепенный переход полномочий от той власти, которая была раньше, к новой. Мы это видели на примере силовых структур, которые переподчинились новым властям республик, затем – на примере пограничников, перешедших на сторону ЛНР и ДНР. Теперь предметом для работы правительств двух республик становится социально-экономическая сфера.

Появление этих программ сейчас архиважно. Именно в данный момент их и нужно было представлять – по той причине, что большинство населения региона сейчас активно в боевые действия не вовлечено (хотя пассивно, к сожалению, вовлечены все). Таким образом, для большинства трудоспособного населения очень важно понимать, что они завтра будут есть.

Я вижу тенденцию, когда жители региона постепенно уходят от довольно плоского потребительского понимания того, что «сегодня есть работа, и всё хорошо, а о политике я могу не беспокоиться». Такой подход уже оказался в прошлом – это было видно по количеству людей, которые пришли на референдум 11 мая. И мы видим, что процесс этот продолжается. Правительствам двух республик нужно действовать в этом направлении.

Сейчас, в преддверии того коллапса украинской экономики, который ожидается осенью, после подписания экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом, правительства двух республик предпринимают экстренные шаги для того, чтобы кризис, который развернется на Украине, не затронул бы население этих регионов. Сделать это очень сложно, но необходимо.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".