Комментарий
1464 8 декабря 2014 16:27

В условиях кризиса децентрализация на Украине невозможна

Богдан Безпалько политологБогдан Безпалько

Богдан Безпалько
политологБогдан Безпалько
Украина готова к децентрализации власти, заявил ее президент Петр Порошенко в поздравлении по случаю Дня местного самоуправления, который отмечается на Украине с 2000 года.

Подробнее — в материале «Децентрализация как уловка».

Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова, член президентского Совета по межнациональным отношениям Богдан Безпалько рассказал «Актуальным комментариям» о перспективах реформ территориального устройства в условиях кризиса, а также о том, какая модель децентрализации подходит Украине.

«Мне кажется, что разговоры о децентрализации больше относятся к области риторики и демагогии. На самом деле, эти разговоры ни к чему не приведут, разве что только к затягиванию процесса и к определенным уступкам со стороны России и Донецко-Луганских народных республик.

Разговоры о децентрализации можно было вести еще до украинского кризиса, до его горячей кровавой стадии. В принципе существуют определенные механизмы, которые используются многими государствами для решения именно проблем децентрализации — это федерализация государства. На Украине этот вопрос всегда был под запретом даже на обсуждении, не говоря о том, чтобы вынести его на всенародный референдум.

В тех условиях, безусловно, референдум мог бы показать относительно репрезентативное отношение граждан Украины к этому вопросу. Сейчас в условиях войны, в условиях, когда Крым уже не входит в состав Украины, когда Донбасс находится в состоянии войны, проводить децентрализацию крайне затруднительно. Между тем, все остальное население Украины подвергается жесточайшему информационному воздействию. Безусловно, ни референдум, ни подобного рода реформы по вопросу децентрализации и федерализации сейчас невозможны.

То, о чем говорил Порошенко, это разговоры ни о чем. Я не понимаю, каким образом децентрализация может привести к тому, что конфликт на Донбассе перейдет хотя бы из горячей стадии в спокойную. Кроме того, не видно никаких мер, которые кардинальным образом меняли бы отношение центра к регионам. Поэтому я и думаю, что это просто очередной прием киевского руководства для того, чтобы затянуть процесс подольше и задушить Донбасс экономической блокадой.

Что касается особого статуса языка, о котором ранее говорил Порошенко, то я думаю, что какая-то радикализация в этом отношении возможна, но, опять же, вопрос с языком тоже надо было решать раньше. Ведь еще после прихода к власти Ющенко ряд регионов считали русский язык региональным языком, причем основываясь на решении местных органов власти. То есть вроде бы была эта децентрализация в действии. И Киев, надо сказать, на это очень жёстко реагировал.

Порошенко неоднократно декларировал, что его гуманитарная политика будет унитарной, жесткой, националистической, и что никаких прав русскому языку он предоставлять не будет. Поэтому его робкие обещания сейчас отдать вопрос языка регионам тоже ничего не значат. Это просто-напросто риторика, также как и относительно децентрализации. Потому что сегодня он дает эти возможности, а завтра он их заберет. Соответственно, все вопросы и децентрализации, и русского языка будут отброшены назад, и люди останутся с тем же, с чем они были до так называемого процесса децентрализации.

Кроме того, есть масса вопросов о модели будущей децентрализации. Ранее Порошенко заявлял, что собирается обратиться к опыту Польши, но, на мой взгляд, эта модель совершенно не подходит Украине.  

Польша — это моноэтническое государство. Там подавляющее большинство населения — это поляки и люди, которые уже давным-давно ассимилировались и тоже считают себя поляками. Поэтому, я считаю, что польская модель децентрализации никак не подходит для Украины с ее очень разным этнически, ментально и говорящим на разных языках населением. И хоть Украина и ратифицировала Хартию по региональным европейским языкам, но, очевидно, что она не собирается ее выполнять. В данной ситуации переносить польский опыт на территорию Украины — это все равно, что переносить опыт нацистской Германии на Советский Союз: это вызовет лишь дополнительную напряженность. Не может польская модель (модель моноэтнического государства, фактически монорелигиозного) работать в условиях столь разнообразной этнически Украины.

Украине в этом смысле могла бы подойти модель Российской Федерации с существованием в ряде регионов статусов республик, автономных областей, автономных округов. Речь идет о  предоставлении полной самостоятельности в гуманитарной составляющей, когда в регионах может изучаться и использоваться в государственных и образовательных учреждениях родной язык. Также Украина могла бы взять на вооружение модель Германии, где у ряда земель тоже есть достаточно широкие права, в том числе и в гуманитарной области. Поэтому я думаю, что выбор польской модели как раз и обусловлен тем, что она соответствует той идеальной унитарной Украине, мононациональной, которую пытаются создать сейчас украинские националисты в Киеве.

Мне кажется, что в условиях нынешнего кризиса и экономической стагнации, какие-либо процессы реформирования экономики и территориального устройства на Украине невозможны. Украина является одной из самых коррумпированных стран. Это признание организации Amnesty International. Этот факт вызвал возмущение даже у тех американских политиков и силовиков, которые всячески поддерживают Украину в своих геополитических интересах. Поэтому говорить о том, что все эти миллиарды, которые Евросоюз собирается выделить Украине на осуществление реформ, будут использованы регионами, по меньшей мере, преждевременно.

Сейчас Киев экономическими рычагами душит жителей Донецкой и Луганской областей, отказывая им в пенсии, зарплате, в лекарствах, еде, фактически обрекая их на уничтожение. Поэтому говорить о том, что эти регионы сейчас получат какую-либо самостоятельность, тем более, часть из этих денег, на мой взгляд, абсолютно необоснованно. Сомневаюсь я и в том, что эти деньги будут выдержаны в таких размерах, потому что сейчас Евросоюз находится в достаточно тяжелом состоянии.

Ряд его основных двигателей, таких как Германия и Франция, находятся тоже в состоянии экономического кризиса, поэтому для них выделение таких значительных сумм как 55 миллиардов евро, на мой взгляд, будет тяжелейшим ударом по их собственным экономикам, особенно в условиях санкционной войны с Россией, которая являлась одним из основных рынков сбыта товаров, производящихся в этих странах. Таким образом, мне кажется, что говорить о том, что эти деньги могут быть выделены, и что они могут быть с умом потрачены на Украине, преждевременно».
26 апреля 2024 Новости
Украина на грани поражения
 Украина на грани поражения Украина и западные страны серьезно уступают России в производстве вооружений, и новый пакет помощи США станет формулой затягивания, а не прекращения конфликта, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, финансирование со стороны Конгресса может обеспечить заказы на закупки, но не решит проблему огромного неравенства в трудовых ресурсах между Украиной и Россией.
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".