Статья
9971 23 октября 2014 9:35

Частная армия

Депутат от «Справедливой России» Геннадий Носовко внес в Госдуму проект закона «О частных военно-охранных компаниях» — первый в России законопроект о частных военных компаниях (ЧВК), которые активно создаются во всем мире в течение последних двух десятилетий.

Коммерческие военные компании занимаются охраной предприятий по добыче природных ресурсов в странах с нестабильной политической обстановкой и подготовкой силовых структур. В апреле 2012 г. тогда еще премьер Владимир Путин, отвечая на вопросы депутатов Госдумы, заявил, что над созданием ЧВК в России «можно подумать»,напоминают «Ведомости».

Законопроект Носовко предполагает, что российские ЧВК могут оказывать заказчикам, в том числе и иностранным, услуги военного характера: по разминированию территорий, зданий, сооружений, вооруженному сопровождению морских судов в случае нападения, а также медиации и альтернативному урегулированию вооруженных конфликтов вне РФ. Они также могут консультировать, обучать силы безопасности, охранять здания, транспорт, физические, юридические лица, а также государства. Отдельно в законопроекте прописаны и ограничения на деятельность ЧВК, в том числе — подрыв территориальной целостности государства и захват иностранной территории. Носовко считает, что лицензировать ЧВК должна ФСБ.

Оказание услуг во всех сферах деятельности частных военно-охранных компаний должно осуществляться в соответствии с нормами действующего национального законодательства, а также положениями и принципами Международного права. В законе предусмотрительно прописана деятельность иностранных частных военно-охранных компаний, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Фото: Первый канал

Комментарии экспертов

В нынешних условиях России частные военные компании нужны. Именно в тех условиях, в которых мы сейчас находимся: численность армии, капиталистический способ производства и конфликты, которые возникают в близлежащих с Россией территориях.

Важно учесть два направления. Первое — этот законопроект должно внести правительство России в Государственную думу. И второе — эти силы должны использоваться за пределами Российской Федерации, не внутри нашей страны для решения вопросов охраны, обороны объектов, путепроводов, военных объектов инфраструктуры, в рамках охраны, обороны участвовать в боевых действиях, если они возникнут. Это должно быть лицензировано и защищено государством, контролироваться и патронироваться также государством.

При социалистическом способе хозяйствования, когда солдат, офицер, прапорщик, отслуживший положенное в армии, востребован в народном хозяйстве как воздух — он управленец, он техник, он механизатор. Но сегодня, в тех условиях, когда разрушено сельское хозяйство, когда разрушается производство, а эти люди не востребованы, они выходят на пенсию, и они не нужны ни бизнесу, ни государству, но нужны криминальным структурам. И как раз этот закон должен оторвать их от этих криминальных структур, придать им порядок и озадачить их в рамках законодательства.

Надо подготовить законопроект о силах специальных операций, которые используются по решению президентов без согласования с парламентами. Например, в Крыму нам надо было использовать какие-то один-два взвода, и надо было у Совета Федерации спрашивать специального решения.
 

Прежде чем писать проект любого закона, необходимо изучить опыт такой деятельности и практику в других государствах, которые уже «обжигались» на этом и имеют громкую репутацию в СМИ и судах, касающихся нарушения прав человека.

В нашей стране сотрудником частной военно-охранной компании может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия и прослуживший в ВС РФ. Это необходимый фактор для того, чтобы человек понимал, куда и зачем он идет. ЧВОК для уволившегося офицера, военнослужащего по контракту — это лучше чем ЧОП, работа «вратарем», открывающим двери и ворота. Но к сожалению, среди многих сотрудников ЧОП, которые могли бы 2-3 года назад плодотворно осуществлять деятельность связанную с ранее полученным опытом в ВС РФ и других силовых структурах и ведомствах, нашлись бы и такие, которые пригодились ЧВОК как профессионалы своего дела.

Не будем описывать ситуацию, связанную с реформами в армии, но и данный фактор повлиял на колоссальную социальную группу, которая ещё не смогла найти своё применение в гражданской жизни нашего общества. Принятие закона о ЧВОК, позволило бы собрать профессионалов в единую систему, которая сможет решать задачи, необходимые России, с учетом ведения единого реестра сотрудников ЧВОК по всей стране.

Если рассматривать геополитику и бизнес, то ЧВОК — важный инструмент в решении сложных вопросов государства. Не нужно смотреть на ЧВОК только с позиции охранной деятельности.

В данной отрасли могут находиться различные группы граждан Российской Федерации. Первая задача и приоритет для ЧВОК — защита интересов России. В данной структуре должны быть не солдаты «удачи», в первую очередь, а патриоты Родины, способные в любое время выполнять комплекс задач не только бизнес-предназначения, но и относительно других возникающих проблем у нас и за рубежом.

Лицензирование деятельности ЧВОК не должно быть простым — это должен быть достаточно жесткий и конкурентный отбор тех, кто знает, что будет делать в последующем. По вопросу установления факта вины сотрудника ЧВОК необходимо более детально прописывать ответственность, нежели это представлено в предложенном законопроекте №630327-6. Закон о частных военно-охранных компаниях нам очень нужен был ещё 5 лет назад, и если бы уже тогда были ЧВОК, возможно мы видели бы другую картину мира, а не то, что происходит сегодня вблизи наших границ.

Виды деятельности ЧВОК надо расширить. Медиация в данном проекте закона не уместна. Как будут готовиться медиаторы в ЧВОК? Где это будет прописываться? У нас существует Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в которой форма медиатора ЧВОК не прописана никаким образом. Да, человек в форме с автоматом может урегулировать спор, но это уже не медиация, а силовое урегулирование конфликта. На примере иностранных государств можно увидеть, что их «горе-медиаторы ЧВОК» натворили не в своих странах. В законе должно быть четко прописано, как работать в других государствах, ссылаясь на норму права, которая может поменяться завтра.

Тема контроля и надзора над ЧВОК требует уточнения, предлагаемый законопроект противоречит уже существующему законодательству — Федеральному закону от 29 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Предлагая будущий закон, необходимо усмотреть все тонкости, с которыми вы сталкиваетесь и на которые опираетесь в своём предложенном проекте закона. Вот после таких ляпов руки опускаются и не хочется дальше читать, но усилия воли заставляют проделать этот путь, чтобы увидеть суть написанного для многих людей, судьба которых будет зависеть от данного проекта закона.

Проект должен пройти согласование в силовых структурах. Так как данный документ затрагивает интересы не только коммерческих организаций, но и государства, стоит обсудить его и в Общественной палате РФ. Не нужно спешить выдавать свой труд, в котором есть ошибки и непонимание. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".