Статья
1364 8 февраля 2010 0:00

День российской науки

Президент РФ Дмитрий Медведев вручил премии в области науки и инноваций молодым ученым. 

Торжественная церемония, приуроченная ко Дню российской науки, прошла в Кремле во второй раз. Лауреатами премии стали четверо ученых в возрасте от 32 до 35 лет, каждый из которых получит по 2,5 млн рублей. Всего на соискание президентской премии в этот раз было представлено порядка 300 работ.

По оценке членов Совета при президенте по науке, технологиям и образованию, уровень представленных в 2009 году на конкурс работ в значительной степени вырос по сравнению с предыдущим годом. В результате, как заявил президент РАН Юрий Осипов, все четыре отобранные работы - мирового уровня. Ежегодная премия президента в области науки и инноваций для молодых ученых была учреждена указом Дмитрия Медведева 30 июля 2008 года.

В ходе церемонии Дмитрий Медведев выразил уверенность, что проблема жилья для молодых ученых будет решена. Президент отметил, что эта тема «может быть, самая важная для сохранения нашего научного потенциала». Дмитрий Медведев напомнил о том, что встречался с руководством РАН и договорился, что «соответствующее предложение будет подготовлено до 1 мая текущего года».

«Напоминаю правительству о том, что это нужно подготовить с учетом возможностей самой Академии наук и тех жилищных программ, которые у нас существуют», - сказал президент. «Проблему можно кардинально решить ее для тех молодых ученых, которые работают сегодня, и создать серьезный задел для того, чтобы новые поколения молодых ученых уже находились в этой программе», - отметил Д.Медведев.

Президент России Дмитрий Медведев также заявил о необходимости ускорить процесс формирования малых предприятий при научных учреждениях и вузах. «Пока этот процесс идет не так быстро, как нам бы всем хотелось», констатировал глава государства. По его словам, согласно имеющимся данным, пока создано 116 хозяйственных обществ, где открыто около тысячи рабочих мест.

Президент напомнил, что закон о создании при вузах и научных учреждениях малых предприятий был принят полгода назад. Уставной капитал этих предприятий может формироваться не только за счет денежных средств и имущества в традиционной форме, но и за счет прав на интеллектуальную собственность - о претензиях на создание более тысячи таких предприятий заявило порядка 200 научных учреждений. Говоря о достигнутых результатах, российский президент оценил их как неплохие, но добавил, что «двигаться нужно быстрее».

Система современной российской науки должна перестать быть копией научной системы, существовавшей в Советском Союзе, заявил также президент РФ Дмитрий Медведев.
Как подчеркнул глава государства, «наша задача - создать не копию советской системы руководства наукой, а создать российскую систему работы в науке, систему стимулов, поощрений, регулирования, правовой охраны интеллектуальной собственности на основе международных подходов». «Конечно, не обойдется и без существенных вливаний, инвестиций и в фундаментальную науку, и в прикладную науку», - сказал Дмитрий Медведев.

«Нам нужно создавать новую инфраструктуру науки, современную, российскую, основанную на государственном инвестировании и на частных инвестициях, на личном интересе и на системе моральных стимулов», - заявил президент. Он отметил, что премии, которые вручены молодым ученым, следует рассматривать как сигнал, приоритет того, что будет происходить в самом ближайшем будущем.

«Мы даем довольно серьезный сигнал не только науке, но и бизнесу. Мы уделяем довольно много времени тому, чтобы состыковать научную деятельность с бизнес-проектами», - подчеркнул Дмитрий Медведев.


Отмечаемый День российской науки приурочен к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра Первого.

8 февраля академии исполняется уже 286 лет. За это время выдающиеся ученые прославили российскую науку на весь мир. Открытия Ломоносова, Менделеева, Попова, Лобачевского и других деятелей науки повлияли на развитие современной цивилизации.

Как отмечает сама РАН, академия принимала активное участие в разработке и экспертизе важных государственных проектов в интересах развития страны. По поручению президента Российской Федерации был подготовлен доклад о прогнозе научно-технологического развития страны до 2030 года. Разработана и запущена в действие Программа фундаментальных исследований государственных академий наук, основной целью которой является усиление тематики фундаментальных исследований по пяти направлениям технологического прорыва, предложенных президентом.

В 2009 году в научных организациях РАН функционировало свыше 1000 базовых кафедр ведущих вузов и учебно-научных центров, на которых обучалось более 25 000 студентов. Всего же в преподавательской деятельности на этих кафедрах принимали участие около 5000 сотрудников РАН.

Наиболее актуальная проблема для РАН - привлечение молодежи в науку. Основными причинами здесь являются нерешённость социальных, в первую очередь жилищных проблем, отсутствие достаточного количества вакантных должностей для молодых сотрудников, несовершенство пенсионного обеспечения. Об этом говорилось на встрече президента Дмитрия Медведева с академиками, которая состоялась в конце 2009 года.

По информации Интерфакс, ИТАР-ТАСС и РАН.

Комментарии экспертов

Академия наук в том виде, в каком она досталась от Советского Союза – это уникальная институция. Нигде в мире, за исключением бывших советских республик, нет ей подобных.  Это особый научный центр, находящийся на государственном финансировании.

Деятельность этого научного центра в советские времена была понятной и простой. Все было государственным, в том числе и Академия наук. Но уже на протяжении 20 лет существует другое общество, с другими мотивациями. Поэтому сохранения такого «динозавра», памятника нашей прежней истории объясняется только одним, тем, что там находятся достаточно авторитетные и влиятельные люди, имеющие различные связи и кроме того, не имеющие реальных конкурентов.

Уже в самые первые годы новой России разрабатывались планы по радикальной реформе этой институции, превращения ее в ряд исследовательских центров , которые жили бы на то, что сами могли бы заработать.  В любом случае речь не шла о том, чтобы превратить ее в какую-то контору, когда оборонные предприятия переводили на изготовление сковородок. Речь шла о том, чтобы эту институцию превратить в набор центров, которые были бы в состоянии, оставаясь строго научными, в то же время, работать в таком режиме, чтобы обеспечивать инновации для общества, технологии всех видов – технологии в техническом смысле, в экономическом, социальном,  политическом.

Ставилась задача из такого заповедника чистой мысли (если мы говорим о гуманитарных, социально-гуманитарных академиях) сделать знание, которое можно внедрить  в жизнь.  Но сопротивление было колоссальным, оно и сегодня остается таким же.  Понятно, что люди, которые жили так годами, которые получают неплохие деньги, абсолютно не готовы к каким-то изменениям и запрос у них только один: давайте больше финансирования.

Если смотреть по реальному выходу, то доля академии  в развитии общества описывается словами: «печаль моя велика». Не буду говорить об институтах научно-технического профиля – полагаю, что там очень сильные кадры, хорошая научная школа, традиции. Там вопрос о том, чтобы не только сохранять, но и поднять на более высокий уровень финансирования  является правильным.

Что касается гуманитарного профиля, могу сказать, что, к сожалению, это заповедники, которые вымирают.   Молодежь туда не идет, финансирование настолько скудное, что выжить молодому человеку не возможно.  Поэтому там остались те, кто остались. В общем, это неплохие специалисты. Но ожидать особого движения, развития научной мысли и превращения этих институтов в нечто полезное, которое будет анализировать современную реальность,  и снабжать общество эффективными рекомендациями, не стоит.

Надо что-то делать, но я простых решений здесь не вижу.  Модернизация России должна начинаться с этой сферы – науки, где нужно найти какие-то прорывные, инновационные пути. В том виде, в каком сейчас находится Академия, чего-то серьезного она дать не может.      
 

Советская научная система не была отсталой, многие из её методов применимы и сегодня. Другое дело, что она была подстроена под командно-административную систему, которая сейчас, в условиях рыночной экономики, уже не работает. Поэтому, с одной стороны, мы должны с огромным уважением относиться к опыту прошлого, потому что тот факт, что огромное количество выходцев из России сегодня работает в ведущих научных учреждениях США и Европы, является знаком качества советской системы науки и образования. Но, вместе с тем, очевидно, что в условиях рыночной экономики нужны новые экономические стимулы работы фундаментальной и прикладной науки.

Что касается престижа научных профессий для молодёжи – надо честно признаться, что в науку всегда идут энтузиасты, потому что научная деятельность сопряжена с трудностями, с необходимостью серьёзной работы, иногда с длительным временем работы без конкретного результата, с упорством, усидчивостью. Все эти качества необходимы, и они обычно присущи только тем, кому это действительно интересно.

Поэтому даже несмотря на то, что в 90-е годы и в начале 2000-х наука не была престижной в плане материального обеспечения, тем не менее какое-то количество людей всегда продолжало идти в науку. Но очевидно, что на энтузиазме далеко уехать нельзя. Нужно построить полноценную всеобщую инновационную систему. И стимулирование молодежи к научной деятельности - вещь абсолютно необходимая.

Поэтому я думаю, что специалистам из профильных министерств и ведомств надо обдумать, какие методы поощрения они могут применить. Жильё – это действительно хорошая идея, но не только. Нужно создать именно условия, в которых научные учреждения могут нормально предлагать свой продукт. Наверняка это должны быть экономические льготы, особенно для прикладной науки, для научно-исследовательских институтов, которые занимаются практическим внедрением решений в производство, в повседневную жизнь. Очевидно, что такие институты, которые, по сути дела, являются коммерческими высокотехнологичными научными предприятиями, нуждаются в том, чтобы их деятельность поощрялась.

Что же касается фундаментальной науки, то здесь, помимо стимулирующих мер и увеличения госфинансирования, должна быть определённая пропаганда. В 70-х и 80-х годах существовали популярнейшие научные журналы для массового читателя (например, «Наука и жизнь»), издавалась научная фантастика, в обществе поощрялся интерес к науке и высоким технологиям, профессия учёного считалась очень престижной. Сейчас, к сожалению, массовая культура и телевидения акцентируют внимание на других примерах успеха.

Сейчас нужно как-то формировать у людей интерес к науке, к исследованиям. Надо просто говорить о том, что делается. На самом деле в науке есть масса интереснейших направлений и сделано огромное количество открытий, о которых рнужно просто рассказать.Для этого нужна система массовой пропаганды и популяризации науки.


 

В нашей стране наука всегда составляла гордость нации, являлась локомотивом  технических преобразований, просвещения, одним из важнейших компонентов культуры. Трудно переоценить значение науки, и прикладной, и фундаментальной, для национальной конкурентоспособности и национальной безопасности страны.  

С конца 80-х годов на долю российской науки выпало немало испытаний. К сожалению, было упущено самое ценное – время. Догнать тех, кто за эти десятилетия ушел вперед, будет очень тяжело. Но потенциал российской науки все еще велик.

В последние несколько лет в  нашей стране появилось немало результатов исследований высокого уровня в ряде областей химии, физики, молекулярной биологии, лазерных технологий, биомедицинских исследований, ядерной энергетики, высокопроизводительных вычислений.

Но сохраняется ряд нерешенных проблем, которые замедляют развитие нашей науки. Это и социальные проблемы, разрыв между поколениями ученых, недостаточная техническая оснащенность многих НИИ, КБ и вузов, отсутствие эффективных механизмов внедрения научных разработок, недостаточный интерес бизнеса к отечественным научным разработкам и недостаточный интерес общества в целом к науке. Не хватает восприимчивости к новому, нестандартному, не преодолена проблема старения кадров.

Мы видим эти проблемы, знаем о  них и готовы искать и находить решения. Уже принят закон, дающий возможность научным организациям создавать предприятия для внедрения разработок.

Предстоит создать такие условия, которые позволят максимально реализовать  научный потенциал страны. Важно объединить знания и опыт российских ученых, государственных структур, высокотехнологичного бизнеса. Необходимо всячески помогать тем, кто на деле создает новое научное знание, новейшее технологии, сложные наукоемкие системы.

8 февраля 2024 Анонс  День российской науки 8 февраля отмечается День российской науки.  12 апреля 2023 Новости  Курс «Основы российской государственности»: содержание, цели, задачи Преподавание в вузах курса «Основы российской государственности» станет частью работы по развитию суверенитета РФ, отмечают эксперты. По их словам, этот курс станет консолидирующей платформой для гуманитарных знаний. Участники круглого стола, организованного 12 апреля Экспертным институтом социальных исследований, рассказали о содержании, целях и задачах курса. 7 апреля 2023 Новости  ЭИСИ запускает отбор лучших проектов в сфере общественно-политических наук Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) совместно с Министерством науки и высшего образования РФ и Российской академией наук начал отбор проектов научных исследований в сфере общественно-политических наук. Заявку можно подать до 30 апреля.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".