Статья
2501 2 сентября 2014 11:21

Минский контакт

В понедельник 1 сентября в Минске состоялось заседание контактной группы по Украине. О возобновлении работы в таком формате президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин договорились еще на саммите в Минске 26 августа, передает МИА «Россия сегодня».

Киев представлял второй президент страны Леонид Кучма, Россию — посол на Украине Михаил Зурабов, ОБСЕ — спецпредставитель Хайди Тальявини, самопровозглашенную Донецкую народную республику — вице-премьер Андрей Пургин, а Луганскую — председатель Верховного совета Валерий Карякин.

На переговорах обсуждалось мирное разрешение конфликта, пре­дполагающее сохранение самопровозглашенных республик в составе Украины. План ополченцев предполагает широкую автономию ДНР и ЛНР, возможность иметь собственные вооруженные формирования и вести самостоятельную торговлю с Россией и Таможенным союзом. К компромиссу стороны пока не пришли. Переговоры продолжатся 5 сентября.

«Мы привезли порядка восьми-девяти пунктов предложений. Здесь все: пленные, гуманитарная миссия и другие важные вопросы», — цитирует «Интерфакс» заявление Андрея Пургина перед началом переговоров.

Народные республики еще до начала переговоров опубликовали в СМИ свои требования: гарантировать политическое, экономическое и культурное единство Украины самопровозглашенные республики готовы в обмен на признание особого территориального статуса самопровозглашенных республик, прекращение силовой операции и проведение свободных выборов, особый статус русского языка на территориях ДНР и ЛНР, безусловную амнистию для участников ополчения, право на назначение прокуроров и судей, право использовать русский как официальный язык.

Еще одно требование — особый порядок внешнеэкономической деятельности для регионов, позволяющий им усилить интеграцию с Россией и Таможенным союзом. Кроме того, ополченцы требуют установления на этих территориях особого режима охраны порядка, в том числе специальными формированиями вооруженных граждан.

В воскресенье пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указал, что Владимир Путин призывал обсуждать статус самопровозглашенных республик в составе Украины. Вчера Песков уточнил РБК, что на переговорах президентов России и Украины в Минске 27 августа тема статуса ДНР И ЛНР даже не могла обсуждаться, поскольку это не тема российской стороны.

В заявлении, которое цитируют российские агентства, ДНР и ЛНР также предлагают Киеву выдвинуть в качестве переговорщика человека, находящегося на государственной службе (Кучма государственного поста не занимает). После этого на первом этапе переговоров народные республики могут делегировать мандат на ведение переговоров от их имени с таким представителем. На втором этапе, по согласованию сторон, переговоры могут вестись непосредственно между официальными представителями Украины и официальными представителями правительств народных республик. Президент Украины Петр Порошенко не раз отмечал, что с представителями самопровозглашенных республик переговоры вестись не будут, так как он считает их преступниками и террористами.

Москва считала необходимым на переговорах в понедельник начать согласование незамедлительного прекращения огня без предварительных условий, сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров на выступлении в МГИМО.

По итогам переговоров, которые продлились четыре часа, Пургин заявил, что разногласия сохранились. На следующей сентябрьской встрече возможно обсуждение прекращения огня и обмена пленными.

Комментарии экспертов

Первый раз представители Донецкой народной республики и Луганской народной республики участвуют в работе контактной группы, что вполне понятно и закономерно, потому что они являются одной из воюющих сторон. Стремление Запада до этой поры обойтись без одной из сторон конфликта выглядело странно, хотя вполне в стиле Запада. Привлекались все, кто угодно: Россия, Европейский Союз, Соединённые Штаты, Таможенный союз, Киев и т.д. – все, кроме Новороссии – нового государственного субъекта.

Переговоры в Минске – это, безусловно, де-факто признание Народных Республик.

Кроме этого, ситуация коренным образом изменилась на фронтах. Украинская армия близка к своему полному разгрому, фактическому и моральному. Если во время первых переговоров, которые проходили в Донецке с участием Бородая, Кучмы и Зурабова, ещё было совершенно не ясно, чем закончится военное противостояние, то сейчас уже совершенно понятно, что шанса удержать ситуацию военным путём у Киева нет.

Сейчас главная задача Киева – перейти к политическим переговорам. Это главная трудность – и Запад, и Киев делают всё возможное, чтобы новое государство не признать, и, соответственно, каким-то образом нивелировать эффект от своего совершенно позорного военного поражения. Для этого Порошенко старается убеждать весь мир, что Украина воюет с российской армией, потому что трудно объяснить миру, что государственная регулярная армия после четырёх волн мобилизаций проигрывает, как они говорят, каким-то непонятным террористам, реконструкторам, электрикам, шахтёрам, дирижёрам Казачьего хора и т.д. Естественно, им остаётся только рассказывать сказки про полномасштабное российское вторжение.

Армия Новороссии уже имеет шансы не просто отвоевать всю территорию бывших Донецких и Луганских областей – нынешних суверенных государств, но и выйти за эти пределы. Понятно, что Новороссия как субъект уже состоялась. Весь вопрос в том, каковы будут её границы – будет ли она локализована лишь только в границах Донбасса и Луганщины, либо она выйдет за их пределы, освободит от киевского режима ещё какие-то территории.

Поскольку Киев до последнего момента уходил от вообще какого-то хотя бы подобия политического урегулирования и на серьёзные переговоры не шёл, то республикам оставался единственный выход – утверждать свои позиции с помощью военного противостояния.

Ополченцы неоднократно заявляли, что война прекратится при двух условиях. Первое – как только Киев прекратит стрельбу, то есть свернёт так называемую антитеррористическую, а на самом деле карательную, операцию. И второе – когда он признает независимость этих двух республик. Понятно, что распад Украины де-факто просто уже состоялся, а Украина утратила свою независимость как государство. И теперь вопрос уже стоит о государственности самой Украины.

Совсем недавно звучала опять тема федерализации – что якобы Киев предоставляет на каких-то условиях автономию, принимает какие-то либеральные законы о языке и т.д. Но, в принципе, федерализация умерла ещё весной. Условно говоря, до присоединения Крыма и до референдума 11 мая в Донбассе и Луганске ещё можно было обсуждать, так или иначе, федерализацию. После 11 мая это уже потеряло смысл. Распад Украины состоялся.

Пятого сентября на переговорах в Минске мы ничего совершенно не ждём. И вчера первым вице-премьером Андреем Пургиным, который участвовал в переговорах, а потом уже устами премьер-министра Захарченко было сказано, что никаких судьбоносных решений, и даже никаких серьёзных обсуждений будущего политического устройства, конфигурации ЛНР, ДНР, Киева, не обсуждалось. Пока обсуждали вопрос только обмена пленными, всех на всех, гуманитарных коридоров и т.д.

Всё время обсуждаются условия прекращения огня и т.д. Пока нет окончательной военный победы, и военная кампания не закончена, обсуждать вопросы государственного строительства преждевременно. На этом настаивают, соответственно, ДНР и ЛНР.

По оценкам некоторых представителей руководства Новых Республик, которые уже высказываются кулуарно, до конца зимы с Киевом обсуждать политическое устройство, наверное, не придётся. По крайней мере, армия Новороссии запасается зимними комплектами формы, белыми маскхалатами для укрытия в снегу и т.д. Понятно, что люди готовятся к довольно затяжной осенне-зимней кампании. И где-то к концу зимы, судя по всему, результат будет уже оформляться какими-то соглашениями.

Проблема в том, что Киев не собирается ничего обсуждать. У украинских властей у самих в Киеве политическая напряженность и вполне реален правонацистский переворот силами правых радикалов, которые упрекают Порошенко в том, что он недостаточно жёстко ведёт антитеррористическую операцию, держит армию на поводке, бросает людей в котлы на верную гибель, как пушечное мясо на убой. Вполне возможно, что судьба режима Порошенко будет решена раньше, чем будет какая-то чётко оформленная военная победа Новороссии.

Проблема не в Порошенко лично. Грубо говоря, Донбассу совершенно всё равно, отдаёт приказы Порошенко или сменивший его Ляшко, например. Для них главное – решить проблему в принципе. Они раз и навсегда 11 мая высказались, что они хотят жить отдельно, самостоятельно, им не интересно обсуждать автономию и всё прочее. Единственная проблема – чтобы никто не стрелял, перестала литься кровь. Вот это есть предмет обсуждения.

Перспектив у переговоров по статусу Народных Республик 5 сентября в Минске нет. Предложения ни с одной, ни с другой стороны приняты не будут, они взаимоисключающие.

Как я уже говорил, Порошенко ограничивает возможности внутриполитической ситуации. Настроение той части народа, которая его поддерживает, продолжает оставаться неудовлетворительным. Жители Украины стремятся к победе. Они не очень хотят, чтобы их родственники воевали, но победить они всё равно хотят.

Для Порошенко сейчас любой компромисс (а компромиссом может быть признание какого-то статуса Новороссии) практически невозможен. Как только он начнёт переговоры по этой проблеме, у него начнётся серьёзная внутренняя дестабилизация вплоть до того, что возможен протест его собственной карательной армии. Такое тоже не исключено. Военные объявят президента предателем и продолжат войну.

Поэтому разные предложения могут выдвигаться с разных сторон, но договориться будет очень сложно. Те предложения, которые будут предлагать представители Новороссии, будут неприемлемы для Порошенко, условия Порошенко будут неприемлемы для ЛНР и ДНР. Причём надо учитывать, что всё это происходит в условиях наступления войск ополченцев. Любая уступка будет приниматься в Киеве как слабость Порошенко. А с каждым новым днём наступления, занятием всё новых и новых территорий, будет расти позиция Новороссии. После нескольких месяцев варварских обстрелов ополчение тоже не готово отступать. Поэтому уговорить прекратить боевые действия тоже будет достаточно сложно. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда в Минске о каком-то компромиссе, возможно, договорятся, а боевые действия будут продолжаться.

Кучма – просто украинский политик. Вот Кучма съездил в Минск. Он не является официальным представителем Украины. В лучшем случае посредник, причём ангажированный – поскольку выступает с позиции Киева на переговорах. То, что до сих пор переговоры ведутся на уровне Кучмы, свидетельствует о том, что какие-то взаимные решения не найдены.

Российская Федерация достаточно активно участвует в организации этих переговоров. Россия и Новороссия делают всё возможное для урегулирования ситуации, и демонстрируют Западной Европе: «Мы этого хотим, с нами же не хотят договариваться. Мы предлагаем им возможность мирного урегулирования. Нам предложили переговоры, мы пришли на переговоры». Когда потом спрашивают – почему продолжается война, вы говорите: «Вы видите, мы ни о чём не договорились. Продолжаем переговоры». Переговоры могут идти параллельно войне годами.

12 марта 2024 Новости  Эскалация украинского кризиса: станет ли Европа стороной конфликта Заявление Макрона о возможности отправки войск Франции на Украину раскололо Европу, отмечает эксперт американского аналитического центра — Института ответственного государственного управления Куинси Молли О’Нил. По ее словам, недавние события на поле боя свидетельствуют о том, что на фоне прекращения американской поддержки Украины военное преимущество может перейти к России. 21 марта 2024 Анонс  Саммит ЕС 21-22 марта лидеры Евросоюза обсудят дальнейшую помощь Украине. 27 февраля 2024 Новости  Когда закончится украинский конфликт: эксперты о тенденциях противостояния В понимании украинского конфликта произошли глобальные перемены, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. В эфире 26 февраля эксперты обсудили перспективы также выделения помощи Украине, законопроект о мобилизации и ряд других актуальных политических тем.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".