Демократия дела
политологЛеонид Поляков15 сентября - всемирный праздник: День демократии. Отмечается он уже в третий раз по решению Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле которого недвусмысленно сказано, что «хотя демократии имеют общие черты, не существует одной-единственной модели демократии, которая была бы к тому же собственностью одной какой-то страны или региона».
Таким образом, получается, что и по духу и по букве этой резолюции наш праздник посвящен чему-то, что невозможно представить само по себе и что существует лишь в бесконечном разнообразии (и - своеобразии!) современных форм правления. И это придает празднику неустранимо философский характер, заставляя вспомнить изначальный спор платоников и аристотеликов, перетекший в ключевую схоластическую оппозицию реалистов и номиналистов.
В самом деле, ну как не задуматься о том, что есть «демократия» сама по себе и, выражаясь летописным языком, «откуда есть пошла» оная? А задумавшись, не припомнить, что эта штука - вполне земного древнегреческого происхождения. И с репутацией весьма сомнительной.
Платон называл ее худшим видом правления среди лучших (имея в виду аристократию и монархию), и лучшим видом правления среди худших (помимо олигархии и тирании). И Аристотель относил демократию к неправильным формам правления, настаивая к тому же, что она есть правление в первую очередь «бедных», а уж во вторую - «большинства».
По сути, мало что изменилось и в новоевропейские времена. Теоретически не жаловали «демократию» ни Кант, ни Гегель (это если из великих). А практически весь девятнадцатый век на нее смотрели именно по-аристотелевски - как на поползновение малоимущего большинства разжиться собственностью через завоевание власти.
Прошлый век отличился нетривиальным идеологическим фортелем. Государства победившего «демоса» - СССР в первую очередь - отказались называться собственно демократическими, заявив вместе с Лениным о том, что мы «от демократии переходим к социализму». Так возникла ключевая антиномия холодной войны «демократия - коммунизм» вкупе с таким шедевром идеологического абсурда как «народные демократии».
Век нынешний знаменует глобальное торжество демократии, которая, как выразились бы советские пропагандисты - «триумфальным маршем шагает по планете, проникая в ее самые отдаленные уголки». И, что любопытно, они были бы правы. Демократия, действительно, буквально везде.
И тогда неизбежно встает вопрос о демократической прагматике. То есть не о том, чтобы казуистически ее определять или иезуитски ее замерять. Ибо первое суть удел политологических диссертаций, а второе - глобальных политтехнологических манипуляций.
Речь о другом. О понимании демократии как государственно-политически оформленного права каждого народа на выражение своей неповторимой самобытности. А не как вмененной неизвестно кем обязанности соответствовать чьим-то исторически и культурно жестко детерминированным представлениям о том, как некий «народ вообще» должен сам собой «правильно» управлять.
Именно такой прагматичный подход к этой неуловимой сетями «чистого разума» субстанции продемонстрировал президент Дмитрий Медведев на втором Всемирном политическом форуме в Ярославле. Исходя из российской специфики, но помещенной в глобальный контекст, он предложил собственные пять стандартов демократического правления.
Согласно Медведеву демократия это общество:
* посредством права воплощающее гуманистические идеалы и ценности;
* высокотехнологичное;
* эффективно защищающее своих граждан от преступности всех видов;
* образованных людей с развитой культурой коммуникации и с высокой информированностью;
* людей, убежденных в том, что их общество - демократическое.
Ну и зачем, вы спросите? А вот, по-моему, зачем. Впервые похоже разговор о «демократии» из регистра попреков и назидательности, раздающихся из разных фридомхаусов и тому подобных контор, переводится в практически-проективный план. Нам сегодня и здесь в России предлагается не строить «демократию» чтобы получить «зачот» от заморских «дядей». А - при наличии Конституции (пункт один) и убежденности в том, что и мы - демократия (пункт пять) - заняться тремя неотложнейшими делами.
А именно: технологической модернизацией, очищением общества от всех видов преступности, превращением знаний в коммуникативную социальную инфраструктуру.
Так что - с праздником!
То есть - за работу!