Статья
1337 28 сентября 2009 0:01

Заседание по миграционной политике

Состоялось заседание правительственной комиссии по миграционной политике.  Главный вопрос -  эффективность управления миграционными процессами в условиях кризиса.

На заседании комиссии директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский сообщил, что число иностранцев, которые едут работать в Россию, в этом году на фоне экономического кризиса сократилось на треть.  По его словам, в настоящее время в России легально работают 1.8 млн. иностранных граждан. При том выделенная на 2009 год для привлечения иностранной трудовой силы квота в 2 млн. человек использована лишь на 56%, сообщил Константин Ромодановский.

В то же время в России нелегально работают до 5 млн. иностранных граждан.  Всего с начала 2009 года Россию посетили 10,5 млн иностранных граждан, сообщил глава ФМС на заседании комиссии.

Судя по заявлениям, сделанным главой ФМС на заседании, миграционная структура может измениться, и на российском рынке труда появятся не только иностранный персонал рабочих профессий, но и квалифицированные кадры.

Иностранные трудовые мигранты с высокой и уникальной квалификацией будут получать в упрощенном порядке вид на жительство в России и налоговые преференции, сообщил Константин Ромодановский.  "Уже подготовлены изменения в законодательство, которые позволят этой категории мигрантов в ближайшем будущем получать в упрощенном порядке виды на жительство и преференции по налогообложению", - сказал директор ФМС.

По его словам, такие специалисты нужны России даже в условиях кризиса, а еще более необходимы они станут по мере выхода из кризиса и расширения масштабных инвестиционных проектов. 

При этом он отметил, что известен положительный опыт Евросоюза по введению "голубых карт" для высококвалифицированных мигрантов, а также опыт США по привлечению специалистов в сфере инноваций.

Кроме того, может измениться система квотирования иностранной рабочей силы, сами субъекты федерации смогут устанавливать квоты, не превышая федеральный уровень.
На заседании комиссии Константин Ромодановский сказал, что нынешний процесс формирования квот "сложен и неоправданно растянут по времени". "К сожалению, сегодня регионы еще не могут объективно планировать рынок труда в пересчете на специальности, профессии и квалификации", - сказал глава ФМС.

По его словам, нынешняя система квотирования оставляет "в стороне" от заявочной кампании малый и средний бизнес, а также физических лиц, которые не могут планировать объемы своих работ на 1,5 года вперед.

В настоящее время квоты на привлечение иностранной рабочей силы утверждаются правительством на основе заявок от регионов и после их согласования с Минздравсоцразвития.
Как сообщалось, изначально на 2009 год планировалось привлечь в Россию почти 4 млн иностранных трудовых мигрантов, однако затем в связи с кризисом было принято решение заморозить квоты примерно наполовину - до почти 2 млн. Эта квота также была снижена на 52 тыс. человек в целом по субъектам РФ.

 

Комментарии экспертов

В России к мигрантам отношение довольно негативное, особенно к инозычным и инокультурным. Россияне воспринимают их не как возможность пообщаться с интересными людьми или как-то усилить человеческий и культурный потенциал России, а скорее как угрозу себе, как конкурентов на рынке труда, как источник криминала, как источник беспокойства, раздражения. И это мнение достаточно устойчивое.

Единственное, о чём можно говорить, как об изменениях – это то, что в период кризиса о мигрантах говорят меньше. Есть две причины. Первая – появились другие проблемы, прежде всего безработица, снижение доходов, рост цен, а тема мигрантов и связанных с ними преступности как бы отошла на второй-третий план. Не потому, что преступности стало меньше, а потому, что появились другие темы, а информационное пространство не резиновое. Если появляется какая-то новая тема (особенно такая мощная, как кризис), многим другим приходится посторониться.

Конечно, было опасение, что недовольство людей ухудшением экономической ситуации направится в сторону ксенофобии, гонения на мигрантов и т.д. Такие признаки действительно были, но их удалось очень быстро купировать. В том числе и благодаря тому, что власть быстро среагировала и ещё непосредственно после начала кризиса скорректировала в сторону уменьшения квоты на привлечение мигрантов.

Вторая причина, почему сегодня меньше говорят о мигрантах – это то, что их действительно стало меньше. Мигранты едут в страну, где лучше, чем у них на родине, где больше рабочих мест, больше оплата и т.д. Поэтому когда в России был экономический подъём, мигранты к нам прибывали толпами. Сегодня у нас достаточно глубокий спад, и мигранты теряют тягу сюда идти. Это тоже одна из объективных причин, почему о них меньше говорят и меньше эту проблему называют в качестве вопиющей.
 

России сейчас нужна именно квалифицированная рабочая сила. Очень правильно, что ФМС решила озаботиться преимуществом предоставления виз и правом на работу именно этой категории гастарбайтеров. Наконец-то мы слышим нечто разумное от ФМС. Однако хотелось бы напомнить, что по данным Федеральной миграционной службы в России, официально работают меньше 2 миллионов иностранных граждан, а по данным той же ФМС в России проживает 7,5 миллионов иностранных граждан (гастарбайтеров). Чем занимаются остальные 5,5 миллионов - ФМС не знает, и  в этом проблема.

Очень хорошо, что визы будут выдавать преимущественно тем, кто имеет высокую квалификацию, но очень плохо, что они не контролируют остальные 75% тех мигрантов, которые въехали в страну и неизвестно чем занимаются. В принципе, от этого ведомства хотелось бы видеть гораздо более продуктивную и скоординированную политику по защите российского рынка труда. В частности, большинство вакансий, которые заполнены в Москве гастарбайтерами, вполне могли бы быть заняты самими москвичами или, по крайней мере, гражданами РФ.
 

Объём иммиграции из стран СНГ сократился за последние годы, особенно за последние полтора-два года, в силу кризисных явлений, сокращения возможности получить работу здесь и в силу более жёсткого контроля со стороны властей РФ. Но какой-то достаточно серьёзный объём всё равно будет оставаться, иначе встанут многие сферы нашей жизни, мы нанесём ущерб развитию нашей страны и интересам граждан, которые пользуются услугами иммигрантов в личном порядке, начиная с рабочих которые ремонтируют квартиры, дачи или строят что-то для частных лиц. Я уж не говорю о крупных работодателях, которые, начиная с олимпийских объектов и кончая мелким бизнесом, пользуются этими услугами.

Сегодня существует проблема интеграции мигрантов, особенно тех, которые здесь живут подолгу и, вероятно, хотели бы остаться на постоянное жительство с перспективой получения гражданства. Нужны какие-то образовательные, языковедческие курсы, необходимы какие-то контакты с населением,  людьми других культур, традиций, другого облика, вероисповедания.

Есть проблема адекватного образа роли миграции, образа самих мигрантов. Кроме того,  никого не наказывают за то, что люди жестоко обманывают мигрантов, не выплачивая им зарплаты за сделанную работу, и тем самым ставят их в отчаянное положение. Они не могут не только получить эти деньги, но даже купить билеты и нормально уехать из страны. Это очень отрицательно сказывается на образе нашей страны среди этих людей. Это отрицательно сказывается и на отношении к русским и русскоязычным, которые продолжают жить в тех странах, куда мигранты вернутся. Это вообще чревато негативными последствиями.

Ситуация в сфере миграции сейчас  не такая  драматическая, как, скажем, было 4-5 лет назад, когда неконтролируемая и незарегистрированная миграция составляла подавляющее большинство. Сейчас, в результаты усилий, которые предприняты государством, властями, большая часть мигрантов всё-таки относится к категории контролируемых или зарегистрированных. О них имеется информацию, имеются данные. Возможность воздействия и управления гораздо больше со стороны государства и со стороны общества.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".