Белый дом следит за «Газпромом»
«Газпром» в ходе проверок Еврокомиссии своих дочерних компаний в Европе оставляет за собой все свои права, которые готов защищать в правовом поле. Об этом заявил председатель правления концерна Алексей Миллер на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
«По инициативе Европейской Комиссии, абсолютно неожиданно произошли обыски в дочерних компаниях "Газпрома", выемка документов», - напомнил Миллер.
Он подчеркнул, что «Газпром» работает на европейских рынках по принципу равных партнерских отношений со своими клиентами, контрактные обязательства «Газпрома» построены и на межправительственных соглашениях. Глава «Газпрома» отметил также, что обязательства компании перед европейскими партнерами «построены на принципах коммерческой целесообразности и полностью соответствуют условиям рынка».
В свою очередь, правительство России будет отслеживать ситуацию вокруг офисов «Газпрома» в европейских странах, где были проведены неожиданные обыски.
«Правительство России самым внимательным образом будет следить за тем, что происходит вокруг "Газпрома". Я прошу вас своевременно об этом докладывать», - сказал премьер РФ Владимир Путин в ходе встречи с Алексеем Миллером.
Премьер подчеркнул: «Нужно сотрудничать с властями стран, где вы работаете, и необходимо быть открытыми, помогать органам, которые осуществляют проверки, предоставлять им объективную и полную информацию».
Алексей Миллер признал, что для компании «эти события стали неприятным сюрпризом». «При всем том, что "Газпром" всегда был и остается открытым к диалогу», - заметил он.
Глава компании выразил надежду на то, что «законные интересы "Газпрома" будут соблюдены». «При всем этом мы будем выполнять наши контрактные обязательства перед нашими европейскими партнерами в полном объеме, в соответствии с действующими контрактами», - заявил Миллер.
Он подчеркнул, что «Газпром» оставляет за собой все свои права, которые «мы готовы защищать в правовом поле».
Глава газового холдинга пообещал Путину «своевременно докладывать обо всех событиях, которые связаны с проверками "Газпрома" в европейских странах».
«Надеюсь, что в Европе за контракты с "Газпромом" пока еще никого не арестовали, в тюрьму не посадили?» - поинтересовался премьер. «Нет, Владимир Владимирович, пока еще никого не арестовали», - заверил Миллер. «Слава тебе, Господи», - ответил Путин.
Во время встречи с премьером Алексей Миллер назвал точную дату ввода в строй первой нитки газопровода «Северный поток».
«Это 8 ноября 2011 года. Как говорили в старые времена, к ноябрьским праздникам», - заявил Миллер.
Он отметил, что строительство закончено, ведутся пуско-наладочные работы, идет заполнение трубы газом.
«Газпром» также подтвердил, что к декабрю 2015 года первый коммерческий газ по «Южному потоку» начнет поступать потребителям.
Премьер РФ в свою очередь поручил «Газпрому» подготовить развернутые предложения по развитию сотрудничества с азиатскими странами.
Как отметил премьер, «тут нужно посмотреть, и сжижение - скажем, для потребления в Японии, и строительство трубопроводных систем». «Это может быть Республика Корея, это может быть КНР», - добавил глава правительства.
Сигнал, который Путин и Миллер посылают в Европу, очень прост: европейский рынок без российского газа просто не может существовать. Европа не может изъять поставщика, который осуществляет примерно четверть поставок газа. Но если европейские потребители будут всерьез «наезжать», то Россия и «Газпром» может уйти на азиатские рынки.
Тем более, что есть подвижки с китайским контрактом. И это - прямой сигнал европейцам. Ведь объемы газа, предполагаемые к транспортировке по азиатскому направлению, представляют из себя довольно существенный объем. Это примерно где-то одна пятая часть наших поставок в Европу, которую можно направить в Китай.
То есть, если европейцы продолжат жестко действовать, то Путин даст сигнал «Газпрому», что нужно перенаправлять эти потоки. Но, по-моему, здесь Европа совершает большую ошибку, а нам не нужно отвечать ошибкой на ошибку. Я убежден, что европейский рынок очень важен для России. Нужно просто разделить ресурсы европейских поставок и поставок в Азию. Тогда мы избежим конфликта.
К тому же, при всей значимости азиатского рынка, европейский рынок все равно остается очень привлекательным. Неслучайно с Китаем все хорошо складывается, кроме договоренности о цене. Пока наши позиции расходятся примерно на сто долларов. Заместить сейчас Европу Китаем - означает залезть себе в карман. И в этом нет никакого смысла. Поэтому я думаю, что все-таки есть шанс, что мы с Европой не разругаемся окончательно. Ведь такая ссора вызовет множество проблем и для России, и для европейцев.
Что касается «Северного потока», то, как известно по словам Миллера, 8 ноября проект будет запущен. Это касается первой нитки проекта, а примерно через год будет пущена вторая нитка. Главное в этой новости заключается в том, что «Северный поток» впервые позволит России напрямую поставлять газ в Европейский Союз.
Традиционно Европа обвиняет нас в том, что мы не можем гарантировать надежность поставок газа. Сейчас мы будем поставлять газ без транзитеров. Получается, что поставка газа в Европу будет исключительно нашей ответственностью.
Мы берем на себя фактически все риски, и тем самым повышаем свою ответственность перед Европой, которая и устанавливала правила всех долгосрочных контрактов.
Европа, на самом деле, сама понимает, что российский газ понадобится. И в этом плане действия Европейской комиссии довольно противоречивы. С одной стороны, они ведут обыски в «Газпроме». С другой, еврокомиссар говорит, что скоро Европе понадобится сто миллиардов импортного газа, и 25-30 процентов этого газа придется брать в России. Зачем же тогда с Россией ссориться? Я надеюсь, что конфликт дальше не пойдет, и с европейцами мы не рассоримся.
Что касается роли газа в нашей экономике, то доля нефтегазового комплекса в доходах бюджета - 50 процентов, и это прямые выплаты. В реальности доходы от ТЭК - еще выше, так как промышленность, например, производит трубы для нефтегазового комплекса. А для труб нужна сталь, а для стали нужен уголь, для которого нужны железнодорожные перевозки. Вот вам и кумулятивный эффект, который нефтегазовый комплекс дает государству.
У нас многие ноют на тему, что доля нефтегазового комплекса в российской экономике слишком высока. Но ведь логично, что незачем снижать долю нефтегазового комплекса, а следует просто развивать другие отрасли. Хотите развивать нанотехнологии – развивайте, причем здесь нефтегазовая промышленность? К тому же, у нас население уверено, что ему ничего не достается от нефтегазового комплекса. А на самом деле все бюджетники содержатся, как известно, фактически за счет ТЭК. Каждый второй рубль дает нам нефтегазовый комплекс, и про это не стоит забывать.
Обыски в газовой монополии обусловлены как экономическими, так и политическим причинами. Но, прежде всего, надо остановиться на причинах экономических.
Дело в том, что Евросоюз активно внедряет третий антимонопольный энергетический пакет, и если смотреть на географию обысков, то в основном они идут не только в офисах дочек «Газпрома», но и у основных потребителей энергоресурсов газовой монополии.
Поэтому с большой долей вероятности эти обыски являются попыткой выступить против российских газовых проектов (речь идет о газопроводе «Южный поток» и «Северный поток»). Это – во-первых.
Во-вторых, это попытка усилить переговорные позиции по стоимости «голубого» топлива, договориться о снижении его стоимости для ряда потребителей. Речь идет о странах Прибалтики, Германии, Польше и некоторых других странах. В принципе, это попытка Еврокомиссии положить начало новой тенденции - самостоятельно вести переговоры с газовой монополией.
Что же касается отношений российского государства и «Газпрома», то здесь очевидно, что газовая монополия является одним из ключевых игроков в нашей внутренней политике. И не только с точки зрения налогообложения, но и еще и с точки зрения трудоустройства. Поэтому очевидно, что государство связано с «Газпромом» не только через акционерный капитал.
Удар по этой организации со стороны ЕС - это очень серьезный удар в целом и по российскому бюджету, потому что «Газпром» является бюджетообразующим предприятием. Москва с полным правом может отстаивать позицию газовой монополии на внешних рынках, тем более что все крупнейшие игроки так и делают. Та же Франция, например, отстаивает позицию Total, и это всеми воспринимается как данность.