Статья
2250
12 июля 2022 10:01
Дефицит товаров важнее ядерной войны: исследование фобий россиян
Рост инфляции и дефицит товаров беспокоят россиян больше, чем вероятность применения ядерного оружия и возможное обострение ситуации в ходе спецоперации на Украине. К такому выводу пришли эксперты агентства КРОС, которые подготовили «Национальный индекс тревожностей» за первые три месяца спецоперации (24 февраля — 31 мая).Суммарный индекс тревожности, связанной с инфляцией и дефицитом товаров, составил 1873,16. Индекс тревожности, связанной с западными санкциями, составил 1678,16. Сам по себе ход спецоперации оказался только на третьем месте — 1654,43. В то же время ход спецоперации стал безусловным лидером по индексу «приживаемости»: боевые действия обсуждаются в социальных сетях в 5,5 раза чаще, чем в СМИ.
По оценкам агентства, пользователи активно интересуются развитием ситуации и выражают опасения из-за ее дальнейшего обострения — вплоть до угрозы применения ядерного оружия. Второй по уровню «приживаемости» стала фобия, связанная с усилением ограничений в Интернете. В соцсетях эта тема обсуждалась в 3,6 раза чаще, чем в СМИ.
Далее в порядке убывания индекса «приживаемости» КРОС зафиксировал страхи, вызванные уходом иностранных компаний с российского рынка, диверсиями на территории России (в том числе «хлопками» и пожарами), ростом цен и дефицитом товаров, реакцией западных СМИ на действия российской армии, потенциальной мобилизацией, эскалацией конфликта с Западом и, наконец, финансовой нестабильностью (в том числе колебанием курса рубля и отключением карт Visa и Mastercard).
В то же время пандемия коронавируса перешла в разряд «псевдофобий»: она активно тиражируется СМИ, но не находит отклика в соцсетях. В исследовании отмечается, что россияне привыкли жить в условиях спецоперации, но не хотят менять свои привычки.
Исследование фобий россиян «Национальный индекс тревожностей» проводится ежеквартально на основе анализа СМИ и социальных сетей. Рейтинг показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан. Если какая-то проблема активно тиражируется СМИ, но не находит отклика в соцсетях, то этот страх авторы исследования относят к «псевдофобиям».