Статья
2264 29 октября 2016 11:17

Бунт интеллигенции

Дискуссия о цензуре, демократии и взаимоотношениях власти с творческой интеллигенцией набирает обороты.

Первыми звуками грома, предвещающего надвигающуюся грозу стало выступление худрука «Сатирикона» Константина Райкина о цензуре и сложных временах, когда чиновники стараются регулировать творческие процессы. 

Райкин отметил, что запрет цензуры – «величайшее событие векового значения», но у кого-то «чешутся руки» изменить это и вернуть ситуацию в «сталинские времена». 

На выступление отреагировали в Кремле. Дмитрий Песков ответил режиссеру, что «цензура недопустима», но напомнил «о разнице между постановками, создаваемыми на государственные деньги, и теми, которые создаются с привлечением иных источников финансирования». Он отметил, что «если государство дает деньги на ту или иную постановку», оно «вправе обозначить ту или иную тему». 

Выступление Райкина напомнило о давних проблемах творческой интеллигенции. В рядах творцов сразу образовалось два лагеря. Одни решили припомнить Райкину творческие неудачи и приближенность семьи к советской номенклатуре. Другие поддержали выступление: кто-то безмолвно, а кто-то в открытую.

Так, режиссер Звягинцев со страниц «Коммерсанта» заявил, что государственные деньги – это деньги налогоплательщиков, а потому диктовать деятелям искусства, что и как им показывать, представители государства не имеют права.

И опять последовала реакция из Кремля «Здорово, аргументировано написал. Я с большим уважением отношусь к его точке зрения, но я не во всем с ним согласен», — отреагировал Песков на реплику Звягинцева.

И тоже аргументировал свою ранее высказанную позицию. По словам Пескова, чиновники, которые распоряжаются деньгами государства, выделяя средства на постановку спектаклей и создание фильмов, имеют право запретить сцены, противоречащие закону. Он подчеркнул, что  это не является цензурой. 

Как считает народный артист Олег Басилашвили, истина есть в аргументах  обеих спорящих сторон. 

«Мы сталкиваемся с естественными противоречиями. И здесь можно говорить о морали, внутреннем чувстве справедливости. Допустим, я – редактор журнала, владелец. Я ставлю задачу написать статью, где нужно опорочить Константина Райкина, и гонорар - миллион рублей. Воля каждого – не согласиться и ничего не получить или согласиться и порочить. Если журналист согласится, это просто будет некрасивый поступок, но в какой Конституции, в каком законе написано, что придя на званый обед, нельзя сесть на стул и положить грязные ноги на крахмальную скатерть? Этого же нигде не написано, но почему-то никто так не поступает», - сказал Басилашвили «Актуальным комменатриям».

По его словам, деятелям искусства необходимо определять степень допустимого и недопустимого именно внутренним цензором, а не правовыми нормами. Он также поддержал выступление Константина Райкина, подчеркнув, что  последние годы наблюдается, как теряется уважение к гражданину страны, опять выдвигается тезис, что человек живёт для государства, а его собственная жизнь ни гроша не стоит.

Поддержал Райкина и Звягинцева и писатель Виктор Ерофеев

«Некоторое время назад было нарушено основное положение о том, что человек достаточно самостоятелен и умён, чтобы разобраться, где ему и что читать, что смотреть, и навязывать ничего не стоит, так как отбивается вообще охота читать и смотреть. Это вообще не входит в функцию государства. Когда нарушается эта самая грань, что должно делать государство, а где человек сам волен принимать решения, начинаются всевозможные проблемы», - сказал он «Актуальным комментариям»

И Басилашвили, и Ерофеев отмечают, что демократия – это не вседозволенность. «Каждый должен иметь свое мнение. Тот же Хирург должен иметь возможность высказывать свое мнение. Но ведь не всё то, что мне не нравится, я должен пойти и облить мочой», - сказал Басилашвии.

В результате, открытый  Райкиным разговор о творчестве вылился в сферу внутренней  политики, которая судя по виражам, которые принимает диспут, остается достаточно неуклюжей. Так, к  рупорному диалогу между властью и творческой интеллигенцией подключился лидер байкер-клуба «Ночные волки» Александр «Хирург» Залдостанов, который в эфире НСН 25 октября заявил, что под видом свободы «эти райкины» намерены превратить страну в сточную канаву. 

В ответ Дмитрий Песков выразил надежду, что Хирург извинится за резкие высказывания, и выразил предположение, что «просто бес попутал этого мотоциклиста». Хирург тут же парировал, заявив в эфире «Говорит Москва», что извиняться не намерен и от слов не откажется.

В итоге спор между творческой интеллигенцией и Кремлем превратился в сюрреалистический фарс. Эксперты считают, что  это лишний раз свидетельствует, что власть не хочет и не может говорить с творческой интеллигенцией, где накопилось недовольство уж слишком топорными методами. 

«Знаете, в математике есть понятие теорема, то есть то, что требует доказательства, а есть аксиома, то что по определению не требует доказательства. Вот наличие цензуры в стране – это уже аксиома», - отмечает режиссер Виталий Манский.

Он выразил надежду, что с приходом Кириенко в администрацию президента ситуация немного изменится. «Я особых иллюзий не строю, просто я констатирую, что что-то там происходит, какие-то происходят изменения. То, как пытались разговаривать со мной, свидетельствует о том, что никакого уважения и понимания, что художник – это свободная, независимая от каких-то политических конъюнктур личность, в Кремле нет», - отметил Манский.

Почему сложилась такая ситуация, которая довела до кипения интеллигенцию, которая по традиции не склонна к бунтарству? По мнению режиссеров, актеров и писателей, власть и общество не могут пока избавиться от советского наследия. 

«Думаю, здесь дело совсем не в Кремле, а вообще в нашем обществе, которое на протяжении 70 лет пребывало в состоянии закрытости, практически своеобразного лагеря», - говорит Олег Басилашвили.

«Во власть, в Минкульт и другие структуры пришли люди первого, что называется, призыва. То есть в первом поколении, они вышли из народа и Советского Союза, потому очень много ещё сумятицы в голове, неустановленных понятий», - говорит Виктор  Ерофев.

Витаий Манский убежден, что в последние годы сложилась ситуация, когда власть считает, что позвала актеров, художников и режиссеров к себе на корпоративу, и они должны исполнять то, что им заказывают. 

. Вторая причина – непрофессионализм структур, занимающихся культурной политикой. 

«То, что на культуру государство ставит людей абсолютно бескультурных, непрофессиональных, с какой-то просто заниженной собственной культурной планкой, это тоже знак достаточно симптоматичный», - негодует режиссер 

Представители творческой интеллигенции считают, что власть фактически никогда не умела говорить с интеллигенцией,  а потому сейчас перед ней стоит сложная задача научиться тому. Потому как абсолютно очевидно, что независимо от того, сумеет ли интеллигенция найти в себе силы объединиться или нет, внутри все будет бурлить и протест будет нарастать. 
 
«Бунт – это не про интеллигенцию. Но то, что интеллигенция в значительной степени недовольна и найдёт форму протеста, несомненно. Райкин нашел эту форму и, надеюсь, интеллигенция объединится и выступит против этих непрошенных совершенно советчиков кому что читать, слушать и делать», - отметил Ерофеев.

Виталий Манский убежден, что  интеллигенция сможет создать такую атмосферу, которая заставит власть задуматься. 

«Интеллигенция не должна бунтовать, на должна создавать соответствующую атмосферу. Сегодня интеллигенция создаёт атмосферу, которая должна разбудить людей, которые, конечно, находятся в таком полудрёме. Ну и, а власть должна задуматься», - сказал Виталий Манский. 

Безусловно, дискуссия не закончена, то что она будет продолжена в ближайшее время свидетельствует реакция главы Чечни Рамзана Кадырова, который поддержал «своего друга и брата» байкера Александра Залдостанова (Хирурга).

 «Я не совсем понимаю, как можно требовать от Залдостанова извинений за мнение, которое близко миллионам россиян. Александр Сергеевич Залдостанов очень четко дал происходящему оценки. Это оценки всего здорового российского общества», - написал Кадыров в Instagram.

В то же время Райкина поддержал мэтр театрального искусства Олег Табаков.

«Мой давний друг Костя Райкин выступил на съезде театральном и сказал о наших проблемах. Не обижайтесь на хорошего актера, он говорит о том, что наболело", - цитирует Табакова ТАСС.

По  его словам,  в сегодняшней России  действительно появились «персонажи, которые пытаются диктовать художникам, что они должны делать». «Эти товарищи, я бы назвал их лазутчиками, выпрыгивали, например, на сцену Художественного театра, чтобы остановить спектакль, который оскорбляет их чувства», - пояснил Табаков.

Народный артист СССР  призвал все стороны конфликта «работать без агрессии», которая стала «нехорошим знаком для нашего общества».

Учитывая актуальность темы и реакцию на нее, не остается сомнений, что власти в любом случае придется возвращаться к этой теме в том или ином формате. 

Автор:
____________

Читайте также:
  • Интеллигенция найдет форму протеста
  • Сомневаюсь, что в Кремле просыпаются в холодном поту от слов Райкин
  • У власти нет сил и желания разговаривать с интеллигенцией


  • © 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".