Статья
1675 19 ноября 2012 15:34

Антикоррупционные отставки

Роскосмос ждут большие перемены. В связи с расследованием дела о хищении в 6,5 млрд рублей. Вопрос об увольнении  гендиректора РКС может решиться в ближайшее время. За последнее время это отнюдь не самая громкая отставка и не самое неожиданное расследование.

Глава «Российских космических систем» (РКС)  Юрий Урличич лишился не только поста генерального конструктора Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), но может остаться и без должности гендиректора РКС.

Соответствующее представление об отстранении от должности генерального директора  Юрия Урличича направлено сегодня в правительство.

Как сообщил журналистам Роскосмоса Владимир Поповкин, вопрос об увольнении Урличича может быть решен на этой неделе.
По словам Поповкина, исполнять обязанности гендиректора РКС временно будет один из заместителей Урличича. Но чтобы «не мешать  следственным действиям», имя его не называется.

Столь радикальные кадровые решения были приняты после того, как стало известно о выявленных хищениях в размере 6,5 млрд рублей из бюджета, выделенных на ГЛОНАСС. Расследование началось еще два года назад, однако его подробности выяснились только недавно.

В РКС  сначала резко опровергли информацию о хищении 6,5 миллиардов рублей. Об этом на прошлой неделе журналистам сообщил глава управления внутренних дел на Московском метрополитене Игорь Божков, который до конца июля этого года работал в департаменте уголовного розыска МВД РФ.

Как заявил в тот же день пресс-секретарь корпорации Александр Зубахин, «скоро комментарии по РКС и системе ГЛОНАСС будут делать постовые полицейские». Как пишет Лента.ру, 10 ноября Зубахин уволился по собственному желанию после того, как его заявление раскритиковали в Кремле.

Сейчас, по словам Поповкина, руководство приняло целый ряд предупреждающих мер, в том числе была назначена комиссия, которая проработала в РКС.

«Мы нашли там нецелевое использование 565 млн рублей, все материалы были переданы в МВД в сентябре прошлого года для доппроверки и возбуждения, если надо, уголовного дела», - сообщил он. По его данным, хищения были пресечены в августе прошлого года.

Выясняют куда делись деньги не только в Роскосмосе, неудачные проекты которого уже сказались на имидже все отрасли.

Последнее время  коррупционные скандалы то и дело оказываются в центре внимания СМИ и общественности.

Достаточно вспомнить расследование хищения в «Оборонсервисе». Главное военное следственное управление СК России возбудило пять уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих компании «Оборонсервис» , подконтрольной Минобороны.

Они расследуются по статьям о мошенничестве, превышении и злоупотреблении должностными полномочиями и соединены в одно производство. По предварительным данным, ущерб от реализации только восьми объектов недвижимости превышает 3 миллиарда рублей. И хотя точка в расследовании не поставлена, министр обороны  Анатолий Сердюков уже лишился должности.

Затем  внимание следственных органов  привлекли канувшие в Лету бюджетные средства, выделенные на проведение недавнего саммита АТЭС. МВД заявило о том, что в ходе подготовки саммита АТЭС во Владивостоке похищено более 93 млн рублей.
Уже предъявлено обвинение бывшему заместителю главы Минрегионразвития Роману Панову. Другие чиновники также  находятся под следствием.

Список госструктур, которых заподозрили в применении коррупционных схем, пополнил Минздравсоцразвития.

Генеральная прокуратура России выявила факт закупки по завышенной цене услуг для Минздравсоцразвития в рамках борьбы с ВИЧ-инфекцией.

В результате  стали обсуждать появление «антикоррупционного тренда».

Политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, член ОП РФ Сергей Марков  при этом считает, что  если «атикоррупционный тренд» имеет место, то эта линия должна быть сформулирована  и политическими  лидерами.

«Появление такого количества разоблачений может быть и случайным совпадением, а может быть и новой политической линией на борьбу с коррупцией. Но чтобы эта политическая линия определилась, она должна быть сформулирована политическими  лидерами. У нас много было разговоров о борьбе с коррупцией, но дел было не очень много. Нельзя конечно сказать, что не было никакой борьбы, но все-таки ее недостаточно.  Коррупция даже в какой-то мере усиливалась и была достаточно масштабной», - сказал Марков «Актуальным комментариям».

Политолог Павел Данилин
считает, что  активизация антикоррупционной политики произошла отнюдь не внезапно.

«Мы наблюдали последовательное ужесточение антикоррупционного законодательства и распространение антикоррупционных практик на высшее чиновничество», - сказал он.

По его словам, борьба с коррупцией в последние два года на среднем уровне активизировалась. «Это не могло не повлечь за собой серьезные последствия и для высокопоставленных чиновников - ведь если мы «шерстим» середнячков, значит, вскоре и те, кто наверху, будут подвергнуты проверкам», - считает эксперт.

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев убежден, что идеальных законодательных барьеров от коррупции нет.

Он считает, что результативность аникоррупционной кампании зависит, в том числе и от настроя в обществе и от активной позиции общественности.

«Многое зависит от атмосферы в обществе. На мой взгляд, распад СССР обозначил период, когда единственной целью всех стала личная выгода. Каждый как может за эту личную выгоду борется. Такая установка укоренилась в голове за последние 20-25 лет и люди стремятся не к том, чтобы выполнялся закон, а к тому, чтобы не быть пойманными. К сожалению, такая логика стала всепронизывающей. По сути это реакция на тот цинизм и разрушение, которые мы видели на протяжении 90-х годов». – отметил эксперт

Так ждать новых антикоррупционных разоблачений или нет? Насколько готовы власть и общественность объявить войну взяточничеству? На эти и другие вопросы сегодня «Актуальным комментариям» ответили политологи, эксперты и представители общественности.

Комментарии экспертов

Пока сложно сказать, являются ли громкие антикорупционные дела сознательной кампанией. Мы видим, как меняется ситуация с Сердюковым: то он виноват,  то виноват лишь в том, что не досмотрел; то его назначили на другую должность, то не назначили… Именно поэтому сложно понять, является ли это началом «новой жизни», действительно мы боремся с коррупцией или нет.

Уникальность истории с «Оборонсервисом» была в том, что подчеркивалась виновность министра и приближенных женщин.

Конечно, все ждут, что государство от слов перейдет к делу. Многие считают, что коррупция является маслом, которое смазывает механизмы государственного управления в России.  Но это – неприятное наследие девяностых.  И система не может  работать так вечно.

Наступил  ли сейчас тот самый переходный момент, подразумевающий реальную борьбу с коррупцией? Хотелось бы верить, что это так. Но с другой стороны, эти сигналы пока не столь сильные и однозначные, как хотелось бы.

Надеюсь, что сейчас все-таки будут проверяться и другие отрасли. Честно говоря, я бы проверял все проекты, куда направлялись крупные суммы государственных денег. Надо «прошерстить» масштабные инвестиционные проекты.

Путин выполняет свои предвыборные обещания. Когда он шел на выборы, главная претензия к нему со стороны оппозиции была коррумпированность власти. Путин пообещал, что борьба с коррупцией будет бескомпромиссной.

Помимо того, что это отвечает общественному запросу и реагирует на критику со стороны оппозиции, борьба с коррупцией  нужна самому Путину, потому что с такой насквозь коррумпированной командой двигаться дальше становится все тяжелее и тяжелее.

Кроме всего прочего, это укладывается в имидж формирования того самого «нового Путина», которого нам обещали в  ходе предвыборной кампании. Это резкий апгрейд, превращение в «Путина 2.0». Я не исключаю, что Путин решил перейти к бескомпромиссному оппозиционированию и готов пожертвовать даже достаточно близкими людьми. Посмотрим, что из этого выйдет.

Сейчас мы можем наблюдать беспрецедентно мощные за всю историю постсоветской России удары по коррупционерам. Для многих они могут стать предупреждением: или заканчивайте воровать, или покидайте госслужбу. Затрагиваются очень высокие структуры и значимые статусные фигуры. Это говорит о том,  что тем, кто ниже, вообще «ловить» нечего, ими могут заняться в любой момент, и никакие связи здесь не помогут.

Я думаю, что в  итоге это приведет к определенному оздоровлению ситуации. С другой стороны, коррупция – такое явление, которое побороть раз и навсегда невозможно.

Действия правоохранительных органов в отношении структур Минобороны или Роскосмоса нельзя называть кампанией.  Это серьезное действие антикоррупционной стратегии, которая была провозглашена Дмитрием Медведевым, а сейчас осуществляется на новом этапе Владимиром Путиным.  Специально несколько лет назад был принят пакет антикоррупционных законов, была разработана  соответствующая стратегия, в которой предусмотрена роль неправительственных организаций.

Сейчас эти дела получили такой резонанс, так как коснулись министерства и аффилированных структур. То, что происходит и относительно заместителя министра регионального развития, и расследования  по ГЛОНАСC, можно считать составляющими большой антикоррупционной стратегии. Подобного рода дела будут продолжаться.

Все понимают, что коррупция спутала этажи власти и является удушающей веревкой на горле у государства. В то же время, и среди чиновников появились настроения, что им уже не всё дозволено, понимание, что нет «неприкасаемых».

Мне бы хотелось, чтобы  в антикоррупционной деятельности участвовали институты гражданского общества. У меня много вопросов к общественному совету при Минобороны. Почему мы не слышим ничего от этого Совета? Почему совет молчал предыдущие  годы, когда копились коррупционные и криминальные явления в недрах министерства? Совет при Минобороны показал свою неэффективность  и нуждается в обновлении.

В то же время Общественная палата и Совет по правам человека при президенте должны активнее инициировать рассмотрение в Госдуме законопроекта «Об общественном контроле». Он был разработан еще в прошлом году, но внесение в Госдуму «зависло».

Законопроект «Об общественном контроле» поможет правозащитникам и общественникам активнее осуществлять функции контроля за властью, в том числе в рамках антикоррупционных расследований.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".