День гражданской авиации
По инициативе ИКАО (международной организации гражданской авиации) решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 году учреждён праздник – Международный день гражданской авиации. ООН предлагает в государствам в этот день обратить внимание на успехи и проблемы гражданской авиации.
Россия исторически являлась одним из лидеров отрасли, в том числе по производству гражданских самолётов, однако в настоящее время авиация сталкивается с рядом проблем. Наиболее существенная - экономическая несостоятельность малых авиакомпаний (общеизвестна история AirUnion) и большой срок службы их самолётного парка.
Отрасль гражданской авиации в ближайшее время ждут очень серьёзные изменения. В связи с ухудшением общей экономической ситуации, падением доходов населения и компаний ожидается снижение пассажиропотока. Будет меньше бизнес-командировок, а значит, люди будут меньше летать по стране и за рубеж. Следовательно - доходы перевозчиков будут падать. Теоретически они могли бы компенсировать выпадающие доходы за счёт снижения стоимости топлива – но проблема в том, что оно не происходит даже несмотря на значительное снижение цен на нефть на мировых рынках. Основная причина – монополизм этого рынка. Это не является ни новостью, ни откровением. ФАС пытается с ним бороться. Недавно она выносила предупреждения нескольким компаниям, в том числе и по рынку керосина – но ни к каким существенным изменениям это не привело. По большому счёту мы видим, что падение цен на нефть и доходов от её экспорта компенсируется нефтяными компаниями за счёт высоких цен на внутреннем рынке. Этот факт публично признал Владимир Путин 4 декабря в ходе своей «прямой линии» с гражданами. Он обещал принять меры, но сейчас сложно сказать, насколько они будут быстрыми и эффективными.
Между тем, перед
отраслью стоят очень серьёзные задачи,
которые она не успела решить в «тучные»
времена. Первоочередная задача, конечно
– обновление парка.
А ведь перед отраслью
стоят очень серьёзные задачи, которые
она, прохлопав ушами, не успела решить
в «тучные» времена. Прежде всего, безусловно,
обновление парка – потому что те самолёты,
которые летают, особенно на внутренних
линиях, это, конечно, не выдерживает просто
никакой критики и все, кто сейчас путешествует
в основном по внутренним линиям зачастую
вынуждены летать на доисторических машинах
типа Ту-134, Як-40, Як-42, Ту-154, которые по большому
счёту уже за гранью морального и физического
износа. И речь идёт не только о том, что
они некомфортны для пассажиров – они
просто небезопасны. И очень мало, кто
сумел сделать вложения в обновление парка,
особенно по внутренним линиям, которые,
к огромному сожалению, у нас функционируют
по остаточному принципу. Например, Аэрофлот
уже редко для европейских перевозок использует
Ту-154, только в страны Восточной Европы,
а на внутренних линиях сплошь и рядом,
в тот же Петербург, в основном летают
именно старые Ту-шки. Таким образом, проспав
момент, когда были какие-то деньги, отрасль
сама загоняет себя в угол. Теперь денег
не будет. Значит, отрасль пойдёт достаточно
прогнозируемым путём слияния и поглощения.
То есть, я думаю, что по итогам следующего
года безусловно количество перевозчиков
будет резко сокращаться, а присутствие
государства в отрасли – расти. И это,
кстати, не только российская проблема
– по всему миру мы видим в 2008 году прокатилась
череда как банкротств компаний, так и
их слияний, и поиск инвесторов, и этот
процесс продолжается – и в Европе, и в
США, сейчас он, думаю, коснётся и Азии.
То есть вся мировая индустрия авиаперевозок
находится в достаточно непростой ситуации.
Вначале её сильно ударяла дорогая нефть,
а теперь причина будет другой – спад
перевозок и падение доходов населения.