Александр Шатилов: К новому Кавказу
Теракты в Москве в очередной раз поставили вопрос о специфике взаимодействия Центра с Северо-Кавказским регионом. В настоящий момент, как на федеральном, так и региональном уровне, наблюдается ситуация неопределенности в отношении Северного Кавказа. С одной стороны, сепаратизм как системное явление перестал быть актуальной проблемой, несмотря на продолжающееся сопротивление ряда экстремистских группировок и незаконных вооруженных формирований. С другой стороны, местное население находится в состоянии «поиска идентичности» и определения своих политических и мировоззренческих приоритетов. То есть ситуация в данной сфере является «подвисшей» и требующей очень тонкой и деликатной работы по «глубокой» интеграции северокавказских республик в общероссийское политическое и гуманитарное пространство. И такая потребность существует, в том числе, на уровне региона. Не так давно эту мысль сформулировал президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. В частности, он отметил, что старый лозунг «Северный Кавказ навеки с Россией» необходимо менять на новый – «Северный Кавказ навеки в России». То есть необходимо разрабатывать стратегический проект, предполагающий определение миссии Северного Кавказа в составе Российской Федерации.
Однако такой работы со стороны федеральных структур пока не ведется. Можно отметить две существующие модели взаимодействия Москвы с региональными субъектами. Причем обе модели являются «тактическими» и не ставят своей целью разработку долгосрочной стратегии интеграции Северного Кавказа в общероссийскую «ткань».
Первая модель предполагает жесткую борьбу «силовиков» с сепаратистами и радикалами путем «закручивания гаек» и проведения «зачисток» в отношении экстремистских организаций и их пособников. Безусловно, противодействие терроризму требует подобной работы по «силовому сценарию», тем не менее, эффект от подобных акций бывает лишь терапевтическим. В лучшем случае «болезнь» загоняется внутрь, в худшем – жесткие действия (от которых нередко страдает и мирное население) приводят к обратному эффекту, и экстремисты получают дополнительную общественную поддержку.
Вторая модель во многом «альтернативна» первой, но не менее неэффективна и «временна». Данный вариант связан с так называемой «покупкой лояльности», прежде всего, в отношении элитных групп. Он реализуется путем интенсивных финансовых дотаций наиболее «проблемным» субъектам с целью «залить деньгами» очаги напряженности. Тем не менее, чаще всего такая тактика является ущербной. Так широкая поддержка без взаимных «обязательств» влечет за собой рост «аппетитов» руководства регионов и соответственно рост их претензий к федеральному Центру. При этом неудовлетворенным оказывается и население, поскольку распределение направляемых из Москвы средств является исключительно «непрозрачным» и не всегда доходит до «конечного потребителя».
Тем не менее, отрицать необходимость и первого и второго «тактических» сценариев решения северокавказских проблем было бы неверным. При определенной корректировке они также необходимы для обеспечения стабильности в регионе.
Однако если говорить о стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа «на перспективу», то ее разработка требует поиска более глубоких консолидирующих начал и интеграционных путей, прежде всего, в идеологической, мировоззренческой и гуманитарной сферах.
В частности, такие преобразования должны затрагивать разработку следующих вопросов:
- Формулирование специальной миссии, за которую должен «отвечать» Северный Кавказ в Российской Федерации;
- Популяризацию различных форм «глубокого» сотрудничества северокавказских республик и народов с другими народами РФ;
- Кадровый отбор и содействие продвижению наиболее перспективных идеологических, культурных и духовных кадров (в том числе, из числа талантливой молодежи), способных в перспективе стать нравственными авторитетами региона, «гарантами интеграции» (вроде Расула Гамзатова, Махмуда Эсамбаева и др.);
- Разработку проектов «умных» пропагандистских и PR-акций интеграционного характера;
- Издание литературы интеграционного духа, преодолевающей взаимное недопонимание и негативные стереотипы, господствующие как на Северном Кавказе, так и в остальной части России;
- Проведение совместных фестивалей, конференций, «круглых столов», посвященных обсуждению интеграционной проблематики;
- Подготовку и продвижение бизнес-проектов, ориентированных на дальнейшую интеграцию северокавказского региона в общероссийское политическое, социально-экономическое и культурное пространство.
Лишь такая «комплексная» работа позволит «стратегически» снять остроту взаимного «отчуждения» между Северным Кавказом и остальной частью России.