Дорожные баталии
Основным экономическим трендом недели стало обсуждение дорожного строительства. В рамках профильного совещания премьер-министр предложил направить 8,4 трлн рублей на развитие дорожных фондов.
Основным реципиентом финансирования станет подконтрольный Игорю Левитину «Автодор». В последние годы был введен мораторий на создание новых госкорпораций. Последней жертвой данной кампании стала упомянутая компания. К активным действиям по продвижению проекта глава Минтранса Игорь Левитин приступил в конце 2007 года, когда согласие на создание госкорпорации дал Владимир Путин. Однако, сразу после презентации, у проекта будущей госкорпорации появилась масса противников. Прежде всего, таковым стал Виктор Зубков. «Камнем преткновения» в отношениях между министром и экс-премьером стал уставной капитал «Автодора». Минтранс лоббировал передачу бизнес-структуре всей федеральной дорожной сети, а правительство - только тех трасс, которые станут платными. Несмотря на то, что окончательно активы госкорпорации были сформированы лишь в 2010 году, борьба правительства и Минтранса оказалась достаточно жесткой.
До создания бизнес-структуры лагерь противников госкорпораций пополнился еще одним сильным игроком: против учреждения «Автодора» выступил Сергей Иванов. Вице-премьер поддержал идею консолидации дорожного фонда на базе одной бизнес-структуры, однако посчитал нецелесообразным создавать непосредственно госкорпорацию. Адекватной формой для новой компании, по словам Сергея Иванова, должно было стать акционерное общество со 100% государственным участием. В вопросе юридической формы «Автодора» вице-премьер одержал верх: бизнес-структура была организована в форме обычного АО.
Реванш за провал в вопросах формы бизнес-структуры Левитин решил взять в вопросах финансирования организации. Предварительная методика расчета размера вознаграждения ГК «Автодор» на период до 2015 года с просьбой Минэкономразвития согласовать эти показатели до 25 марта описана в письме замминистра транспорта Олега Белозерова в адрес замминистра экономического развития Олега Савельева. Согласно расчетам министерства, к 2015 году доход «Автодора» должен увеличиться более чем в 153 раза — с 117,8 млн руб. до 18,072 млрд руб. Формировать свой бюджет «Автодор» может за счет взимания платы за проезд грузовиков, за проезд по платным участкам дороги (не концессионных трасс), сдачи в аренду участков полосы отвода и т.д.
Фактически, передача «Автодору» платных трасс позволит увеличить аппаратный вес Игоря Левитина. Глава Минтранса последние несколько месяцев находится под все возрастающим давлением со стороны Минфина. Министерство финансов активизировало ревизию госрасходов ведомства Левитина на фоне обострения борьбы за дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета.
В сложном противостоянии с аппаратными противниками главу Минтранса поддерживает Минэкономразвития. Ведомство Эльвиры Набиуллиной активно лоббирует инфраструктурное строительство и уже частично согласовало предложения Игоря Левитина для активизации экономического роста в отдельных регионах.
Параллельно с развитием автодорожного строительства, правительство обсуждает возведение железнодорожной инфраструктуры. Соответствующая проблема обсуждалась в рамках бизнес-форума «Стратегическое партнерство–1520». Мероприятие традиционно проводится Владимиром Якуниным с целью усиления своих аппаратных позиций.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев