День знаний
Начинается новый учебный год. Школы и вузы готовы к приему учащихся. Последние приготовления шли за считанные дни до 1 сентября.
Президент России Дмитрий Медведев в первый день нового учебного года побывал в одной из московских школ, в которой реализуется программа по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава государства посетил общеобразовательную школу № 518 в Замоскворечье. В 2006 году эта школа вошла в программу "Инклюзивное образование", предусматривающую обучение в обычных классах детей с ограниченными возможностями здоровья.
У входа в школу президента встретили первоклассники. Затем ученики старших классов провели Д.Медведеву и первоклассникам экскурсию в стенах школы, рассказали о главных школьных достижениях, среди которых - множество наград за спортивные достижения, грамоты отличившихся в различных конкурсах. "Команда нашей школы по фронтболу всегда берет первые места", - объявил, в частности, один из школьников, пояснив затем, как играют в эту игру. "Оказывается, я все детство играл в фронтбол, но не знал, что это хоккей с клюшкой, но без коньков", - заметил Д.Медведев.
"Плюсы" и "минусы" Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали основной темой беседы президента РФ Дмитрия Медведева с учителями школы. Преподаватели отметили, что для обычных школьников, родители которых не могут позволить себе нанять репетиторов для поступления в вузы, "ЕГЭ был выигрышным вариантом: большинство выпускников школы смогли поступить в вузы, причем в те, которые они раньше побоялись бы и выбрать".
Как выяснилось в ходе беседы, этот "плюс" ЕГЭ перевешивает ряд "серьезных минусов". В частности, учителя пожаловались президенту на то, что "в стране нет системы сбора информации о проблемах, возникающих в процессе сдачи единого госэкзамена". По словам педагогов, министерство образования в этом году очень поздно - в феврале - опубликовало условия, определяющие, какой предмет нужно сдавать для поступления на ту или иную специальность в вуз. Вузы должны были привести в соответствие с этими требованиями свои вступительные экзамены, что сделали очень поздно, поставив в сложную ситуацию школы и будущих абитуриентов.
Учителя также заявили президенту о том, что, по их мнению, далеко не все школьные предметы должны сдаваться методом ЕГЭ. В частности, по их мнению, это недопустимо для поступления во многие гуманитарные вузы. Преподаватели считают, что по таким специальностям "должен быть установлен устный экзамен по литературе".
Он отметил, что придется подумать "над оптимальным соотношением между письменными и устными экзаменами".
Президент не согласился с учителями в том, что возвращение к устным экзаменам может привести к недоборам в вузы. "Думаю, что об этом в наименьшей степени нужно печалиться", - сказал Д.Медведев, заметив, что и поступившие по ЕГЭ должны будут пройти в первый год учебы жесткий отсев.
"Если люди поступают неготовыми, их нужно просто отчислять, жестко и неумолимо. Этот принцип применялся, и в этом году будет применяться также. Часть людей, которые поступили в результате ЕГЭ, они явно не готовы, и не смогут учиться. Так происходит во всем мире", - сказал Д.Медведев.
Накануне президент России Дмитрий Медведев выступил с видеообращением, приуроченном к началу нового учебного года. Глава государства призвал школьников России учиться понимать друг друга, чтобы сохранить единство народов России.
"И сегодня, как всегда было в нашей истории, залог процветания России - в единстве и сплочённости народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить вместе с вами. Величие российской культуры определяется достижениями выдающихся учёных, инженеров, художников, композиторов, богословов, поэтов и писателей - представителей всех национальностей России", - говорится в видеообращении.
"Учитесь лучше понимать друг друга. Берегите друг друга, берегите уникальный, огромный и удивительный мир - нашу Россию, - сказал глава государства и добавил: - Нас более 140 миллионов. Мы очень разные. В нашей стране проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Мы говорим более чем на 230 языках, а все вместе - образуем единый многонациональный народ".
Он подчеркнул роль русского языка как объединяющего фактора для всех народов страны. "О русском языке хочу сказать особо. Помимо того, что это государственный, официальный язык Российской Федерации, он стал для всех нас символом взаимопонимания, символом доверия и равноправия. Связующим звеном между культурами народов России и мировой культурой. Уважайте и любите русский язык", - сказал Д.Медведев.
Президент напомнил о подвиге советского народа, объединившего людей всех национальностей и вероисповеданий, в Великой Отечественной войне, отметив, что и в прошлогодние дни грузинской агрессии против Южной Осетии на защиту братского народа встали россияне самых разных национальностей.
"Не могу не вспомнить трагические события августа прошлого года в Южной Осетии, когда из-за безответственных действий грузинского руководства была развязана агрессия против народа Южной Осетии. На защиту братских народов встали русские и осетины, украинцы и белорусы, чеченцы, армяне, калмыки, башкиры, татары, представители других национальностей. Высокие государственные награды были вручены за мужество и героизм людям разных национальностей. Я назову лишь несколько из них - это кабардинец Ахмед Балкаров, осетин Ацамаз Келохсаев, казах Азат Нуртышев, татарин Амир Имангулов, русский Сергей Мыльников", - сказал Д.Медведев. Он выразил уверенность в том, что сегодняшние российские школьники в будущем обеспечат стране достойное будущее.
"Мы надеемся на вас. Верим, что вы, наши дети - самые способные, самые талантливые, самые умные и добьётесь всего, о чём мечтаете. Ваши смелость и изобретательность, ваши творческие способности, ваши способности выдвигать новые идеи, наконец, ваше желание изменить мир к лучшему - обеспечат каждому из вас, а стало быть - всем вам достойное будущее", - сказал глава государства. Он поздравил школьников с Днем знаний и началом учебного года, пожелал счастья ребятам, их родителям и учителям.
В российском образовании в этом году могут быть введены ряд новаций, которые коснуться стандартов обучения, медобслуживания, выплаты стипендий.
Российская начальная школа должна перейти на новые образовательные стандарты. К работе со школьниками планируется привлекать выпускников непедагогических вузов, имеющих склонность к преподаванию. Эту инициативу поддержал президент России Дмитрий Медведев, который также предложил разработать новую национальную образовательную стратегию «Инициатива — наша новая школа». Для этого, по его мнению, должны быть созданы не только новые стандарты школьного образования, но также выстроена система поиска и поддержки талантливых детей. Для учителей при этом необходимо создать систему материальных и моральных стимулов.
Чтобы снизить нагрузку на школьников, которые в наше время не отличаются крепким здоровьем, обсуждается возможность перехода на пятилетнее начальное образование и введение «шестидневки».
В этогом году планируется начать преподавание курса «Духовно-нравственная культура». Он войдет в необязательную часть учебного плана, которая не предусматривает проведение государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и формируется самостоятельно школой, учителями, учениками и их родителями. Новый образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года, а массовый переход на новый стандарт в 1-4 классах планируется в сентябре 2010г. Для тех, кто от религиозных уроков откажется, будет введен курс светской этики.
Позаботились и медобслуживании детей во время учебы. К 1 сентября все медицинские кабинеты в дошкольных и школьных учреждениях должны были получить лицензии.
Без лицензий они не смогут оказывать помощь детям в новом учебном году.
Охранять жизнь и здоровье подрастающего поколения решили с помощью светоотражающих элементов (фликеров), которые крепятся на одежду. В обязательном порядке они будут выдаваться ученикам сельских школ в Карелии, Ивановской и Тверской областях и в Карачаево-Черкесии. Фликеры на одежде, рюкзаках или ранцах делают ребенка заметным на дороге в темное время суток. Партия «Единая Россия» намерена выступить с инициативой сделать ношение фликеров обязательным для всех российских детей и закрепить это на законодательном уровне.
Несмотря на то, что учеба никогда не считалась «вредным производством», начальную школу в Тамбовской области теперь будут поить молоком – по стакану в день. Акция проводится в рамках экспериментального проекта «Школьное питание».
Наиболее продвинутым регионом в плане внедрения электронных документов стала Тверская область. Здесь учителя заводят электронный журнал, в котором родители через логин и пароль смогут посмотреть оценки своего ребенка. Привычный классный журнал, видимо, скоро вообще перестанет существовать.
В городе Железнодорожный Московской области в структуру органов общественного управления образовательных учреждений вводят должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Цель нововведения - усиление гарантий защиты прав, свобод и законных интересов учащихся, их родителей и педагогов. Уполномоченный призван содействовать восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса, оказывать помощь законным представителям несовершеннолетних при регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях, обеспечивать взаимодействия учеников, их родителей и учителей.
Есть приятная новость для российских учащихся учреждений начального и среднего профобразования – их ждет повышение стипендии до 800 рублей.
Ряд вузов не добрали в этом году студентов на бюджетные места – это повод задуматься. Возможно, эта ситуация связана с тем, что данные бюджетные места записаны за специальностями, которые сегодня не востребованы. Получается, что дети предпочли пойти на не бюджетные места, а выбрали платное обучение в других вузах - общее-то количество детей всё равно остаётся одинаковым.
Поэтому я думаю, что нужно вообще задуматься о структуре специальностей, о том, какое количество бюджетных мест существует на какую профессию. И нужно правильно сделать разносторонний анализ того, что произошло и в части количества специальностей, в вопросе их востребованности, и в вопросе того, что выбирает абитуриент.
Что касается самих вузов, то они должны привыкнуть работать в конкурентных условиях. Если сегодня они не востребованы, то зачем тогда бюджет на это будет тратить деньги? Ведь высшее бесплатное образование – это деньги налогоплательщиков. Вряд ли граждане России, являющиеся налогоплательщиками, будут за то, чтобы содержать те учреждения, которые реально не оказывают им социальную услугу в виде бесплатного образования для детей.
Проблема, которая уже стала критической для нашей страны – это деградация образования, причем, сопровождающаяся деградацией управленческого класса. Нужно сделать всё, чтобы поднять образование, даже не задумываясь о каких-то сиюминутных последствиях. Нужно ставить вопрос о развитии фундаментального образования, потому что это рано или поздно это скажется на состоянии страны критически.
Что касается управленческой составляющей, то здесь актуален ценностный вопрос. Огромные конкурсы абитуриентов, которые идут в вузы, сопричастные к подготовке государственных управленцев, показывают этот перекос в ценностях. Существенная часть идёт туда с одной установкой – заработать денег. Но не тем путём, как зарабатывает скучный европейский чиновник, живущий на 2000 евро в месяц после уплаты всех налогов - у нас речь идет о других суммах и других методах.
Эти вещи надо обсуждать. Эволюционным, поступенчатым путём, как это наметилось в последние несколько лет, проблем не решить. Время для таких постепенных, пошаговых перемен уходит, если уже не ушло.