Че после жизни
Книга об орабзе самой харизматической фигуры национально-освободительного движения Латинской Америки, лидере, которого считают своим и коммунисты, и анархисты, и социал-демократы, и социалисты.
Не такому уж большому числу символов «левого» лагеря достается честь стать чем-то большим, чем спорным символом между двумя противоборствующими группками одного лагеря.
Когда дело касается Че Гевары общество более-менее приходит к консенсусу: Че — пропагандистская марка. Споры ведутся вокруг содержания фигуры Че, его биографии, права использовать его теми или иными группами, но сила его «бренда» неоспорима. Книга Майкла Кейси «Че после смерти» — познавательная экскурсия в историю этого бренда. Книга разбита на три части. В первой автор рассматривает историю и значения для образа Че Гевары знаменитой фотографии Корды (Альберто Диас Гутьерес). Как это ни странно, но история фальсификаций начинается с неё. С изначального снимка, сделанного модельным фотографом разъезжающем на «порше», была удалена королевская пальма и профиль основного потенциального медиа-конкурента Че, основателя «Пренса латина», Хорхе Массети. Далее число темных историй только множилось. Сначала, в ходе развитой кубинским правительством кампании по «раскрутке» Че, были утеряны авторские права, а потоп, после подделок «под Уорхола», статус фотографии стал каким-то совсем невнятным.
Во второй части Кейси сравнивает культы Че на территории Латинской Америки, США и, частично, Европы. Чавес, Киршнер и прочие лидеры региона каждый по своему используют образ Че, но каждый крепит через него свой собственный.
Наконец, в третьей части речь идет о транснациональном значении фигуры и портрета Че Гевары и, что особенно интересно, влиянии его образа на Кубе.
Надо сказать, что у Кейси действительно почти не говорить о политике, когда он пишет о Че Геваре. О культуре, экономике, брендинге — да. Но политическая нейтральность автора заслуживает восхищения. Тем печальнее, что «Че после жизни» издана в таком дурном качестве.
Майкл Кейси, «Че после жизни», М.: АСТ, 2011 — 448 с.