Статья
1767 10 апреля 2012 10:37

Бизнесу помогут защитить права

Президент Дмитрий Медведев провел очередную встречу в формате «Открытого правительства». Встреча была посвящена конкретному направлению работы «Открытого правительства» - формированию конкурентной среды. Свои предложения на этот счет готовит подгруппа «Развитие конкуренции и предпринимательства».

Президент заявил, открывая совещание, что ситуация с инвестиционным климатом в России по-прежнему оставляет желать лучшего и предлагаемые меры не всегда дают эффект. «С одной стороны, все понимают, что мириться с таким уровнем предпринимательства, инвестиционного климата, который сложился в нашей стране, нельзя, а с другой стороны, далеко не все меры, которые мы предлагаем, дают эффект», - сказал президент.

Он подчеркнул, что в этой области еще многое предстоит сделать, передает «Интерфакс».

«У меня была возможность ознакомиться с некоторыми идеями, которые сегодня будут, видимо, презентованы. Часть из них мне нравится, а часть, мне кажется, требует дальнейшего обсуждения», - отметил Медведев.

Глава государства предложил обсудить ряд направлений, в том числе присутствия государства в экономике, а именно «сокращение объема этого присутствия». Кроме того, для обсуждения президент предложил ситуацию с конкурентоспособностью российской экономики, и развитие антимонопольных правил.

Дмитрий Медведев заявил о необходимости проведения приватизации в стране в соответствии с ранее утвержденным планом. «Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме», - заявил глава государства в ходе встречи в формате «открытого правительства». «Вот как утвердили, по пунктам, так и провести. Если правительство этого не сделает, это означает, что приватизации не будет», - добавил он.

Как отметил Медведев, решения о приватизации не исполняются в полном объеме потому, что сначала принимаются, а потом «на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов, одержимых разными устремлениями».

«Факт в том, что в результате этого правильное по сути решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности: "Давайте этот завод не будем трогать, он нам так важен. Более того, там пока ситуация не блестящая, пройдет два-три года, акции на рынке начнут котироваться (по) каким-то другим уже цифрам, тогда мы все и продадим". И ничего не исполняется», - рассказал Медведев. 

Отдельное внимание президент уделил госкомпаниям. Он считает, что такие структуры долны получать разрешение на увеличение доли за счет приобретения частных активов. Так он прокомментировал ряд прозвучавших предложений, в том числе о введении запрета на увеличение доли госкомпаний на приобретение таких активов.

«Попробовать что-то сделать можно, но не просто ввести запрет, потому что запрет будут стараться обходить. Можно было бы пойти по другому пути, чтобы на такого рода приобретения нужно давать какое-то высочайшее согласие или в форме решения правительства или в форме решения министерства, причем это должно делаться абсолютно публично», - сказал Медведев.

Таким образом, должно быть видно, что конкретная госкомпания намеревается приобрести какой-либо актив, например, СМИ.  Он признал, что «госкомпании много чего покупают, очень часто это ничем не мотивировано, очень часто это чем-то мотивировано». «В любом случае, действительно, в результате происходит расползание государственной собственности, причем очень часто на те сферы деятельности, которые к основному бизнесу госкомпаний отношения не имеют, и проконтролировать все это чрезвычайно тяжело», - сказал Дмитрий Медведев.

На совещании зашла речь также о защите прав предпринимателей. Высказывалось предложение ввести должность  уполномоченного по правам предпринимателей.

В ответ на это глава государства сделал ряд замечаний. Он считает нереальным наделение уполномоченного по правам предпринимателей компетенцией отменять постановления правительства при необходимости.

«Я тоже вчера размышлял по поводу уполномоченного и пришел к такому выводу: дело не только в нашей любви создавать новые органы для решения проблем. Здесь вопрос в том, что это за фигура», - отметил Медведев. По мнению участников встречи, омбудсмен по защите прав предпринимателей должен обладать активной позицией и административной компетенцией. На это президент сказал: «Для того, чтобы у него такая компетенция появилась, нам нужно будет внести изменения в огромное количество законов».

Дмитрий Медведев пояснил: «Представим себе, что этот уполномоченный, извините, "наковырял" какие-то нарушения прав предпринимателей, которые приняты правительством. Масса же актов выходит, и действительно иногда черт те что пишут, а потом все от этого страдают. Он что, уполномоченный должен будет иметь компетенцию отменять постановления правительства? Я думаю, что это практически нереально».

При этом президент, со своей стороны, предложил создать при прокуратуре России отдельное подразделение, которое будет заниматься защитой прав предпринимателей.

«Я не против того, чтобы обсудить идею возникновения нового уполномоченного, но у меня есть альтернативная идея, которая тоже, может быть, не всем понравится в силу того, что прокуратуру не любят или считают, что там много разных людей работает - и хорошие, и нехорошие», - заявил Дмитрий Медведев на совещании.

Он предложил создать «фигуру специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей». «Может быть, создать специальное подразделение, которое будет заниматься защитой прав предпринимателей», - отметил президент.

Вместе с тем Медведев пояснил, что «когда речь идет об отмене акта или их приостановлении, лучше включать инструмент прокуратуры. Тем более они это делают с удовольствием».

Глава государства выразил обеспокоенность количеством  предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности. Данные по привлечению каждого шестого предпринимателя к ответственности проверялись им в правоохранительных органах.

«Я звонил в правоохранительные ведомства, чтобы понять - это правда или нет. Потому что если это правда, то это катастрофа. Но у меня все-таки ощущение, что эта цифра несколько виртуальная», - отметил он.

В то же время, по его словам, если речь идет о проверках, то «я готов в это поверить».

«Я понимаю, что речь идет не об осуждении, потому что по экономическим составам у нас сидит где-то 120 тысяч человек, но это те, кто именно реально отбывают наказание», - добавил Медведев.

При этом, если данные по привлечению каждого шестого предпринимателя к уголовной ответственности верны, то «это тяжелейший показатель, потому что в этом случае наш предпринимательский климат будет целиком и полностью завязан на деятельности уголовной системы».

«И с этим тогда нужно что-то делать радикальным образом. Да, я понимаю, что там могут быть разные составы, и, наверное, подавляющее большинство - это налоговые составы. Но, тем не менее, речь идет о цифрах, которые подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране», - подчеркнул президент.

Что касается предпринимателей, покинувших страну, то, по мнению главы государства, для их возвращения нужно создавать нормальные условия для работы дома.

«По поводу того, сколько уехало и сколько осталось (предпринимателей). Это все цифры очень неприятные, но к ним я отношусь чуть более спокойно, чем к цифрам по привлечению к уголовной ответственности», - заявил Медведев.

Он подчеркнул, что Россия действительно «где-то проигрывает в конкурентоспособности».

«Если кто-то выбирает другую юрисдикцию, то это просто повод для того, чтобы работать. Вернутся, если создадим нормальные условия для работы», - заметил президент.

Во многих странах, по его словам, куда едут предприниматели регистрировать компании, соответствующие правила создавались на протяжении десятилетий и «они там работают действительно хорошо». 

 

Дмитрий Медведев также считает, что можно обсудить с парламентом вопрос об амнистии в отношении осужденных за экономические преступления.

«Амнистия вещь в общем вполне возможная, в народе непопулярная по понятным причинам, потому что все вспоминают "Холодное лето 53-го", еще что-нибудь подобное, но в принципе, как сигнал, это можно было бы продумать. При этом должны апеллировать к Государственной думе, потому что амнистию объявляет парламент, а не президент», - отметил глава государства. 

 

Медведев также считает, что впервые осужденным за мошенничество при условии возмещения ими вреда нужно назначать наказание, не связанное с лишением свободы.

«Назначать наказание, не связанное с лишением свободы, впервые совершившим при условии возмещения ущерба - абсолютно с этим согласен, на сто процентов», - заявил глава государства.

Среди предложений на заседании прозвучало и такое, согласно которому впервые осужденным по статье 159 (мошенничество) и возместившим ущерб надо назначать наказание, не связанное с лишением свободы.

По словам президента, также в качестве меры пресечения возможно применять залог и домашний арест. «И сейчас уже применяется, но нужно применять гораздо шире», - отметил Дмитрий Медведев.

 

 

Между тем, как сообщил ранее «Интерфаксу» входящий в подгруппу по подготовке предложений «Международной конфедерации обществ прав потребителей» Дмитрий Янин, что в ходе заседания планировалось в частности, поднять проблему соблюдения прав потребителей на рынке телекоммуникаций. «Мы собираемся поставить вопрос об отмене "мобильного рабства"», - заявил он.

Дмитрий Янин пояснил, что более чем в 60 странах абоненты имеют возможность менять мобильного оператора, сохранив при этом свой номер, российские абоненты пока лишены такого права, хотя это «позволило бы активнее развивать конкуренцию в телекоммуникационной сфере».

Кроме того, представитель интересов потребителей планирует предложить президенту установить общественный контроль за инициативами бизнеса по либерализации экономического регулирования.

«Лоббизм бизнеса, направленный на отмену административного давления, должен проходить оценку населением. Ведь может случиться так, что при отмене тех или иных законодательных актов при всей пользе для бизнеса мнение населения может остаться не услышанным», - подчеркнул общественник.

В качестве примера он привел «давление иностранных табачных компаний на органы власти во время работы над соответствующим техрегламентом Таможенного союза».

«Казахстан выступил с инициативой ужесточить требования к оформлению сигаретных пачек, однако лоббистам удалось "продавить" возможность указывать на сигаретных пачках в рекламных целях фразы "легкие" и "с пониженным содержанием смол". Это идет в разрез с интересами общества», - отметил эксперт.

Другие инициативы, подготовленные членами подгруппы по развитию конкуренции, касаются, в частности, сокращения госприсутствия в экономике, приватизации госсобственности, борьбы с монополизмом госкомпаний и компаний с госучастием.

Эксперты предлагают, например, формировать конкурентную среду, повышая эффективность государственных и муниципальных закупок, снижая барьеры для доступа малого и среднего бизнеса к таким закупкам.

В предложениях подгруппы описывается целый ряд направлений устранения административных барьеров, в том числе путем упрощения порядка лицензирования отдельных видов деятельности, введения механизма «единого окна» при регистрации организаций, упрощения процедур госрегистрации, ликвидации и банкротства субъектов малого предпринимательства.

Эксперты высказываются также за реформирование системы налогообложения и бухучета: изменение системы распределения налоговых поступлений по отдельным налогам в пользу муниципальных бюджетов, сохранение специальных налоговых режимов для малого бизнеса, упрощение форм и процедур налоговой отчетности, предоставление бизнесу права выбирать, по каким стандартам отчитываться - российским или международным.

Еще одним направлением развития конкуренции, по мнению экспертной группы, может стать «регуляторное и структурное реформирование естественных монополий», в частности, упрощение, удешевление и повышение прозрачности процедуры подключения бизнеса к объектам инфраструктуры естественных монополий.

Подгруппа предлагает также установить обязательные требования к естественным монополиям проводить торги по закупкам товаров и услуг. Отдельным направлением развития конкуренции, считают эксперты, должна стать поддержка отечественных экспортеров путем упрощения и ускорения таможенных процедур, облегчения процедуры возврата НДС.

Авторы предложений также считают необходимым в целях защиты прав предпринимателей продолжить гуманизацию уголовного законодательства, касающегося экономических преступлений. Они выступают за амнистию по преступлениям в экономических сферах.

Встреча с Дмитрием Медведевым организована в преддверии отчета Рабочей группы, по указу президента занимающейся формированием в РФ системы «Открытого правительства».

Рабочая группа под руководством главы администрации Кремля Сергея Иванова должна до 15 апреля представить президенту предложения по 10 приоритетным направлениям работы «Открытого правительства».

До 12 апреля эти предложения должны обобщить два заместителя Сергея Иванова в Рабочей группе - советник президента Михаил Абызов и помощник главы государства Аркадий Дворкович.
 

Комментарии экспертов

Рынок телекоммуникационных услуг Российской Федерации серьезно монополизирован. На нем присутствует небольшое количество крупных компаний в фактическом понимании олигополии. Очевидно, что формирование единой понятной тарифной системы - одно из основных направлений деятельности Общества защиты прав потребителей.

Уже несколько раз обсуждался вопрос демонополизации рынка, но он проходил в ручном режиме (когда, например, были приняты решения о снижении платы за роуминг). Теперь, судя по всему, речь будет идти именно о либерализации рынка в рамках самой системы движения абонентов.

Жесткое закрепление  телефонных номеров за гражданами фактически приводит к снижению конкурентной  борьбы на рынке и сохранению жесткой системы. Возможность перехода абонента с прежним номером к другому оператору серьезно повысит конкурентоспособность на рынке и приведет к снижению цен, потому что операторам  придется бороться за  своих клиентов. Это касается и других направлений коммуникационного рынка.

Предлагаемое  решение – очень здравое. Другое дело, что необходимо продумать какие-то сдерживающие противовесы, защищающие от серьезного демпинга на внутреннем рынке, который может привести российских операторов сотовой связи к банкротству.

Если говорить об общественном контроле над инициативами бизнеса, то такая модель есть. В то же время очевидна необходимость создания самой системы мониторинга, которая бы действительно оценивала эффективность тех или иных мер.

В Российской Федерации отсутствует системность подхода. Очень часто происходит запуск каких-то антикоррупционных расследований, механизмов по  повышению конкурентоспособности, но потом все затухает. Как только у федерального центра падает интерес, проект сразу сворачивается. Поэтому создание единой системы – важная мера.

Опасаясь показаться нелояльным и даже неполиткорректным, я скажу так: лучше бы не пытаться изменить существующие правила игры.

Я убежден, что попытка смягчения Уголовного Кодекса по статье о мошенничестве приведет к ухудшению делового климата, потому что вещи, которые сейчас уже невозможны, станут возможными снова. Вещи, которые сейчас заведомо опасны, вдруг станут безопасными для исполнителей с соответствующими последствиями.

Масштабная амнистия для осужденных по экономическим преступлениям? Тут надо очень внимательно смотреть, что имеется в виду. Причем ладно бы за этим стоял некий серьезный политический план. Но я боюсь, что за этим не стоит ничего, кроме желания понравиться бизнес-сообществу.

А бизнес-сообществу, что бы ни было принято думать по этому поводу, нравится прежде всего верность своим обязательствам, верность раз взятому курсу. Этот курс может быть жестким, он может быть резким, но для бизнеса важно, чтобы этот курс был последовательным.
 

Качество конкурентной среды в нашей экономике крайне низкое. В принципе, идеальной конкуренции не существует нигде, но у нас не обеспечен институт частной собственности. Фактически любая частная собственность стоит примерно столько, сколько стоит ее отнять с помощью рейдерских механизмов. Также существует проблема сращивание бизнеса и государственного аппарата. Меры паллиативные, косметические не способны решить эту проблему. Ее способна решить серьезная реформа государственной службы и антикоррупционная политика, которая предотвратит сращивание государственного аппарата с бизнес-структурами. Также важна реформа судебной системы, ее оздоровление. В принципе, обе проблемы очень сложные.

Речь идет о масштабных реформистских мерах именно такого уровня, а не о создании каких-то омбудсменов, наблюдателей, новых комиссий и так далее. Проекты этих реформ - и государственной службы, и судебной системы - необходимо обсуждать.

При этом необходимо понимать, что само по себе сокращение регулирующих функций государства не означает улучшение конкурентной среды, потому что качественная конкурентная среда существует только на базе развитых действующих институтов.

Качественная конкурентная среда – это институционально плотная среда, где действуют достаточно активно государственные и общественные институты. Поэтому мы должны говорить не о том, чтобы регулирующих функций было меньше (не о том, чтобы государства было меньше), а о том, чтобы само государство обеспечивало качество правовой среды, которое в свою очередь является основой для хозяйственной деятельности и для конкурентных отношений.

Поэтому уход государства из экономики – это не панацея, это не решение проблемы в плане развития. Решением является более высокое качество государства и его институтов. Поэтому ключевой вопрос в повестке дня – это реформа государственной службы, судебной системы и подобные реформы.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".