Статья
11 Сентября 2015 21:43

Выборы-2015: рутина и низкая явка

Предвыборная кампания в регионах подходит к концу. Cегодня - последний день агитации. В целом эксперты характеризуют эту избирательную кампанию как скучную и прогнозируют низкую явку, так как кампания не «зацепила» избирателей. Ни кандидаты в губернаторы, ни политические партии не продемонстрировали каких-либо неожиданных ходов. Однако уже в ближайшее время от политиков потребуется изобретательность и политическая зрелость. Кризис внесет свои корректировки в предстоящую думскую кампанию.

Серая кампания

Эксперты сходятся во мнении, что о конкурентной предвыборной кампании вряд ли можно говорить. По их словам, речь идет больше о плебисците доверия. Так как во многих регионах были назначены исполняющие обязанности губернатора, сейчас они только получат легитимность своих полномочий. Неудивительно, что не было представлено интересных и конкурентных предвыборных программ.

«Кампания прошла вяло, практически бессобытийно. По-другому вряд ли может быть, когда на выборах в большинстве случаев решается вопрос о продлении полномочий, а не о принадлежности власти», – говорит политолог Валерий Федотов.

Эксперт привёл примеры: «Весьма характерной считаю новость о том, что кандидаты в губернаторы массово «забыли» написать свои предвыборные программы. Также очень ярким и показательным был инцидент с и.о. губернатора Марий Эл Маркеловым, пообещавшим оставить избирателей без медицинской помощи и дорог просто за то, что они встречают его без «должного» почтения. Это немыслимый с точки зрения конкурентной политики поступок, за который Маркелов должен был бы расплатиться должностью, если бы полноценные конкурентные выборы у нас были».

«Выборы губернаторов на фоне выборов в региональные парламенты никак не выделяются. Это достаточно серая и скучная кампания. Скорее, кампания референдума, а не выборов о доверии президентскому назначенцу», – согласен директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

Единственная яркая кампания, по мнению политолога, была у Цуканова в Калининграде. «А так ничего необычного – обычные провинциальные избирательные кампании. Такое впечатление, что остальные кандидаты своими кампаниями серьезно не занимаются», – заметил Вячеслав Смирнов.

По оценке генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, самая интересная часть избирательной кампании проходила задолго до её старта, когда элиты боролись за то, чтобы именно их ставленника назначили временно исполняющим обязанности губернатора в том или ином регионе. «То есть интересная часть избирательной кампании – это борьба за одного избирателя по фамилии Путин», – говорит Валерий Хомяков.

В агитационной же части кампании, как считает эксперт, захватывающего было мало – «обычный штатный набор, никаких изюминок».

Читайте также Предвыборная рутина

Эксперты сходятся во мнении, что результаты губернаторских выборов фактически предопределены. По словам Валерия Хомякова, идёт «договорная игра в «как бы выбор» – одни делают вид, что они действительно воюют за губернаторские посты, а другие делают вид, что они ведут серьезную борьбу за своего избирателя». «На самом деле губернаторские выборы во многом похожи на договорные матчи с известным счетом. И поэтому явка будет низкой – нет интриги, нет интереса к выборам», – подчеркнул Хомяков.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что очень призрачная вероятность второго тура на выборах губернаторов сейчас сохраняется только в Омской области. «Да и то там должен сложиться для этого целый ряд условий», – добавил политолог.

По его прогнозу, в остальных регионах на губернаторских выборах уверенно победят выдвиженцы «Единой России». При этом на выборах в законодательные собрания конкуренция выше, чем на губернаторских, заметил Дмитрий Орлов: «Там более заметна роль оппозиционных партий».

ПАРНАС оживил кампанию

Чуть разнообразить кампанию удалось оппозиционной партии ПАРНАС, хотя сама она не особо боролась за избирателя. Оппозиция не выработала новых методов борьбы за голоса избирателей и не представила конкретной программы, ограничившись традиционными лозунгами.

«Они не привлекают политических технологов, они не умеют серьезно работать, они не идут в телевизор, и, самое главное, они не тратят деньги, – говорит Вячеслав Смирнов. – Такое впечатление, что они понимают, что не пройдут, и даже если пройдут, одно место ни о чем в серьезной политике не говорит».

По его мнению, «несистемщики» изначально делали ставку не на сами выборы, а на свой пиар. «Такое впечатление, что они в первую очередь работают не на российского избирателя, а на иностранных журналистов, показывая, как их прессуют и какое давление на них оказывают», – считает Вячеслав Смирнов.

Еще одна причина неудачной кампании для оппозиционеров – в том, что непарламентская оппозиция не смогла договориться о едином избирательном процессе, отмечает Хомяков. «Яблоко» и ПАРНАС ведут борьбу за одного и того же избирателя, что, конечно же, даст нулевой эффект. Я думаю, что вряд ли ПАРНАС может рассчитывать на какие-то места в парламенте», – прогнозирует он.

По данным социологов, лишь 1-2% избирателей готовы проголосовать за ПАРНАС в том единственном регионе, в котором она участвует в выборах – Костромской области. «Это будет заслуженное фиаско, – говорит Федотов. – И вряд ли партии светит большее и на будущих федеральных выборах, так как в ее руководстве собрались люди, считающие себя политическими божествами, и они вряд ли захотят эволюционировать».

Читайте также Избирательная гонка: надежды и интриги

Неудачная репетиция

Эксперты сходятся во мнении, что нынешняя региональная кампания – генеральная репетиция грядущих парламентских выборов.

«Конечно, это репетиция думских выборов, и она показывает, что эти выборы пройдут достаточно спокойно. Серьезных зон, конфликтных для власти, я не ожидаю на выборах 2016 года», – говорит Дмитрий Орлов.

Валерий Хомяков также считает, что власти уже готовятся к большой федеральной кампании. Однако он не уверен, что думская кампания пройдет также спокойно, так как кризисные явления внесут свои правки.

В нынешней кампании, по его словам, основной проблемой станет явка избирателей. Он полагает, что избирательные комиссии и кремлевские кандидаты будут бороться за повышение явки. «Им важно показать Кремлю, что, видите, у меня конкурентная среда, у меня кандидатов много, и вот люди на выборы пришли. Поэтому бюджетники, пенсионеры и прочие заманухи будут использоваться, и в будущее воскресенье мы их увидим. Что вызовет определенные скандалы уже за горизонтом 13 числа», – отметил он.

При этом эксперт считает, что к думским выборам ситуация может измениться и люди пойдут на избирательные участки, чтобы проголосовать против существующего положения дел.

Валерий Федотов также не уверен, что апробированная стратегия принесет власти дивиденды в будущем.

«Опасность ситуации в том, что экономический кризис предписывает политической системе меняться, а она, наоборот, пытается законсервироваться, хотя и декларирует движение в сторону открытости. Например, «Единая Россия» объявляет о беспрецедентных по масштабу праймериз на 25 тысяч участков с сотнями тысяч сотрудников. И это в разгар кризиса, под лозунгами экономии и оптимизации», – отметил он.

Единый день голосования пройдёт 13 сентября во всех субъектах России, кроме Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В регионах состоятся выборные кампании различного уровня, включая избрание губернаторов и депутатов законодательных органов власти.


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".