Комментарий
4918 5 Октября 2017 15:59

Законодательная афера

Ростислав Ищенко политологРостислав Ищенко

Ростислав Ищенко
политологРостислав Ищенко
Комитет Верховной Рады по вопросам государственной безопасности и обороны сегодня упростил задачу по анализу законодательных новелл Украины, направленных на реинтеграцию Донбасса, разумеется «в рамках минских соглашений». Комитет отклонил альтернативный законопроект № 7163-1, поданный «Самопомощью».

От президентского он отличался не только дотошно прописанными шагами по последовательному восстановлению суверенитета Украины над утраченными территории, но, в первую очередь, тем, что законопроект № 7163, поданный Порошенко посвящён восстановлению контроля над Донбассом (он так и называется «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей»). Альтернативный законопроект «Самопомощи», почти дословно дублируя название, говорит об «оккупированных территориях» в целом, а в тексте законопроекта постоянно упоминается Крым.

Также комитет не поддержал президентский законопроект № 7164 («О создании необходимых условий для мирного урегулирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей») и альтернативный ему законопроект № 7164-1, поданный внефракционными депутатами, избранными от партии «Свобода». Впрочем, Порошенко тут же успел внести данный законопроект заново, добавив в него требуемый комитетом пункт о том, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в действие после исполнения всех условий, обозначенных в пункте 10 ещё непринятого законопроекта № 7163.

Что можно сказать, подводя предварительные итоги?

Во-первых, будет забавно, если законопроект № 7164 станет законом раньше, чем законопроект № 7163. В таком случае, в действующем законе будет ссылка на норму не существующего закона. Ещё забавнее будет, если законопроект № 7163 будет отклонён Радой. Тогда принятый закон вообще не будет действовать, по причине отсылке к несуществующей законодательной норме.

 Во-вторых, депутаты всё же побоялись идти по пути откровенной конфронтации с Россией и сняли с обсуждения законопроект «Самопомощи», сконцентрированный на «деоккупации» Крыма. В законопроектах №№ 7163 и 7164 речь также идёт о «преступном захвате Россией части территории Украины». Законопроект № 7163 даже прямо привязывает «российскую оккупацию» к «отдельным районам Донецкой и Луганской областей», но Крым Киев предпочёл вывести за скобки.

В-третьих, на этом приятная часть завершается. Формально Порошенко и Рада принимают данные законы в контексте выполнения минских соглашений. Однако по факту они Минску противоречат. Чтобы не разбирать особенности каждого пункта и не возвращаться к традиционному российско-украинскому экспертному спору по поводу того, что первично: курица или яйцо (в каком порядке следует выполнять пункты минских соглашений) укажем на главную проблему, создаваемую данными законопроектами, которые практически фиксируют выход Украины из минских соглашений.

В этих законопроектах Россия названа страной-агрессором, оккупирующей те самые «отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Однако в Минске Киев заключал договорённости с властями ДНР/ЛНР, признавая по существу гражданский характер вооружённого конфликта. Россия же, наряду с Францией и Германией выступала гарантом выполнения соглашений.

Если законопроекты станут законами, то исполнительная власть Украины должна будет заявить, что страна-агрессор не может быть гарантом соглашений и что все соглашения о прекращении огня, разводе войск и т.д. должны быть переподписаны с Россией. Понятно, что это невозможно. Тем не менее, данные законопроекты обрушают всю конструкцию Минска, по крайней мере, с точки зрения Украины. Продолжая переговоры в существующем формате украинская делегация будет нарушать свои же законы, а значит любые договорённости с ней будут изначально ничтожны, поскольку могут быть в любой момент дезавуированы Украиной, как заключённые вопреки положениям национального законодательства. При этом надо учесть, что поскольку минские соглашения не проходили ратификацию Рады, их статус не позволяет использовать конституционное положение о верховенстве ратифицированных международных договоров и соглашений над национальным законодательством.

Фактически, принимая эти законы, Украина создаёт огромную проблему для себя. Запад откровенно устал от связанных с Минском украинских экзерсисов. Франция и Германия вполне способны пойти на фиксацию фактического (путём принятия ново законодательства) денонсирования минских соглашений Киевом и снять с себя ответственность за дальнейшие события. Тем более, что внутриполитическая ситуация на Украине развивается таким образом, что Порошенко совсем не обязательно сохранит президентство до Нового года (или даже до 7-го ноября). А его потенциальные сменщики явно не склонны выполнять минские соглашения. Наоборот, они собираются Крым «деоккупировать».

Ну а если минских соглашений нет, то у Киева вновь возникает состояние войны, которую Украина ведёт с неявившейся на войну Россией, терпя унизительные поражения от собственных граждан.

Абсурд? Да, абсурд. Но, к сожалению, абсурд является ключевым элементом украинской реальности.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования специально для «Актуальных комментариев» 


Комментарии для сайта Cackle
4 Декабря 2019 Новости
Мы хотим Ruxit: заявления Киева в преддверии саммита «нормандской четверки»
 Мы хотим Ruxit: заявления Киева в преддверии саммита «нормандской четверки» 9 декабря в Париже пройдет встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции в «нормандском формате». Украинская сторона делает громкие заявления в преддверии саммита, что может навредить переговорному процессу, считают эксперты.
3 Декабря 2019 Новости
Россия отреагировала на предложение Зеленского сторонникам РФ уехать из Украины
 Россия отреагировала на предложение Зеленского сторонникам РФ уехать из Украины Официальный представитель МИД Мария Захарова прокомментировала заявление президента Украины Владимира Зеленского, предложившего сторонникам России уехать из страны. По ее словам, власти Украины не обеспечивают права своих граждан...
9 Декабря 2019 Анонс
Встреча лидеров «нормандской четверки»
 Встреча лидеров «нормандской четверки» 9 декабря в Париже пройдет встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции в «нормандском формате», сообщает Le Figaro со ссылкой на заявление Елисейского дворца — администрации президента Франции Эмманюэля Макрона.
© 2008 - 2019 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".