Комментарий
2978 27 октября 2020 17:13

Что может сделать Зеленский после неудачных местных выборов

Олег Игнатов политологОлег Игнатов

Олег Игнатов
политологОлег Игнатов
Интерпретация результатов прошедших 25 октября на Украине местных выборов для Зеленского и партии «Слуга народа» зависит от того, с какой стороны на них смотреть.

С точки зрения триумфального для украинского президента 2019 года, это безусловное политическое поражение. «Зеленая волна» себя исчерпала и попытка (не первая) создания на Украине доминирующей политической силы, которая контролировал бы исполнительную и законодательную власть на разных уровнях, натолкнулись на нарастающее разочарование избирателей во власти.

Однако, если смотреть на ситуацию исключительно с точки зрения 2020 года, который во внутриукраинской политической повестке определяют постепенное падение рейтингов президента и его партии, пандемия и экономический спад, этот результат можно рассматривать как ожидаемый, не самый плохой и в целом приемлемый.

Партия «Слуга народа» и ее кандидаты не выиграли ни одной большой гонки, но сформировала представительство в областных, городских и сельских советах. Более того, по итогам подсчета, общее число депутатов разных уровней у «Слуги народа» может оказаться больше, чем у других парламентских партий.

Можно сказать, что президентская партия подтвердила свой статус центристской политической силы, для которой нет альтернативы в украинском партийном поле, несмотря на снижение мотивации избирателей «Зе» и довольно успешное «растаскивание» электората условно западными и условно восточными конкурентами. В общем — победы нет, но могло быть и хуже.

В связи с такой двойственностью в оценке итогов голосования возникает вопрос о том, какие ходы сейчас есть в распоряжении Зеленского, чтобы хотя бы отчасти вернуть энтузиазм прошлого года, и существуют ли вообще такие ходы? Ответ — они, безусловно, есть, но потенциал их влияния довольно ограничен. Какие-то могут сделать все еще хуже, какие-то — поддержать устойчивость властной конструкции. Но ожидать радикального улучшение уже не следует.

Во-первых, можно пойти на риск досрочных парламентских выборов, чтобы таким образом поставить вопрос о доверии к своему курсу. Такой ход был бы вполне в стиле Зеленского, если бы вероятность выигрыша была выше вероятности проигрыша.

В настоящий момент такая затея больше похожа на политический суицид. Досрочная парламентская кампания (как бы она ни была обоснована) лишь закрепит нарастающий негативный настрой избирателей к президенту и его партии, а также усилит его двух главных оппонентов — Порошенко и Медведчука. По итогам выборов, «Слуга народа» будет вынуждена искать партнера или партнеров для коалиции, чтобы сформировать правительство. В свою очередь, это будет означать потерю по крайней мере части рычагов контроля над политикой кабинета министров со стороны Офиса президента. Вряд ли Зеленского устроит такой расклад.

Не следует забывать и о том, что новые выборы в Раду пройдут по чисто пропорциональной системе, а поэтому в них не заинтересованы многие действующие депутаты-одномандатники, в том числе из президентской партии.

Во-вторых, сменить правительство и вернуться к идее премьера-тяжеловеса. Верховная Рада формально не поддержала программу правительства, а потому у кабинета Шмыгаля нет иммунитета от отставки.

На Украине периодически возникает тема прихода на пост главы кабинета опытного технократа (своего рода, «Тигипко 2.0»), который не только знает, как проводить реформы, но и понимает, как реально работает украинская экономика, ее слабые и сильные места. В теории такой премьер мог бы усилить поддержку президента на промышленном Востоке.

Однако нужно понимать, что назначение аполитичного аутсайдера президентской команды, еще хуже — ассоциированного с другими политическими проектами, в перспективе будет работать на ослабление президентской партии и формирование оппозиции главе государства уже внутри исполнительной власти. Другими словами, с таким премьером придется делиться не только ответственностью (что хорошо), но и властью (что неизбежно создаст вокруг него свой фан-клуб как в элите, так и среди граждан).

В-третьих, вернуться к популистской повестке. Зеленский может вернуться к своему образу героя сериала «Слуга народа» и вспомнить про идеи своей избирательной кампании прошлого года. Для этого уже сейчас достаточно начать реализовывать на практике итоги опроса граждан, который прошел одновременно с местными выборами.

Так, одобренная инициатива по сокращению числа депутатов Верховной Рады представляется хорошим рычагом давления на все политические силы, в том числе на фрондирующих членов «Слуги народа», и запустит, в данном случае выгодный для Зеленского, процесс изменения Конституции. Прохождение инициативы, опят-таки учитывая факт перехода к пропорциональной системе выборов в Верховную Раду, поумерит пыл сторонников досрочной кампании.

В-четвертых, активизировать усилия по достижению мира в Донбассе. Но, поскольку позиции России и Украины в этом вопросе остаются непримиримыми, это самое бесперспективное направление работы с точки зрения того, что Зеленский сможет добиться. Курс украинских властей по изменению Минских соглашений и на убеждение России, Германии и Франции в том, что эти изменения необходимы и оправданны, очевидно, не приносит успеха. Команда Зеленского провела такие красные линии, которые делают дальнейший диалог в рамках Минска-2 с Россией ограниченным и не сулящим достижения политического урегулирования в обозримой перспективе. Наконец, сравнительно успешное выступление на местных выборах «Оппозиционной платформы — За жизнь» лишь будет усиливать в России сторонников жесткого курса не идти ни на какие компромиссы с Зеленским.

Но это, конечно, не означает, что украинские власти не продолжат запускать в информационное поле идеи, выходящие за пределы Минских соглашений. Эти идеи, хотя и будут нереализуемы на практике из-за позиции России, но напомнят украинскому избирателю, что Зеленский все еще не теряет надежды на реинтеграцию Донбасса на украинских условиях. Больших политических очков это не принесет, но ситуативно отвлечь внимание поможет.

Олег Игнатов, эксперт Центра политической конъюнктуры
12 марта 2024 Новости  Эскалация украинского кризиса: станет ли Европа стороной конфликта Заявление Макрона о возможности отправки войск Франции на Украину раскололо Европу, отмечает эксперт американского аналитического центра — Института ответственного государственного управления Куинси Молли О’Нил. По ее словам, недавние события на поле боя свидетельствуют о том, что на фоне прекращения американской поддержки Украины военное преимущество может перейти к России. 21 марта 2024 Анонс  Саммит ЕС 21-22 марта лидеры Евросоюза обсудят дальнейшую помощь Украине. 27 февраля 2024 Новости  Когда закончится украинский конфликт: эксперты о тенденциях противостояния В понимании украинского конфликта произошли глобальные перемены, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. В эфире 26 февраля эксперты обсудили перспективы также выделения помощи Украине, законопроект о мобилизации и ряд других актуальных политических тем.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".