Статья
2554 22 июля 2014 5:02

На защите суверенитета

Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности Российской Федерации. На повестке дня вопросы о дополнительных мерах по обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны.

Прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности РФ сейчас нет, заявил президент России на заседании. «Разумеется, прямой военной угрозы суверенитету или целостности нашей страны, конечно, нет, гарантия тому, прежде всего, стратегический баланс сил в мире», - цитируют Владимира Путина РИА Новости.

Глава государства подчеркнул, что Россия со своей стороны «строго соблюдает нормы международного права, свои обязательства перед партнерами и рассчитывает, что другие страны, объединения, военно-политические альянсы в отношении России будут действовать точно так же».

По словам президента, проблемы должны решаться путем диалога.

«Однако сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и санкций, а само понятие государственного суверенитета размывается, неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику, или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. Для этого в ход идут так называемые цветные революции, а если называть вещи своими именами, государственные перевороты», - заявил Путин.

«Конечно, упор делается на проблемы внутри стран - но проблем всегда достаточно, особенно в нестабильных государствах, государствах со сложным режимом», - цитирует Путина ИТАР-ТАСС. «Конечно, проблемы всегда есть, только непонятно, зачем использовать их для полной дестабилизации и развала стран - что мы часто видим в последнее время в различных регионах мира», - посетовал президент.

«Часто ставка делается на радикальные националистические, а то и просто неофашистские, фундаменталистские силы - так как это происходило во многих странах постсоветского пространства и так, как происходит сейчас на Украине», - пояснил Путин. По его словам, «люди пришли к власти вооруженным, антиконституционным путем». «Да, после переворота были проведены выборы, но странным образом почему-то во главе государства опять оказались те, кто финансировал, либо осуществлял переворот, а часть населения страны, которая не согласна с таким развитием событий, также силой и пытаются подавить», - отметил глава государства. «Без всякой попытки провести хоть какие-нибудь переговоры», - добавил он.

«Безусловно, "в лоб" подобные методы в отношении России не пройдут», - отметил глава государства.

Путин уверен, что рецепты, которые действуют в отношении слабых и несостоявшихся государств, «у нас не сработают». «Наши люди, наши граждане, граждане России этого не допустят. И никогда не примут», - заключил он.

Нынешнее заседание проходит на фоне резкого обострения отношений России со странами Евросоюза и США на почве разногласий по ситуации на Украине, которые привели к тому, что против ряда граждан РФ и российских компаний были введены санкции, напоминает ИТАР-ТАСС. Усиление международного давления на Россию наблюдается после крушения на востоке Украины пассажирского лайнера Boeing 777, в результате которого погибли 298 человек. США и их союзники придерживаются версии, что якобы самолет сбила ракета класса «земля – воздух», которую ополченцам поставила Россия, отмечает РБК.

Источника газеты «Известия», близкий к членам СБ РФ, утверждает, что на повестке дня стоят не столько внутренние, сколько внешние угрозы, и членам Совета безопасности предстоит выработать подходы, как противостоять негативным факторам влияния и работать на упреждение.

Речь идет прежде всего об информационной войне, которая развязана против России. Пока, к сожалению, как отмечает источник, информационное противодействие является не самым сильным. Среди предложений, которые обсудят собравшиеся, организация системной контрпропаганды, направленной на формирование общественного мнения как за рубежом, так и внутри России, с использованием в том числе и интернет-технологий. Кроме того, собеседник издания отметил, что в ходе заседания будут обсуждаться вопросы безопасности Крыма, приграничных зон, тема миграции и многое другое.

Владимир Путин еженедельно проводит оперативные совещания с постоянными членами Совбеза, на которых обсуждаются актуальные проблемы в России и в мире, имеющие отношение к вопросам национальной безопасности. Примерно один раз в квартал глава государства собирает расширенные заседания Совета Безопасности для рассмотрения отдельных важных направлений.

Последние заседания с участием президента были посвящены проблемам безопасности, противодействия экстремизму и другим вопросам. Так, на заседании 25 февраля 2014 года члены Совбеза обсудили развитие ситуации на Украине, в декабре 2013-го – актуальные темы внутренней и международной повестки дня, в ноябре – затронули вопросы обеспечения информационной безопасности госорганов, особенно в свете информации об активизации деятельности зарубежных спецслужб, в октябре – вопросы социально-экономического развития России, в сентябре 2013 года – основные направления государственной политики на территории Северного Кавказа.

Совет Безопасности - совещательный орган при президенте РФ, который готовит решения по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению безопасности. Совбез формируется президентом, который является его председателем. В его состав входят постоянные члены - главы правительства и министерств и ведомств силового блока, спикеры обеих палат парламента, также члены СБ РФ - полпреды президента в федеральных округах, начальник Генштаба, генпрокурор РФ и ряд других представителей высших органов власти.

Комментарии экспертов

На заседании Совбеза РФ президент России Владимир Путин заявил, что угрозы суверенитету и территориальной целостности страны сегодня нет и гарантия тому – стратегический баланс в мире. Речь, видимо, идет о том, что возникает многополярная конструкция мира, и непосредственной угрозы однополярного мира уже нет. Президент недавно вернулся с саммита БРИКС. По численности населения и экономике это одни из самых больших стран, которые становятся ведущими государствами. И в этой ситуации резкое нарушение баланса вряд ли будет возможно.

 

Действительно, мы видим, что делаются попытки сплотить евроатлантический мир против России. Америка пытается восстановить себя в качестве индустриальной державы, делая Европу своим приоритетным рынком. И для этого делается попытка поставить Европу под определенный полный политический контроль. Но это тоже не очень удается. Здесь пока большой вопрос, куда будет двигаться Европейский союз, а двигаться он будет. Думаю, что сейчас наши союзники – это не наши непосредственные соседи. Хотя Китай является нашим соседом, но что касается Индии, Бразилии, Аргентины – они не соседи. При этом с ними могут быть лучшие отношения, чем даже со странами нашего непосредственного евразийского окружения. Со стороны последних мы не видим внятной политической поддержки во время кризиса. Возможно, какая-то стратегия России будет сейчас более глобальной, чем на самом деле она могла бы быть до этого кризиса, когда приоритетной задачей все-таки было евразийское сотрудничество в рамках Таможенного союза. Сегодня гораздо более теплое и непосредственное понимание мы встречаем у тех стран, которые непосредственно с нами, кроме Китая, не соседствуют.

 

Но не надо сбрасывать со счетов и Европу. Я бы даже и Америку тоже не сбрасывал со счетов, как бы это ни казалось смешно, потому что через два года выборы, и далеко не факт, что на этих выборах обязательно победят антироссийские силы. Но, разумеется, для этого надо что-то делать. Во всяком случае у нас не такая плохая ситуация, и даже Европа и Америка далеко не так однозначно стопроцентно нацелены против нас, как это кажется, исходя из нынешней конъюнктуры. Разумеется, это потребует для нас различения друзей и врагов в каждой из конкретных стран, то есть понимания того, что есть силы, которые нацелены с нами на сотрудничество, и есть силы, которые нацелены на стопроцентную конфронтацию. Желательно, естественно, чтобы побеждали первые, и проигрывали вторые. Для этого надо что-то делать, надо перестраивать наши дипломатические, общественные канал взаимодействия, но не стоит думать, что все потеряно.

 

Некоторые эксперты говорят, что отсутствовала четкая линия на пространстве СНГ, что и привело к сегодняшней ситуации. Это в некоторой степени правда., Макфолл когда-то придумал термин - double track diplomacy, т.е. дипломатия двух направлений, вагонов, что означает развивать дипломатию одновременно с правящими элитами и гражданским обществом.

 

С гражданским обществом особенно мы никакой дипломатии не развивали, его сложно найти в некоторых странах. Но на Украине, оно, несомненно, присутствовало. И там как раз можно было искать какие-то каналы коммуникации. В Белоруссии, я думаю, оно тоже есть. То есть нужно отвечать не только на чаяния непосредственных правящих элит и во всем им подыгрывать, нужно искать канал коммуникации с обществом, иначе мы можем многое потерять. Вот этот момент, мне кажется, требует для нас понимания, что нигде single track diplomacy уже не проходит, нужно видеть общество, понимать, откуда могут приходить какие-то угрозы и не проигнорировать его.

Главную угрозу целостности и суверенитету России представляют наши коллеги из Вашингтона, их политика в отношении России. Как эта политика будет реализовываться: будет ли она реализована через подрывную деятельность на границах России – на Украине, в Грузии, Прибалтике, будет ли она реализована исходя из инфильтрации террористов и активизации исламского терроризма на Северном Кавказе или во внутренних губерниях нашей страны - мы не знаем. Но это и есть главная проблема. К большому сожалению, медовый месяц в наших отношениях с Западом кончился, ситуация более чем прояснилась, и как следствие, имеем то, что имеем.

Что Россия сегодня может противопоставить, так это отсутствие воровства, грамотную кадровую политику и идею о том, что на всех постах, где от человека что-либо серьезное зависит, находятся люди, которые выполняют свои обязанности, а не пополняют собственные карманы. Если у вас есть государство, у вас есть все те, кто не хочет, чтобы оно у вас было, и только от вас зависит, будет оно у вас или нет. Во времена великих князей или царей, империй или Советского Союза, постсоветской России – все одно и то же. Повторю еще раз, это кадровая политика, которая или правильная, и тогда у вас эти правильные люди решают любые проблемы, или какая есть, и тогда, извините, может, и пронесет, а может, и нет.

Что касается союзников, то ни у какого государства их них нет. Союзниками государства, как говорил канцлер Горчаков, являются армия и флот. Прибавляю к этому войска стратегического назначения, ракеты. Что касается внутренних союзников, то союзником власти может быть только народ. А умеет власть опираться на население или нет, это уже ее проблемы.

В плане ресурсов, чтобы обеспечить те же самые армию, флот и кадры, то надо сказать, что мы живем в самой большой стране на планете. Мы живем в единственной стране, которая полностью обеспечена минеральными ресурсами. Мы живем в государстве, которое имеет выход ко всем океанам, кроме Индийского. Мы живем в государстве высокотехнологическом и в государстве, в котором существует масса пока еще недоуничтоженных университетов, и даже «недобитая» Академия наук. В государстве, что редкость, с профицитом бюджета из-за колоссальных запасов нефти и газа. Надо удивительно много красть или удивительно плохо управлять, чтобы при этом не хватило ресурсов на все, что необходимо, и еще и не осталось в запас.

Угрозы суверенитету на сегодняшний день связаны, в основном, с международными санкциями, которые ограничивают суверенность внешнеэкономических связей Российской Федерации.

Угроза территориальной целостности связана уже с необходимостью эвакуировать собственных граждан из приграничных территорий, где ведутся военные действия, и угрозами украинского руководства провести парад победы в Севастополе. Так что список большой. Что сегодня Россия может противопоставить этим угрозам? У России как всегда, союзники – армия и флот. Совокупная военная мощь России сейчас вторая на планете, так что в принципе защитить нам есть чем и есть что защищать. Поэтому я бы не стал преувеличивать угрозы территориальной целостности России.

В целом внешний фон неблагоприятный. А что касается внутренних вопросов, то существует много мнений, нужно ли менять как-то ориентиры в экономике, в развитии страны. Я считаю, что нужно менять экономическую политику и включать экономический мотор развития внутри страны, что можно сделать с помощью более активной бюджетной политики и увеличения доступа к кредиту.

Что касается дефицита иностранных инвестиций, то об этом речи не идет. У нас, как правило, большая часть иностранного капитала имела российское происхождение и проходила через офшоры. Деофшоризация решает проблему с капиталом. У нас инвестиции могут быть и внутренние, в стране довольно большой объем есть средств, которые, к сожалению, не инвестируются.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".