Дума обсудила соцвопросы
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в рамках «правительственного часа» в Госдуме доложила депутатам о ситуации с лекарствами. На повестке также вопросы безработицы и бюджета ФОМС.
«Превышение фактических розничных цен над предельными розничными ценами выявлено в 37 регионах Российской Федерации - от 0,17% в Липецкой области до 276,6% в Иркутской области», - сказала Татьяна Голикова в Госдуме. Она отметила, что с 26 апреля по 3 мая Росздравнадзор провел проверки в 606 российских аптеках. В результате ведомство выдало 518 предписаний об устранении нарушений по 400 учреждениям, по 300 фактам материалы направлены в прокуратуру.
«Очень важный вопрос, касающийся закона о лекарственных средствах. Это то, что жизненно важные лекарства должны быть в аптеках, и по ним регулируются цены», - сообщил накануне Борис Грызлов журналистам. По его словам, в настоящее время депутаты контролируют, как реализуется закон «О лекарственных средствах» на местах, и у них есть некоторые замечания по этому поводу. «Я думаю, что в выступлениях представителей фракций об этом будет сказано», - добавил спикер.
Что касается трудовых вопросов, то депутаты приняли в третьем, окончательном чтении закон, направленный на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
Инициированные правительством поправки вносятся в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты. Трудовые мигранты из бывших советских республик, которые приезжают в Россию на безвизовой основе, должны будут приобретать патент на работу и сдавать отпечатки пальцев.
Документ распространяется на иностранных граждан, которые не занимаются предпринимательством, работают у физических лиц - например, нянями, садовниками, на разного рода строительных и хозяйственных работах.
«Иностранный гражданин, прибывающий в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической экспертизе», - предусмотрено в законе.
Для того, чтобы получить такую «домашнюю» работу, иностранный гражданин обязан иметь патент, который выдается при обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции.
Что касается остальной законотворческой деятельности, то Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект, позволяющий депутатам от «малых партий» формировать в региональных парламентах фракции и депутатские объединения.
Соответствующие изменения, предложенные в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», направлены на повышение представительства избирателей в региональных парламентах.
Если от партии в региональный парламент прошел даже всего один депутат, он вправе образовать партийную фракцию.
Если на выборах в региональный парламент партия получила более 5% голосов, но менее, чем установленный проходной порог, она может сформировать из прошедших в этот парламент депутатов депутатское объединение, которое получит ряд прав фракции.
Секретарь президиума генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что реализация этой законодательной инициативы президента будет способствовать более широкому участию политических партий в решении задач, стоящих перед страной.
«Даже один депутат, представляющий партию, преодолевшую 5% барьер, получает право образовывать депутатское объединение; в свою очередь люди смогут спрашивать с партий за результат их работы и более ответственно подходить к формированию власти», - подчеркнул Вячеслав Володин.
Также второе чтение прошел законопроект, который предлагает предоставить право политическим партиям, не представленным в Госдуме, а также в региональных парламентах, не менее одного раза в год участвовать в их пленарных заседаниях.
На такие пленарные заседания предлагается приглашать представителей всех политических партий, не прошедших на выборах в Думу и региональные парламенты, независимо от того, действуют ли у таких партий на территории конкретного субъекта РФ региональные отделения.
Законопроектом оговаривается, что неучастие представителей политических партий в конкретном пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания.
Безработица действительно снижается, что связано с целым рядом мер по стабилизации, прежде всего в стратегических отраслях. Речь идет о металлургии, транспортном машиностроении, нефтеперерабатывающих предприятия, здесь удалось решить основные проблемы. Сегодня металлургия и нефтегазовый сектор чувствуют себя более-менее спокойно.
Все это свидетельствует о том, что ситуация начинает стабилизироваться. Но уровень безработицы тем не менее остается достаточно высоким. Необходимо учитывать структуру самой безработицы. Она обусловлена некоторыми сложностями именно системного характера, например, ситуацией в моногородах. Но надо сказать, что на региональном уровне политика ориентирована именно на занятость населения.
Что касается единого социального налога, а точнее страховых взносов, то напомню, что с этого года ЕСН был реформирован, и основная борьба развернулась за то, насколько он будет повышен. Было две позиции. Минэкономразвития, вице-премьер Игорь Шувалов, помощник президента Аркадий Дворкович настаивали на сохранении отсрочки повышения страховых взносов до 34% до 2011 года, и оставить 32%.
Против выступало Министерство финансов вместе с Минздравсоцразвития. Они настаивали на немедленно повышении страховых взносов до 34% . Это было обусловлено тем, что эти 2% необходимо было отправлять в Фонд пенсионного страхования, что было крайне необходимо для обеспечения деятельности фонда. Бюджет Пенсионного фонда является одной из ключевых статей расходов федеральной казны. Это крупнейшая статья после транспорта в региональные бюджеты. Понятно, что в виду роста пенсионных выплат и увеличения пожилого населения, общемирового тренда, нагрузка будет возрастать, и будет необходимо её чем-то поддерживать.
Борьба между этими двумя группами во многом и предопределила бюджетную политику. Учитывая в июне-июле начнётся формироваться бюджет, его будет готовить Минфин и вносить правительство, то вопрос бюджетных налоговых отчислений и их размера будет ключевым. Исходя из него, будут верстаться основные параметры финансового документа в РФ на 2011 год. С этим и связан такой интерес и ажиотаж вокруг данного вопроса, особенно на слушаниях в Государственной Думе.
Те законы, которые приняты, во-первых дают возможность малым партиям, чтобы их голос был услышан и учитывался при принятии других законов. Это достаточно важно, и улучшает качество других законов, которые принимаются. Когда мнение того или иного человека отражается в стенограммах и учитывается при принятии решений, он имеет возможность сказать свое слово, то другие депутаты будут знать эту точку зрения.
Поскольку очень часто в этих партиях фигурируют люди неудобные для кого-то, или может быть люди, с которыми ведется достаточно острая политическая борьба, и большие партии зачастую стараются подвинуть малые, сделать так, чтобы их голос был не слышен, и это нормальное желание. Но в том случае, если они имеют возможность создавать свою региональную фракцию, а не просто группу в региональном заксобрании, то, согласно уставу и внутренним документам, к ним будут прислушиваться и они смогут, в том числе, привлекать больше избирателей. Малые партии получат некие льготные возможности по привлечению избирателей и это будет способствовать укреплению в целом партийной системы.
Другой момент. Если какая-либо партия никуда не проходит и никак не участвует в общей политической картине, понятно, что шансы ее на выживание достаточно небольшие. Но в том случае, если она получает возможность выступать и что-то говорить, с одной стороны представители крупных партий чему-то учатся, учатся вести более жесткую дискуссию, реагировать на неудобные им вещи, ведь если говорят с парламентских трибун, то не реагировать на это нельзя. Эти законы делают крупные партии более компетентными – раз, а во-вторых, имея возможность высказаться, те партии, которые не попали в законодательные собрания, они естественно, в данном случае, получают большую поддержку избирателей. Получается некий пиар-подарок. Появляется возможность для малых партий не исчезнуть, а продолжить в будущем свое существование. Все это важно и полезно для общей системы Российской Федерации.