АвтоВАЗу не смогут помочь
На 1 января 2010 года долговая нагрузка АвтоВАЗа составит 76,3 млрд рублей без учета долга 9,76 млрд рублей перед поставщиками. Такое заявление сделал Минпромторг со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Андрея Дементьева.
«Менеджмент АвтоВАЗа видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации: капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», – говорится в сообщении, размещенном на сайте министерства вчера поздно вечером.
Но, по мнению ВЭБа, капитализация долга АвтоВАЗа – «последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса», отмечает Дементьев.
«Наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности на сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета», – рассказал замминистра, пишет деловая газета «Взгляд».
Критику Минпромторга вызвал также перспективный модельный ряд компании, прописанный в бизнес-плане. К 2014 году АвтоВАЗ планирует выпускать 670 тыс. автомобилей low cost на платформах Kalina и B0 (Renault Logan) и отказаться «классики» – Priora и Samara.
«Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми», – говорится в заявлении Дементьева.
В Минпромторге считают, что без решения проблемы долгов, реструктуризации производственных мощностей и построения «эффективной продуктовой стратегии» оказание госпомощи АвтоВАЗу, касающейся передачи социальных объектов в госсобственность и поддержки сокращенных сотрудников завода, не имеет смысла, поскольку «возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность» оказывается под сомнением.
Напомним, в понедельник АвтоВАЗ опубликовал отчетность за первое полугодие 2009 года по МСФО. Валовая прибыль завода составила 1,3 млрд рублей, убыток – 19,4 млрд рублей.
Тяжелое состояние АвтоВАЗа подтвердил и председатель Счетной палаты Сергей Степашин: «Сейчас дело не в проверке, дело в судьбе. Предприятие на грани банкротства, несмотря на выделение огромных (государственных) средств, надо решать его судьбу».
Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Господдержка автопрома - это латание дыр, решение социальных проблем, но только на какое-то время. Если мы хотим сохранить автомобильную промышленность, в том числе «АвтоВАЗ», сегодня необходимо кардинально изменить структуру управления и менеджмента компании. Это должны быть профессионалы. Отдайте в управление той же иностранной компании, например, «Рено» и всё будет хорошо.
Кроме того, весь мировой опыт показал, что прямые вливания в отдельные крупные компании неэффективны. То, что мы делаем на выходе из кризиса, помогая отдельным компаниям (японцы это проходили, например, на кризисе 80-го года, а англичане это проходили ещё раньше, в 70-х) - не даёт эффекта в абсолютном большинстве случаев, потому что государство в лице министерств и ведомств не лучше управляет заводами, чем могут управлять акционеры.
Поэтому нужно стимулировать спрос. «Деловая Россия» ещё в ноябре дала предложение правительству: сделайте, как в Германии. Немцы поступили еще в прошлом году ввели практику, когда за старую машину давали 2,5 тысячи евро, если ты покупаешь новую немецкую машину. В результате в Германии вообще не было падения спроса на автомобили.
Почему не сделать так же? А у нас изобретают велосипед. В результате деньги выброшены, часть тех программ, которые начали (на Дальний Восток возить автомобили), вообще не заработали. Процентные ставки тоже не заработали, потому что оформление субсидий по процентной ставке, по потребительскому кредиту очень сложное.
В общем, прямые вливания денег в «АвтоВАЗ» никакого толка не дадут. Это латание социальных дыр. Если мы сегодня реально хотим поддержать автомобильную промышленность, надо не поддерживать «АвтоВАЗ», а поддерживать отрасль стимулированием спроса, как это сделано в ФРГ, Испании, Италии, США и во всём другом нормальном мире.