Статья
1345 21 августа 2009 0:52

Ангелы и другие существа в исламе

Бестиарий исламских сверхъестественных существ: почему гурии прозрачны и свобода выбора у джиннов.
Комментарии экспертов

Религия, как набор нравственных норм — достаточно скучная штука. Особенно, религия спасения. Потому, расцвечивать религию историями про ходящие горы и всяческими забавными персонажами. Христианская литература полнится пышными разделами демонологии и ангелологии, равно как и иудаистская, но обоим далеко до мистицизма Востока... Ислам в этом смысле, как самая молодая религия спасения следует своим путём избавления от всего лишнего.

В своей работе «Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе» Татьяна Налич подробно рассматривает бестиарный вопрос ислама. Книга эта весьма поучительна и познавательна, особенно, если Вы заинтересованы в искусстве ведения богословских дискуссий за хорошо накрытым столом. Впрочем, если Вы учёный-религовед, Ваш интерес к книге тоже будет вознаграждён, но профессиональный интерес априорно менее «интересен». Из книги Налич человек терпеливый извлечёт массу очаровательных фактов, например: гурии прозрачны и имеют сродственность со срытыми яйцами. Или: в раю имеют место быть «райские юноши» неямного рабочего назначения. Или: праведнику в райю полагается помимо созданных по прямому назначению гурий, ещё две праведницы, из чего можно заключить, что праведных женщин в исламе минимум в два раза больше, чем мужчин.

Отдельно следует отметить судьбу «малых» сверхъестественных существ. В европейской мифологии к ним принято причислять фейри, а также всякую мелкую и крупную нечисть. Церковь автоматически приговаривает их к адским мукам, не давая несчастным домовым и эльфам ни шанса. Ислам же напротив, признавая существование джиннов (пророк проповедовал людям и джиннам), признаёт также и то, что не все сверхъестественные существа изначально благи или же злы. У джиннов есть свобода выбора, что в определённой степени роднит их с людьми. Не вдаваясь в религиозные споры, с точки зрения политики — это очень элегантный ход, позволяющий ассимилировать большинство исторически обитающих на Ближнем Востоке великих и малых божеств. В своё время, как выясняется, ислам мог быть вполне толерантен.

Татьяна Налич, «Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе». — М.: Знак, 2009, 440 с.

Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".